Новороссийский филиал





Скачать 311.57 Kb.
НазваниеНовороссийский филиал
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер311.57 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
по направлению подготовки

030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) «бакалавр»

Новороссийск 2013

Карелова И.И.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: НФ МГЭИ, 2013. – 32 с.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010) для студентов очной формы обучения Новороссийского филиала МГЭИ направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин НФ МГЭИ. Протокол заседания кафедры. № 8 от 27. 03.13.
Утверждено решением Совета филиала, протокол № 7 от 03 июля 2013 г.

© Московский гуманитарно-экономический

институт, Новороссийский филиал, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть). Знания основных концептуальных положений курса являются теми средствами и способами, без которых невозможно освоение научных концепций других учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки бакалавра экономики.

Курс рассчитан на один учебный семестр, основывается на знаниях, полученных в школе, и предлагается к изучению в высшей школе с целью

формирования языковых, коммуникативных, общекультурных и иных компетенций, заявленных в. Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (2010г);

осмысления его значимости в деловом и межличностном общении.

В соответствии с целью планируется решить следующие задачи:

        • систематизировать знания школьного курса русского языка;

  • закрепить знания системы норм русского языка;

  • структурировать знания о функционально-стилевой дифференциации языка;

  • приобрести навыки организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуации речевого общения;

  • научиться создавать и оформлять устные и письменные тексты в соответствии с законами речевого жанра;

  • овладеть основами риторики: научиться кратко, грамотно и убедительно излагать свои мысли.

Программа курса состоит из 5 теоретических и 4-х практических модулей.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Курс направлен на формирование профессионально-ориентированного студента, способного превратить процесс общения в эффективное сотрудничество между различными общественными и государственными структурами.

Требования к результатам освоения дисциплины. Выпускник по направлению подготовки 030300.62 «Юриспруденция» с квалификацией «бакалавр» в рамках курса «Русский язык и культура речи» обязан сформировать языковые, коммуникативные профессиональные и общекультурные компетенции в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, изложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах 3-его поколения. В их основе лежат знания, умения и навыки. Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности студента, его уровень компетентности, а компетенции – это уровень его достижений, выраженных в его способности решать определённый класс профессиональных и коммуникативных задач.
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-11.


  1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. (ОК-3).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

приобрести

  • навыки организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуации речевого общения;

получить

  • опыт анализа и систематизации научной информации в процессе проведения конкурса ораторского мастерства;

уметь

  • собирать и систематизировать информацию при подготовке публичного выступления;

осмыслить

  • причины выбора профессии;

определить

  • пути самосовершенствования для построения профессиональной карьеры.

стремиться

  • к саморазвитию и постоянному повышению уровня речевой культуры устной и письменной речи.

2. Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

осознать

  • значимость уровня речевой культуры в их будущей профессиональной деятельности;

знать и понимать

  • функционально-стилевые особенности русского языка;

  • основы ораторского искусства;

  • специфику официально-деловой устной и письменной речи;

  • правила речевого этикета;

владеть

  • языковыми нормами современного русского литературного языка;

уметь

  • кратко, грамотно и убедительно излагать свои мысли;

  • научиться создавать и оформлять устные и письменные тексты в соответствии с законами речевого жанра;

разбираться

  • в типах и причинах речевых ошибок.


3. Владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

создать

  • организационные комитеты по проведению практических модулей и самостоятельно их провести в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными преподавателем;

самостоятельно организовать

  • проведение практических модулей в форме конкурса ораторского мастерства и круглого стола;

составить

  • график заседаний оргкомитетов;

разработать

  • пакет документов, необходимый для их проведения;

самостоятельно осуществить

  • выбор формы аттестации, отнестись к зачёту как к своеобразному способу приобретения знаний и формирования компетенций, позволяющему подчеркнуть ключевые достоинства будущего бакалавра;

научиться

  • работать в коллективе.


4. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7)

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

освоить

  • в процессе практических занятий социальные роли педагога, организатора, методиста, оппонента, рецензента и т. д.

изучить

  • виды профессионального общения юриста.


5. Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

освоить

  • программу Power Point, уметь осуществлять подготовку слайдовых материалов, демонстрирующих степень освоения научной информации.

научиться

  • пользоваться мультимедийной и видеопроекционной техникой в процессе проведения практических модулей в рамках учебной дисциплины.


Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-17, ПК-18
1. Владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

научиться

  • пользоваться языковыми средствами официально-делового стиля;

разбираться

  • в жанровом многообразии нормативных правовых документов в сфере юриспруденции.




  1. Способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

Для приобретения данной компетенции студенты обязаны:

освоить

  • жанр самопрезентации;

разбираться

  • в жанровом многообразии публицистического стиля.

освоить

  • технологию модульного обучения;

  • социальные роли руководителей младшего звена, оппонентов и рецензентов;

понять

  • суть педагогической и андрагогической моделей обучения;

приобрести

  • опыт ведения учебно-вспомогательной и учебно-аналитической работы;

научиться

  • верить в себя;

  • работать в команде и управлять студенческим коллективом.

*Информационный (теоретический) модуль представляет собой систему необходимой информации, отражающей суть научной концепции курса «Русский язык и культура речи».

Целевой (теоретический) модуль дает представление о лингвистических единицах и категориях, определяющих уровень языковой и речевой культуры носителя языка.

Операционный (практический) модуль включает в себя перечень практических заданий и упражнений по использованию полученной информации и реализации компетенций.

ПРОГРАММА КУРСА
Теоретические модули
Тема 1. Структура и содержание курса

(информационный модуль) – 2 часа
Предмет, цели, задачи и структура курса. Образовательные технологии, модели, принципы и методы обучения. Понятие модуля. Виды модулей. Характер отношений между участниками образовательного процесса. Знания и компетенции. Виды компетенций. Индивидуальный образовательный опыт студента.

Понятийно-терминологический словарь

Образовательные технологии обучения, модели обучения, методы обучения, научные концепции. Образовательный модуль, образовательный процесс, образовательный опыт. Знания, компетенции, конкурентоспособный бакалавр.
Тема 2. Язык как система знаний

(целевой модуль) – 4 часа
Язык и речь: понятия, функции, признаки. Теории происхождения языка. Этапы развития русского национального языка.* Основные разделы науки о языке. Язык – знаковая система. Международное значение русского языка, современный этап его развития.*Язык как способ самопознания и самосовершенствования. Язык как инструмент решения жизненных целей: бытовых, социальных, профессиональных. Речевая деятельность как процесс. Общение: определение, структура, виды. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста.
*Темы, выделенные курсивом и обозначенные звёздочкой, предназначены для самостоятельного изучения.

Понятийно-терминологический словарь

Язык, речь, речевая деятельность, речевая ситуация. Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, стилистика. Самопознание, саморазвитие, самосовершенствование.
Тема 3. Литературный язык и языковая норма

(целевой модуль) – 4 часа
Язык – средство человеческого общения. Русский национальный язык. Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык).

Понятие о литературном языке. Нормированность как его основное качество. Языковая норма. Виды норм: фонетические лексико-фразеологические, грамматические, стилистические. Специальные нормы письменной формы речи: орфографические и пунктуационные. Виды и причины речевых ошибок. Пути их устранения. Характеристика лексических заимствований в юриспруденции.*

Понятийно – терминологический словарь

Русский национальный язык, литературный язык, языковая норма, речевая ошибка. Виды норм: фонетические (акцентологические, орфоэпические); грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), лексические, фразеологические, стилистические, орфографические, пунктуационные.
Тема 4. Функциональные стили и речевые жанры

(целевой модуль) – 4 часа
Функциональный стиль как разновидность литературного языка. Типы функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический. Их характерные признаки, различия и сходство: сфера функционирования, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические   особенности. Взаимодействие стилей.

Подстили научного, официально-делового и публицистического стилей. Специфическая функция местоимения «мы» в научном тексте. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Характеристика жанров научной, деловой и публицистической речи. Текстовые нормы юридических документов.*

Язык художественной литературы. Разговорная речь: особенности устной и письменной форм. Структурные элементы разнообразных текстов и их языковое оформление. Анализ конкретных ситуаций речевого общения и использование языковых средств для выражения коммуникативных намерений. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей.

Понятийно-терминологический словарь

Функциональный стиль: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. Сфера деятельности, языковые средства, стилевые черты, текст, коммуникативные намерения. Речевые жанры научного стиля: научное сообщение, научный доклад, научное выступление, тезис, реферат, курсовая работа, дипломная работа. Речевые жанры публицистического стиля: очерк, интервью, репортаж, эссе, фельетон, публичное выступление. Речевые жанры художественного стиля: рассказ, басня, поэма, роман. Речевые жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, приказ, рекламация, распоряжение, служебная записка, докладная записка, деловое письмо. Речевые жанры разговорного стиля: письмо, сообщение, диалог, спор.
Тема 5. Основы культуры речи (целевой модуль) – 4 часа
Особенности устной и письменной речи. Использование речевых и внеречевых средств при создании устной речи. Использование средств письма для передачи мысли. Основные качества культурной речи: богатство словаря, чистота, точность, ясность, понятность, правильность, выразительность. Распознавание речевых ошибок. Рациональное и эмоциональное в публичном выступлении. Техника и тактика общения. Содержательно-смысловой и стилистический анализ устных и письменных текстов. Средства речевой выразительности: тропы и фигуры. Пути повышения уровня речевой культуры. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Техника речи. Жесты и мимика. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Причины коммуникативных неудач. Рациональное и эмоциональное в речи юриста.* Пути повышения культуры устной и письменной речи юриста.* Средства речевой выразительности, клише и штампы в речи юриста

Понятийно-терминологический словарь

Культура речи, качества культурной речи. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха сравнение, эпитеты, гипербола, олицетворение, перифраза. Фигуры: антитеза, градация, эпифора, риторическое обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход. Рациональный, эмоциональный, техника и тактика общения, текст, уровень речевой культуры.
Практические модули
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новороссийский филиал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института отмечает своё пятнадцатилетие
Новороссийский филиал iconГбоу спо «Новороссийский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края

Новороссийский филиал iconГбоу спо «Новороссийский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края

Новороссийский филиал iconИнструкция по работе с методическими указаниями
Государственное и муниципальное управление / сост.: З. К. Михайлова; Новороссийский политехнический институт. Кубанского государственного...
Новороссийский филиал iconСреднего профессионального образования краснодарского края «новороссийский...
Порядок разработки, согласования и утверждения, хранения умк дисциплины/модуля
Новороссийский филиал iconРекомендательный библиографический указатель
Волгограда ворота: рек библиогр указатель : / Волгогр. Мук «цсгб»; библиотека-филиал №24 им., библиотека филиал №33, библиотека-филиал...
Новороссийский филиал icon«Российский государственный университет туризма и сервиса» Камчатский...
Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам,...
Новороссийский филиал iconСибирский филиал ● Глухова Н. П. Минувшего перебирая строки. Коми-Пермяцкий филиал
«Пермская государственная ордена «Знак Почета» областная универсальная библиотека
Новороссийский филиал icon«новороссийский зерновой терминал» годовой отчёт за 2009 год к годовому...
Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной...
Новороссийский филиал iconФилиал федерального государственного бюджетного образовательного...
Сборник научных трудов. Т. 12. Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме, 2011 – 174с
Новороссийский филиал icon2 Нормативные ссылки
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате (Филиал угнту в г. Салавате)
Новороссийский филиал iconИспользование интранет-портала для повышения качества образовательной деятельности вуза
Северный филиал в г. Великий Новгород Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Северный...
Новороссийский филиал iconИнформационное сообщение министерство образования и науки Российской...
...
Новороссийский филиал iconФилиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Развитие лингвострановедческой компетенции учащихся среднего этапа обучения с использованием современных технологий проведения урока...
Новороссийский филиал iconПубличный отчёт Больше-Ломовисского филиала мбоу пичаевской сош итоги...
В 2008 году в соответствии с программой реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Пичаевского района, школа реорганизована...
Новороссийский филиал iconМинистерство образования Российской Федерации Владимирский филиал...
Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск