Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов





Скачать 311.41 Kb.
НазваниеПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов
страница1/3
Дата публикации27.09.2013
Размер311.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области

имени Героя Советского Союза Н.П. Воробьёва»

Рассмотрено на заседании кафедры

______________________________


______________________________

Руководитель кафедры _________/____________________/

Протокол № ____ от___________

Утверждено


на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от ______________

Утверждено

директор МБОУ «Лицей №1»


___________/Ю.С. Кудрявцев/

Приказ № ____ от_________


Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов

«Олимпийское и паралимпийское движение»

Автор разработки:

Кафедра учителей русского языка

МБОУ «Лицей №1»

2013 год

Пояснительная записка по введению содержания олимпийского

образования в курс русского языка 5 - 9 классов.

Предлагаемый материал включается в изучение школьной программы

русского языка в разных формах: словарная работа, тренировочные упражнения, комплексный анализ текста, объяснительный диктант, тексты для изложений, работа по развитию речи.

В зависимости от программы материал может быть реализован учителем как в виде контекстных включений, так и в виде контентных включений, например, проведение целостных уроков с комплексным анализом текста.

Тексты, данные для комплексного анализа текста, могут быть использованы для написания изложений и для проведения различных видов диктантов.

Ученики должны получить целостное представление об олимпийских и паралимпийских ценностях и терминах. В этой работе большая роль отводится использованию учителем словарей: «Этимологического словаря», словаря «Олимпийских зимних видов спорта».

Данный учебно-методический модуль предназначен для обучающей творческой работы на уроках русского языка, в содержание которых целесообразно включение спортивной и олимпийской тематики.
Основная часть


Класс

Тема программы

Тема урока по спортивной тематике

результат урока

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Олимпийские спортсмены в лёгкой атлетике.


Знакомство с олимпийскими спортсменами в лёгкой атлетике.

Правописание слов по олимпийской тематике


5

Глагол

На уроке физкультуры

Знакомство с олимпийскими видами спорта

5

Однородные члены предложения

Олимпийский флаг

Знакомство с символами олимпийского движения

5

Сочинение – рассуждение

Мой любимый олимпийский вид спорта

Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях

6

Числительное

Олимпийский огонь

Знакомство с традициями олимпийских игр

6

Тире между подлежащим и сказуемым

Международный олимпийский комитет – высший орган Олимпийского движения

Знакомство с эмблемой Олимпиады

7

Повторение изученного материала в 5-6 классах

Олимпийская символика

Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийской символике

7

Деепричастия. Деепричастный оборот

«Несовременные» виды спорта

Знакомство с видами спорта

8

Комплексный анализ текста

Эмблема Игр


Почему МОК принял решение о запрете использования олимпийских символов в коммерческих целях?

8

Тире между подлежащим и сказуемым


Евгений Плющенко – один их самых знаменитых фигуристов

Знакомство со знаменитым фигуристом. Ценностями олимпийского и паралимпийского движения

8

Обособленные определения

Паралимпийские игры

Знакомство с историей паралимпийских игр

8

Обособленные приложения

Экстремальные виды спорта

Мир экстремального спорта – особая субкультура, в которую по- настоящему дано проникнуть только отчаянным и смелым людям

9

Комплексный анализ текста

Взаимосвязь музыки и олимпизма


Знакомство с гимнами олимпиад и их авторами

9

Сложноподчиненные предложения


Уникальный рекорд Сергея Шилова

Знакомство с победами паралимпийцев

9

Жанры публицистики, их строение и языковые особенности

Репортаж из олимпийского музея


Н. Н. Озеров - известный спортсменй, выдающийся спортивный комментатор




Материалы для использования на уроках

русского языка (5 класс)

Тема «Правописание проверяемых согласных в корне слова» п. 9. При выполнении упр. 44. детям можно заранее дать задание подготовить небольшие сообщения об известных тренерах, подготовивших олимпийских спортсменов в лёгкой атлетике.

Найти в «Этимологическом словаре» значение и происхождение слов: спортсмен, баскетбол, чемпион, футбол, хоккей, матч, тренер.

Словарный диктант Пиши правильно!

Рекорд, спартакиада, рекордсмен, эстафета, режим, трамплин, спринтер, дистанция, стадион, матч, теннис, кросс, фехтование, реванш, хоккей, осанка, чемпион, тренажер.

Тема «Глагол» п.16.

Упр. 79. работая над темой сочинения «На уроке физкультуры», дать задания творческим группам найти информацию о представленных на рисунке видах спорта.

Задание.

1. Произвести фонетический разбор слов быстрее, сильнее (по вариантам).

2.Произвести морфологический разбор слов победа, участие (по вариантам).

Тема «Однородные члены предложения» п. 40

Обобщающие слова при однородных членах» можно провести разные виды

работы: объяснительные диктанты, графические диктанты, диктанты «Проверь себя». В зависимости от того, насколько учащиеся хорошо усвоили

эту тему, можно на нескольких уроках чередовать эти виды работ.

Диктант «Проверь себя»

Олимпийский флаг — белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов. Распространена версия, что кольца символизируют пять частей света, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. После завершения Игр 2010 года в Ванкувере олимпийский и паралимпийский флаги переданы городу Сочи - столице следующих зимних Игр. Право нести главные символы олимпийского движения доверили конькобежцу Ивану Скобреву, бобслеистам Александру Зубкову и Алексею Воеводе, фигуристу Евгению Плющенко и саночнику Александру Третьякову. А паралимпийский флаг несли чемпионы Паралимпийских игр: Ирек Зарипов и Сергей Шилов, Анна Бурмистрова и Кирилл Михайлов, Николай Полухин.

Задание.

1. Запишите предложения, составьте их схемы. Второе предложение измените так, чтобы однородные члены присоединялись союзами одиночными и повторяющимися.

Российская женская команда по биатлону на Олимпийских Играх в Ванкувере завоевала золотые медали в эстафете. В команде выступали спортсменки: Светлана Слепцова, Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева,

Ольга Зайцева.

2.Запишите предложения, составьте их схемы. Однородные члены

предложения подчеркните.

Самую первую для России медаль в чемпионатах мира по лыжным гонкам и биатлону среди спортсменов-колясочников еще в 1996 году завоевал Михаил Терентьев. Только на Паралимпийских играх этот спортсмен завоевал семь наград разного достоинства, стал чемпионом Солт- Лейк-Сити в 2002 году.
Материал к уроку развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения «Мой любимый олимпийский вид спорта»
Цель:

а) проверка усвоения сведений о композиции рассказа, языковых особенностях повествовательного текста и умения создавать свой текст;

б) актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска «Смарт»;

дидактические материалы («Словарь Олимпийских зимних видов спорта»,

«Этимологический словарь юного олимпийца», презентация).
Ход урока.

Оргмомент.

Учитель:

- Приходилось ли Вам писать рассказы?

-К какому типу речи они относятся? (Повествование)

-Какие ещѐ типы речи можно встретить в рассказе? (Описание, рассуждение)

-Для чего они нужны?

-Какова композиция (построение) рассказа? Что делает его интересным с самого начала? (Завязка).

-Как называется самая напряжѐнная, динамичная часть текста? (Кульминация). А заключительная? (Развязка).
Учитель:

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Назовѐм его Олимпийским. Что вам известно об Олимпийских играх? С чем, прежде всего, связывают понятие «Олимпийские игры»? (обращение к словарям, чтение и обсуждение словарных статей, с записью в тетради).
Учитель:

- Какими видами спорта вы увлекаетесь?

- Какие из названных вами относятся к олимпийским видам?

- Сколько зимних олимпийских видов спорта?
Сообщения учеников о 7 олимпийских зимних видов спорта, что соответствует числу Международных олимпийских федераций. На дисциплины делятся: лыжный спорт, конькобежный спорт, бобслей. Всего их 15. Количество олимпийских видов спорта постоянно растет. Так в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд. (запись в тетрадях).

Обратите внимание на символ Олимпийских игр: 5 колец, символизирующих 5 континентов.

- Обратимся к «Словарю олимпийских зимних видов спорта». О каких континентах идет речь? Рассмотрите эмблему Олимпиады и назовите континенты и олимпийские виды спорта.
Учитель:

Предлагаю вам познакомиться с талисманами Игр в разных городах. Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы.
Сообщения учащихся (индивидуальное задание даётся предварительно, используется презентация).
Учитель:

- А теперь проверим правописание и значения новых слов.

- Какие качества необходимы для того, чтобы заниматься спортом?

- Принимали ли вы участие в соревнованиях? Кто? Когда? В каких?

- Какие качества вам потребовалось проявить, чтобы победить (или принимать участие)?

- Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера. В вашем рассказе их должен проявить главный герой.
Итог урока. Домашнее задание. Написать творческую работу мини-сочинение «Мой любимый вид спорта».

Материалы для использования на уроках

русского языка (6 класс).

Тема «Числительное». Текст направлен на повторение и углубление знаний по фонетике, морфологии, морфемике, речеведению и интенсивной работе по орфографии и пунктуации.

Олимпийский огонь

Впервые олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме.

Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Олимпийский огонь на факеле передается от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населенным континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало Игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие Игр.

Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения олимпийского костра были проведены на XI летних Олимпийских играх в Берлине (Германия) в 1936 году. Огонь был зажжен в Олимпии 20 июля 1936 года, эстафета закончилась в Берлине 1 августа 1936 года.

Задание.

1. Вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определить основную мысль текста.

3. Выпишите ключевые слова из текста.

4. Из предложения 3 выпишите слова, где все согласные звонкие.

5. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне.

6. Выпишите из предложений 3-4 слова, состоящие из приставки, корня,

суффикса и окончания.

7. Укажите номера предложений, в которых есть глаголы в форме настоящего времени.

8. Выпишите все числительные словами.

9. Напишите сжатое изложение.
Оливковая ветвь

Оливковая ветвь представляет собой свернутую в виде венка ветвь, которую вручают победителю вместе с золотой медалью. Традиция ее вручения была возрождена на XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Задание.

1. Вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Фонетический разбор слова «ветвь».

3. Морфемный разбор слова «представляет».

4. Морфологический разбор слова «медалью».

5. Подчеркнуть грамматическую основу.

6. Выписать словосочетания глагол+сущ.; сущ+прилагат.

7. Нарисуйте иллюстрацию к данному тексту.
Талисманы

Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное изображение, которое ассоциируется в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году, когда талисманом стало изображение лыжника.

Задание.

1. Вставьте пропущенные знаки препинания.

2. Дайте этимологическое толкование слова «талисман».

3. Подберите синоним к слову «ассоциируется».

4. Выпишите словарные слова.

5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

6. Подчеркните грамматические основы всех предложений, составьте к ним схемы.

7. Каким вы представляете себе талисман Сочи-2014? Обоснуйте свой ответ в форме увлекательного рассказа или сказки.

8. Нарисуйте свой талисман.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconОглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного...
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
С. И., Гольцова Н. Г.) и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconРабочая программа по предмету (элективный курс) «Избранные вопросы...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка Целью данной программы является развитие у...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка Учебный предпрофильный курс «Деловой английский»
Иностранный язык выступает средством реализации профильного обучения. Специфика целей и содержания обучения иностранному языку в...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка Успешное овладение знаниями русского языка...
«тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная лингвистика», являющийся закономерным продолжением урока,...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс русского языка 5 9 классов iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск