Скачать 67.65 Kb.
|
Аннотация. Методическая разработка интегрированного урока «Музыкальное сочинение» предназначена для проведения уроков русского языка (развития речи) и музыки в 3-ем классе . Представленный конспект урока с использованием электронного образовательного ресурса интерактивная доска SMART Board, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook, обеспечивает преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить проведение словарной работы на уроке, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Делает урок более интересным, повышает мотивацию учащихся, обеспечивая развитие личных и социальных навыков. Формулирование вопросов и заданий не только в устной, но и визуально на экране позволяет учащимся быстро и правильно понять суть поставленной перед ними задачи. Конспект урока. Тема урока: Музыкальное сочинение. Возраст учащихся: 3 класс. Цель урока: вызвать у детей желание поделиться своими мыслями, написать сочинение. Задачи урока: Предметно- содержательная: показать на примере народных и авторских песен способы описания радостных и грустных минут в жизни героев. Деятельностно-коммуникативная: формировать умение высказывать свои мысли, правильно строя предложение. Ценностно-ориентационная: развивать мыслительную деятельность – умения сравнивать, наблюдать, делать выводы; развивать познавательный интерес путём привлечения исторического материала. Тип урока: применение знаний и способов деятельности. Оборудование урока: интерактивная доска SMART Board, проектор, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook по теме «Музыкальное сочинение», музыкальные инструменты – балалайка и гитара, бумажный солдатик на верёвочке, которая приводит его в движение, диски с песнями, магнитофон, портреты Булата Окуджавы и Жанны Бичевской. Методы и приёмы использования ИКТ: Вид учебной презентации: слайд-шоу. Цель применения средств ИКТ: повышение эффективности урока путём расширения спектра самостоятельной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения: наглядного изображения, оперативного подведения итогов на отдельных этапах урока. Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно – активные. Ожидаемый результат: повышение степени достижения целей урока за счёт применения средств ИКТ. Структура урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний и способов деятельности (подготовка к учебно-познавательной деятельности, словарная работа). 3. Подготовка к написанию сочинения. 4. Самостоятельная работа. 5. Итог урока. Рефлексия. Ход урока. I.Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем писать сочинение о музыке. Качество работ будет зависеть от ваших интересных ответов, активности, внимательности, старания. В конце урока мы запишем своё сочинение. III. Словарная работа. - Для того, чтобы сочинение получилось грамотным и интересным, мы проведём словарную работу. (Слайд2,3) Колыбель, крестьяне, горожанин, юмор, извозчик, повозка, кучер, рессора, кафтан, портки, подмётка, воск, бардовская песня, Булат Окуджава, Жанна Бичевская. (предварительная работа проводилась на предыдущих уроках чтения и русского языка) Дети шёпотом читают слова, объясняют значения слов. Колыбель – кроватка, в которой укачивают ребёнка. Крестьяне – люди, занимающиеся обработкой земли. Горожанин – житель города. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Кучер – работник, который правит лошадьми. Повозка – перевозочное средство, в которое запрягается животное. Извозчик – кучер наёмной повозки. Кафтан – старинная русская мужская долгополая верхняя одежда. Портки – то же, что и штаны. Подмётка – подошва, обычно в половину ступни. Воск – вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот. Бард – певец-поэт. - Найдите слова с непроверяемой безударной гласной, прочитайте по слогам, запишите в словарик. - Как образовались слова: извозчик, повозка, подмётка? - Найдите слова с парными согласными звуками, подберите к ним проверочные слова. - Какие ещё орфограммы увидели? Как вы их сможете объяснить? Что надо запомнить? - Кто такие Булат Окуджава и Жанна Бичевская? (Исполнители бардовских песен.) IV. Физкультминутка. V. Подготовка к написанию сочинения. - Когда-то мой сынок был маленьким. Он плакал, а я успокаивала его и часто пела колыбельные песенки. Такие песни имеют очень древнюю историю, происходят они от слова «колыбель». Слова их очень просты, чаще всего народные. В песнях мама ласково обращается к ребёнку, зовёт на помощь кота, чтобы он, мягкий и ласковый, своим мурлыканьем успокоил ребёнка. Вот послушайте: (учитель исполняет песню) Валенки (русская народная песня) Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки. Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить. Баю, баю, баиньки, - Какой характер у этой песни? - Как передаётся характер этой песни? - (Нежным голосом, ласковым обращением, напевностью, неторопливостью пения). - Почему песня поётся без музыкального сопровождения? - (Она поётся перед сном, дома у колыбели). - Понравилась ли вам эта песенка? Чем? (Выслушиваются ответы детей). - Перейдём к следующему музыкальному произведению. Но сначала узнаем немного о его главном герое – извозчике Ерёме. (Рассказывают заранее подготовленные ученики): - В начале прошлого века на Руси было много крестьян. Больше, чем горожан. Жили они в деревне, занимались хозяйством. Жили бедно, уезжали в город на заработки. Молодой парень Ерёма устроился в городе извозчиком – перевозил граждан в повозке, в которую впряжена лошадь. То ли пассажиров было мало, то ли время вечернее – выдалась у Ерёмы свободная минутка. И отчего-то сделалось ему так грустно, так тоскливо одному, без семьи, без невесты, что на глаза навернулись слёзы. (Дети слушают русскую народную песню «Страдания извозчика Ерёмы» в исполнении Жанны Бичевской). Страдания извозчика Ерёмы (русская народная песня) А-а, как на речке был он на Фонтанке, Стоял извозчик, парень молодой. А он был в розовой, стал быть, рубашке И всетюлевых, стал быть, штанах. А набекрень была его фуражка, А-а в кармане чёрствы пирожки. Да вдруг изво-извозчичку взгрустнулось, Да залился он горькою слезой. А слеза, стал быть, горюча, По-покатилась прямо на кафтан. С кафтана слеза, стал быть, скатилась И-и упала прямо на портки. А с портков слеза, стал быть, скатилась И упала в валяный сапог, Через подмётку она просочилась И-и упала прямо на песок. А на песке слеза, стал быть, лежала По-пока дворник, стал быть, не подмёл. - Какая по настроению эта песня? Как певице удаётся передать характер песни? Какой музыкальный инструмент звучит в этой песне? - Балалайка – народный инструмент. Она подчёркивает народный характер песни, её простоту.( Учитель показывает инструмент) Хоть песня и о грустном, но в ней слышится народный юмор. О чём здесь поётся с юмором? - Русскому народу всегда было свойственно чувство юмора. Это отражается в частушках, небылицах, пословицах. Перейдём к третьему произведению. Мальчишки любят играть в солдатиков. Сейчас их можно купить в любом магазине игрушек. А раньше солдатиков делали из воска, вырезали из дерева, из бумаги, отливали из олова. В какой сказке рассказывается об оловянном солдатике? - Вот у меня есть бумажный солдатик, он висит на ниточке. Он тоже может идти в бой, но не в настоящий, а в игрушечный. Представьте, что я прикоснулась к солдатику волшебной палочкой, и он ожил. Как вы думаете, он будет храбрым солдатом? Если бы вдруг пришла беда, стал бы он воевать или спрятался бы где-нибудь? - Вот о таком солдатике мы сейчас послушаем песню Булата Окуджавы «Бумажный солдат».(Возможно исполнение песни учеником класса). Один солдат на свете жил, Красивый и отважный, Но он игрушкой детской был: Ведь он солдат бумажный. Он переделать мир хотел, Чтоб был счастливым каждый. А сам на ниточке висел: Ведь был солдат бумажный. Он был бы рад – в огонь и дым За вас погибнуть дважды, Но потешались все над ним: Ведь был солдат бумажный. Не доверяли вы ему Своих секретов важных. А почему? А потому, Ведь был солдат бумажный. А он, судьбу свою кляня, Не тихой жизни жаждал И всё просил: «Огня! Огня!» - Забыв, что он бумажный. В огонь? Ну что ж, иди! – Идёшь? И он шагнул однажды. И там сгорел он ни за грош: Ведь был солдат бумажный. - Грустная или весёлая эта песня? Почему? Выслушиваются ответы детей. - Почему солдатик сгорел? - Какие картины вам представились, когда вы слушали песню? - Мы с вами прослушали несколько песен. Все они разные по настроению, содержанию. Вы сейчас выберете для себя песню, которая понравилась больше других, и напишете небольшое сочинение. Кто желает, может обратиться к слайду. (Слайд №4) VI. Самостоятельная работа. Дети пишут небольшое сочинение(до 10 минут). VII. Итог урока. По желанию дети зачитывают свои сочинения. |
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения... Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | ||
Решает ли проблемы развития общества теория самоогранизации синергетики Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа | ||
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» | Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» Сначала речь возникает как средство общения, затем становится средством познания. В разных ситуациях речь выступает в различных формах.... | ||
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект урока математики на тему Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка урока русского языка для 9 класса по программе... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | Методическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать... Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами... |