Скачать 311.57 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) «бакалавр» Новороссийск 2013 Карелова И.И. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: НФ МГЭИ, 2013. – 32 с. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010) для студентов очной формы обучения Новороссийского филиала МГЭИ направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция». Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин НФ МГЭИ. Протокол заседания кафедры. № 8 от 27. 03.13. Утверждено решением Совета филиала, протокол № 7 от 03 июля 2013 г. © Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть). Знания основных концептуальных положений курса являются теми средствами и способами, без которых невозможно освоение научных концепций других учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки бакалавра экономики. Курс рассчитан на один учебный семестр, основывается на знаниях, полученных в школе, и предлагается к изучению в высшей школе с целью формирования языковых, коммуникативных, общекультурных и иных компетенций, заявленных в. Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (2010г); осмысления его значимости в деловом и межличностном общении. В соответствии с целью планируется решить следующие задачи:
Программа курса состоит из 5 теоретических и 4-х практических модулей. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Курс направлен на формирование профессионально-ориентированного студента, способного превратить процесс общения в эффективное сотрудничество между различными общественными и государственными структурами. Требования к результатам освоения дисциплины. Выпускник по направлению подготовки 030300.62 «Юриспруденция» с квалификацией «бакалавр» в рамках курса «Русский язык и культура речи» обязан сформировать языковые, коммуникативные профессиональные и общекультурные компетенции в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, изложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах 3-его поколения. В их основе лежат знания, умения и навыки. Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности студента, его уровень компетентности, а компетенции – это уровень его достижений, выраженных в его способности решать определённый класс профессиональных и коммуникативных задач. Общекультурные компетенции (ОК): ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-11.
Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: приобрести
получить
уметь
осмыслить
определить
стремиться
2. Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4). Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: осознать
знать и понимать
владеть
уметь
разбираться
3. Владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5). Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: создать
самостоятельно организовать
составить
разработать
самостоятельно осуществить
научиться
4. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7) Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: освоить
изучить
5. Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11). Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: освоить
научиться
Профессиональные компетенции (ПК): ПК-17, ПК-18 1. Владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7). Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: научиться
разбираться
Для приобретения данной компетенции студенты обязаны: освоить
разбираться
освоить
понять
приобрести
научиться
*Информационный (теоретический) модуль представляет собой систему необходимой информации, отражающей суть научной концепции курса «Русский язык и культура речи». Целевой (теоретический) модуль дает представление о лингвистических единицах и категориях, определяющих уровень языковой и речевой культуры носителя языка. Операционный (практический) модуль включает в себя перечень практических заданий и упражнений по использованию полученной информации и реализации компетенций. ПРОГРАММА КУРСА Теоретические модули Тема 1. Структура и содержание курса (информационный модуль) – 2 часа Предмет, цели, задачи и структура курса. Образовательные технологии, модели, принципы и методы обучения. Понятие модуля. Виды модулей. Характер отношений между участниками образовательного процесса. Знания и компетенции. Виды компетенций. Индивидуальный образовательный опыт студента. Понятийно-терминологический словарь Образовательные технологии обучения, модели обучения, методы обучения, научные концепции. Образовательный модуль, образовательный процесс, образовательный опыт. Знания, компетенции, конкурентоспособный бакалавр. Тема 2. Язык как система знаний (целевой модуль) – 4 часа Язык и речь: понятия, функции, признаки. Теории происхождения языка. Этапы развития русского национального языка.* Основные разделы науки о языке. Язык – знаковая система. Международное значение русского языка, современный этап его развития.*Язык как способ самопознания и самосовершенствования. Язык как инструмент решения жизненных целей: бытовых, социальных, профессиональных. Речевая деятельность как процесс. Общение: определение, структура, виды. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. *Темы, выделенные курсивом и обозначенные звёздочкой, предназначены для самостоятельного изучения. Понятийно-терминологический словарь Язык, речь, речевая деятельность, речевая ситуация. Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, стилистика. Самопознание, саморазвитие, самосовершенствование. Тема 3. Литературный язык и языковая норма (целевой модуль) – 4 часа Язык – средство человеческого общения. Русский национальный язык. Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык). Понятие о литературном языке. Нормированность как его основное качество. Языковая норма. Виды норм: фонетические лексико-фразеологические, грамматические, стилистические. Специальные нормы письменной формы речи: орфографические и пунктуационные. Виды и причины речевых ошибок. Пути их устранения. Характеристика лексических заимствований в юриспруденции.* Понятийно – терминологический словарь Русский национальный язык, литературный язык, языковая норма, речевая ошибка. Виды норм: фонетические (акцентологические, орфоэпические); грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), лексические, фразеологические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Тема 4. Функциональные стили и речевые жанры (целевой модуль) – 4 часа Функциональный стиль как разновидность литературного языка. Типы функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический. Их характерные признаки, различия и сходство: сфера функционирования, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности. Взаимодействие стилей. Подстили научного, официально-делового и публицистического стилей. Специфическая функция местоимения «мы» в научном тексте. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Характеристика жанров научной, деловой и публицистической речи. Текстовые нормы юридических документов.* Язык художественной литературы. Разговорная речь: особенности устной и письменной форм. Структурные элементы разнообразных текстов и их языковое оформление. Анализ конкретных ситуаций речевого общения и использование языковых средств для выражения коммуникативных намерений. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей. Понятийно-терминологический словарь Функциональный стиль: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. Сфера деятельности, языковые средства, стилевые черты, текст, коммуникативные намерения. Речевые жанры научного стиля: научное сообщение, научный доклад, научное выступление, тезис, реферат, курсовая работа, дипломная работа. Речевые жанры публицистического стиля: очерк, интервью, репортаж, эссе, фельетон, публичное выступление. Речевые жанры художественного стиля: рассказ, басня, поэма, роман. Речевые жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, приказ, рекламация, распоряжение, служебная записка, докладная записка, деловое письмо. Речевые жанры разговорного стиля: письмо, сообщение, диалог, спор. Тема 5. Основы культуры речи (целевой модуль) – 4 часа Особенности устной и письменной речи. Использование речевых и внеречевых средств при создании устной речи. Использование средств письма для передачи мысли. Основные качества культурной речи: богатство словаря, чистота, точность, ясность, понятность, правильность, выразительность. Распознавание речевых ошибок. Рациональное и эмоциональное в публичном выступлении. Техника и тактика общения. Содержательно-смысловой и стилистический анализ устных и письменных текстов. Средства речевой выразительности: тропы и фигуры. Пути повышения уровня речевой культуры. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Техника речи. Жесты и мимика. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Причины коммуникативных неудач. Рациональное и эмоциональное в речи юриста.* Пути повышения культуры устной и письменной речи юриста.* Средства речевой выразительности, клише и штампы в речи юриста Понятийно-терминологический словарь Культура речи, качества культурной речи. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха сравнение, эпитеты, гипербола, олицетворение, перифраза. Фигуры: антитеза, градация, эпифора, риторическое обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход. Рациональный, эмоциональный, техника и тактика общения, текст, уровень речевой культуры. Практические модули |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института отмечает своё пятнадцатилетие | Гбоу спо «Новороссийский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края | ||
Гбоу спо «Новороссийский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края | Инструкция по работе с методическими указаниями Государственное и муниципальное управление / сост.: З. К. Михайлова; Новороссийский политехнический институт. Кубанского государственного... | ||
Среднего профессионального образования краснодарского края «новороссийский... Порядок разработки, согласования и утверждения, хранения умк дисциплины/модуля | Рекомендательный библиографический указатель Волгограда ворота: рек библиогр указатель : / Волгогр. Мук «цсгб»; библиотека-филиал №24 им., библиотека филиал №33, библиотека-филиал... | ||
«Российский государственный университет туризма и сервиса» Камчатский... Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам,... | Сибирский филиал ● Глухова Н. П. Минувшего перебирая строки. Коми-Пермяцкий филиал «Пермская государственная ордена «Знак Почета» областная универсальная библиотека | ||
«новороссийский зерновой терминал» годовой отчёт за 2009 год к годовому... Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной... | Филиал федерального государственного бюджетного образовательного... Сборник научных трудов. Т. 12. Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме, 2011 – 174с | ||
2 Нормативные ссылки Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате (Филиал угнту в г. Салавате) | Использование интранет-портала для повышения качества образовательной деятельности вуза Северный филиал в г. Великий Новгород Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Северный... | ||
Информационное сообщение министерство образования и науки Российской... ... | Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального... Развитие лингвострановедческой компетенции учащихся среднего этапа обучения с использованием современных технологий проведения урока... | ||
Публичный отчёт Больше-Ломовисского филиала мбоу пичаевской сош итоги... В 2008 году в соответствии с программой реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Пичаевского района, школа реорганизована... | Министерство образования Российской Федерации Владимирский филиал... Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской... |