Скачать 1.27 Mb.
|
Хаустова Д.А. "Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами" Москва, 2012 Содержание Предисловие………………………………………………………………….3 Ученикам……………………………………………………………………..4-7 Анализ текста…………………………………………………………………8-112 Упражнения на восстановление текста…………………………………113-125 Анализ "псевдотекстов"………………………………………………….126-137 Варианты экзаменационных упражнений………………………………138-145 Ответы…………………………………………………………………….146-158 Предисловие Пособие адресовано выпускникам 9 класса и предназначено для подготовки к наиболее сложной части ГИА – сжатому изложению. Информационный материал познакомит девятиклассников с особенностями сжатого изложения, способами и приемами сжатия, требованиями к работе. Задания и справочные материалы могут отработать навыки написания сжатого изложения. Практикум состоит из 5 разделов: 1. Анализ текста. В этом разделе предложены тексты и задания к ним с целью проверить степень понимания текста учащимися, подготовить их к написанию сжатого изложения. 2. Упражнения на восстановление текста. Цель этого раздела: научить девятиклассников распознавать структуру и содержание текста. 3. Анализ "псевдотекстов". Термин "псевдотекст" предложен Е.С. Антоновой. В нем дается текст, составленный из разных источников. Части такого псевдотекста объединены или темой или случайными деталями текстопостроения. Задача ученика – проанализировать его, пользуясь всеми освоенным техниками работы с текстом, выделить смысловые и стилистически отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники, из которых был создан псевдотекст. Это упражнения для тренировки практического умения учеников определять типы и стили речи. 4. Варианты экзаменационных изложений. В данном разделе представлены все тексты изложений, которые были предложены организаторами ГИА в 2008 – 2009 гг. После каждого текста расписаны его микротемы. 5. Ответы на задания. Издание окажет помощь учителям-словесникам, методистам. Ученикам Друзья! Обязательной формой сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе для всех школ города Москвы станет ГИА. Такая экзаменационная форма состоит из 3 частей:
задания с кратким ответом (В);
В данном практикуме вам предлагаются задания для подготовки к написанию сжатого изложения. Но прежде следует разобраться, что же такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную. Известны три приема сжатия информации: 1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение); Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. - Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером. 2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение); Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар, шведский король, прислал за ней роскошную карету 3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение). В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, назвали их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты назвали… В своем тексте вы можете использовать либо один прием, либо несколько. Существуют способы сжатия материала:
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купит на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово. - На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… - Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.
Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! - Разыгрался пустынный, взрыл снеговые степи, все одел белый мрак.
Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. - Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные.
Свернули с шоссе на проселок. Проехали ещё с полкилометра. - Дальше давайте своим ходом, - объявил шофер. - Тут недалеко. Подниметесь по склону – там и домик. - Свернули с шоссе на проселок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что было недалеко.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. - Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Максимальный балл можно получить за изложение, соответствующее следующим требованиям: - экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. - экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста. - работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. Для того, чтобы правильно выполнить некоторые задания пособия, необходимо вспомнить следующие определения: Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Микротема - тема каждой смысловой части текста. Одна микротема соответствует одному абзацу. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор. Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения. Ключевые слова – особенно важные для понимания конкретного текста. Желаем удачи! Анализ текста Текст 1 - Прочитайте текст. Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода её мысли. Но ничего не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности. То же с ритмом. Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы! Её нагромождения ударных слогов, её тире, её бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все равно, и все едино. Но если на дороге - куст Встает, особенно - рябина… О чем все это говорит? Начала казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие, - с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все спелось в Цветаевой в неразрывное целое. И это только черта её творчества, но и всего её духовного строя и даже внешнего облика. Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в Голицынском «Доме творчества». Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, может быть, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. Оказалось – ничего подобного. Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость, а – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе стремительность её натуры. Должен сказать, что ни на одной из фотографий тех лет я не узнаю Цветаеву. Это не она. В них нет главного – т ого очарования отточенности, которая характеризовала всю её, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неутолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными», чертами её лица. Е.Б. Тагер
Задания: 1. Кому посвящен этот текст? __________________________________________________________________ 2. О чем в нем идет речь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как это можно понять? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как бы Вы сформулировали тему текста? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Главной чертой, характеризующей Марину Цветаеву, её речь, облик, является очаровательная отточенность. Каково лексическое значение слова отточенность? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какой увидел Е.Тагер Цветаеву при встрече и каковы были его ожидания? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Объясните значение некоторых словосочетаний. Орнаментальная игра со словами -__________________________________________________________________ Импрессионистическая невнятность - __________________________________________________________________ Музыкальная ворожба пригвоздить читателей к смыслу -__________________________________________________________________ 8. Какие средства художественной выразительности использованы в данных сочетаниях? __________________________________________________________________ 9. На каких контекстуальных антонимах строится текст? __________________________________________________________________ 10. К какому стилю речи Вы отнесете текст? Что Вам подсказывает выбор? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Обратимся к первой части текста. О чем идет в ней речь? __________________________________________________________________ 12. Какие ключевые слова можно выделить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Как можно озаглавить эту часть? __________________________________________________________________ 14. Важна ли эта часть для раскрытия темы? Её нужно пересказывать сжато или подробно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Можно ли объединять несколько абзацев в один? __________________________________________________________________ 16. Какие из предложений можно соединить? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таким образом, вместо текста, состоящего из 73 слов, у нас получился микротекст из 29 слов. Самостоятельно соединяем предложения второй и третий части. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17. Определите тип данного текста. __________________________________________________________________18. Какие части должны в нем присутствовать? __________________________________________________________________ 19. Найдите и выделите их в тексте. 20. Что описывает автор? Прочитайте. |
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения... Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4) | Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | ||
М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум",... Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012 | Методические рекомендации по проверке выполнения заданий с развернутым... Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | ||
"Обучение сжатому изложению" Гиа – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное,... | Программа факультативного курса по алгебре Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | ||
Формирование региональных баз данных Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | Методические рекомендации по профилактике экзаменационного стресса Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | ||
Экзаменационные билеты по дисциплине «Русский язык и культура речи» Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Положение об организации и проведении II тура областной олимпиады... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Приложение: Ответы на вопросы о порядке проведения государственной... Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... | ||
Моу «первомайская средняя общеобразовательная школа» Реферат «Освоение... Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | Гиа 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения... | Удмурт Республикаысь Алнаш районлэн администрациез Администрация... В соответствии с методическими рекомендациями, направляю вам материалы о состоянии гражданской обороны в муниципальном образовании... |