"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами" Москва, 2012





Название"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами" Москва, 2012
страница1/15
Дата публикации17.01.2015
Размер1.27 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Хаустова Д.А.


"Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами"

Москва, 2012
Содержание
Предисловие………………………………………………………………….3

Ученикам……………………………………………………………………..4-7

Анализ текста…………………………………………………………………8-112

Упражнения на восстановление текста…………………………………113-125

Анализ "псевдотекстов"………………………………………………….126-137

Варианты экзаменационных упражнений………………………………138-145

Ответы…………………………………………………………………….146-158

Предисловие

Пособие адресовано выпускникам 9 класса и предназначено для подготовки к наиболее сложной части ГИА – сжатому изложению. Информационный материал познакомит девятиклассников с особенностями сжатого изложения, способами и приемами сжатия, требованиями к работе. Задания и справочные материалы могут отработать навыки написания сжатого изложения.

Практикум состоит из 5 разделов:

1. Анализ текста.

В этом разделе предложены тексты и задания к ним с целью проверить степень понимания текста учащимися, подготовить их к написанию сжатого изложения.

2. Упражнения на восстановление текста.

Цель этого раздела: научить девятиклассников распознавать структуру и содержание текста.

3. Анализ "псевдотекстов".

Термин "псевдотекст" предложен Е.С. Антоновой. В нем дается текст, составленный из разных источников. Части такого псевдотекста объединены или темой или случайными деталями текстопостроения. Задача ученика – проанализировать его, пользуясь всеми освоенным техниками работы с текстом, выделить смысловые и стилистически отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники, из которых был создан псевдотекст. Это упражнения для тренировки практического умения учеников определять типы и стили речи.

4. Варианты экзаменационных изложений.

В данном разделе представлены все тексты изложений, которые были предложены организаторами ГИА в 2008 – 2009 гг. После каждого текста расписаны его микротемы.

5. Ответы на задания.
Издание окажет помощь учителям-словесникам, методистам.
Ученикам

Друзья!

Обязательной формой сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе для всех школ города Москвы станет ГИА. Такая экзаменационная форма состоит из 3 частей:

  • сжатого изложения (С1);

  • теста - задания с выбором ответа (А);

задания с кратким ответом (В);

  • сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (С2.1, С 2.2.).

В данном практикуме вам предлагаются задания для подготовки к написанию сжатого изложения. Но прежде следует разобраться, что же такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста.

Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную.

Известны три приема сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. - Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение);

Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета.Оскар, шведский король, прислал за ней роскошную карету

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).

В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, назвали их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты назвали…

В своем тексте вы можете использовать либо один прием, либо несколько.

Существуют способы сжатия материала:

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купит на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово. - На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово.

  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… - Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! - Разыгрался пустынный, взрыл снеговые степи, все одел белый мрак.

  • разбивка сложного предложе­ния на сокращенные простые;

Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. - Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные.

  • перевод прямой речи в косвен­ную;

Свернули с шоссе на проселок. Проехали ещё с полкилометра.

- Дальше давайте своим ходом, - объявил шофер.

- Тут недалеко. Подниметесь по склону – там и домик. - Свернули с шоссе на проселок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что было недалеко.

  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воро­бей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъеро­шенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыг­нул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. - Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воро­бей камнем упал перед самой ее мордой — и с отчаянным и жалким писком прыг­нул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Максимальный балл можно получить за изложение, соответствующее следующим требованиям:

- экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

- экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

- работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последователь­ностью изложения; логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Для того, чтобы правильно выполнить некоторые задания пособия, необходимо вспомнить следующие определения:

Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью.

Микротема - тема каждой смысловой части текста. Одна микротема соответствует одному абзацу.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.

Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения.

Ключевые слова – особенно важные для понимания конкретного текста.

Желаем удачи!

Анализ текста

Текст 1

- Прочитайте текст.

Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода её мысли. Но ничего не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности.

То же с ритмом. Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы!

Её нагромождения ударных слогов, её тире, её бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если на дороге - куст

Встает, особенно - рябина…

О чем все это говорит?

Начала казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие, - с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все спелось в Цветаевой в неразрывное целое.

И это только черта её творчества, но и всего её духовного строя и даже внешнего облика.

Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в Голицынском «Доме творчества». Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, может быть, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой.

Оказалось – ничего подобного.

Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

Не изящная хрупкость, а – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе стремительность её натуры.

Должен сказать, что ни на одной из фотографий тех лет я не узнаю Цветаеву. Это не она. В них нет главного – т ого очарования отточенности, которая характеризовала всю её, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неутолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными», чертами её лица.

Е.Б. Тагер

Информация об авторе текста:

Евгений Борисович Тагер /1906- 1984/ - прекрасный литературовед, в исследованиях которого предстает углубленное истолкование крупнейших художественных явлений рубежа 19-20 веков. Он создавал статьи и книги о творчестве М.Горького, А. П.Чехова, Л.Н.Толстого, сохранились дневниковые воспоминания о Марине Цветаевой, Анне Ахматовой.

Задания:

1. Кому посвящен этот текст?

__________________________________________________________________

2. О чем в нем идет речь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как это можно понять?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как бы Вы сформулировали тему текста?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Главной чертой, характеризующей Марину Цветаеву, её речь, облик, является очаровательная отточенность. Каково лексическое значение слова отточенность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какой увидел Е.Тагер Цветаеву при встрече и каковы были его ожидания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Объясните значение некоторых словосочетаний.

Орнаментальная игра со словами -__________________________________________________________________

Импрессионистическая невнятность - __________________________________________________________________

Музыкальная ворожба пригвоздить читателей к смыслу -__________________________________________________________________

8. Какие средства художественной выразительности использованы в данных сочетаниях?

__________________________________________________________________

9. На каких контекстуальных антонимах строится текст?

__________________________________________________________________

10. К какому стилю речи Вы отнесете текст? Что Вам подсказывает выбор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Обратимся к первой части текста. О чем идет в ней речь?

__________________________________________________________________

12. Какие ключевые слова можно выделить?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как можно озаглавить эту часть?

__________________________________________________________________

14. Важна ли эта часть для раскрытия темы? Её нужно пересказывать сжато или подробно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Можно ли объединять несколько абзацев в один?

__________________________________________________________________

16. Какие из предложений можно соединить?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, вместо текста, состоящего из 73 слов, у нас получился микротекст из 29 слов.

Самостоятельно соединяем предложения второй и третий части.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Определите тип данного текста.

__________________________________________________________________18. Какие части должны в нем присутствовать?

__________________________________________________________________

19. Найдите и выделите их в тексте.

20. Что описывает автор? Прочитайте.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМетодическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения...
Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4)
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconУрок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн»)
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМ. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум",...
Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМетодические рекомендации по проверке выполнения заданий с развернутым...
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 icon"Обучение сжатому изложению"
Гиа – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное,...
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconПрограмма факультативного курса по алгебре
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconФормирование региональных баз данных
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМетодические рекомендации по профилактике экзаменационного стресса
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconПоложение об организации и проведении II тура областной олимпиады...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconПриложение: Ответы на вопросы о порядке проведения государственной...
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМетодическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию...
Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок...
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconМоу «первомайская средняя общеобразовательная школа» Реферат «Освоение...
Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconГиа 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения...
\"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами\" Москва, 2012 iconУдмурт Республикаысь Алнаш районлэн администрациез Администрация...
В соответствии с методическими рекомендациями, направляю вам материалы о состоянии гражданской обороны в муниципальном образовании...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск