Министерство образования и науки Российской Федерации
Кубанский государственный технологический университет
Новороссийский политехнический институт Кафедра государственного и муниципального управления
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Методические указания
к практическим занятиям и самостоятельной работе
для студентов всех форм обучения направления
081100.62 Государственное и муниципальное управление
Краснодар
2013
Составитель ст. преп. З.К. Михайлова
УДК 658.012
Теория управления: метод. указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов всех форм обучения направления 081100.62 Государственное и муниципальное управление / сост.: З.К.Михайлова; Новороссийский политехнический институт. Кубанского государственного технологического университета. - Краснодар. изд. КубГТУ, 2013. -26с.
Тпбл.1. Библиогр: 17
Представлены основные рекомендации по практическим и самостоятельной работе по дисциплине «Теория управления». Рекомендована литература для более глубокой проработки материала.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты:
канд. эконом. нау. доцент кафедры ГиМУ НПИ КубГТУ Л.А.Тарханова канд. эконом. наук, доцент кафедры ПиРМ КубГТУ
канд. эконом. наук, доцент кафедры УиЭ МГЭИ В.К. Аблязов
ФГБОУ ВПО «КубГТУ» 2013
Содержание
| Введение
| 4
| 1
| Нормативные ссылки
| 4
| 2
| Инструкция по работе с методическими указаниями
| 4
| 3
| Перечень практических (семинарских) занятий
| 5
| 4
| Методические указания по изучению дисциплины
| 6
| 5
| Рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы
| 6
| 6
| Рекомендации для развития навыков самостоятельной работы студентами выполняются
| 7
| 7
| План практических (семинарских) занятий и задания к самостоятельной работе
| 8
| 8
| Перечень контрольных вопросов
| 23
|
| Список рекомендуемой литературы
| 26
|
Введение
Программа дисциплины «Теория управления» одна из основных дисциплин профессионального цикла базовой части бакалавров по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».
Курс “Теория управления” изучает современные методы и приемы управленческой деятельности. Цель преподаваемого курса - подготовка специалиста, владеющего пониманием сущности, природы, функций, объективных и субъективных факторов, формирующих управления в сфере экономики.
Цель изучения дисциплины – сформировать научное представление об управлении, как науке, искусстве и специфическом виде деятельности, этапах и путях его становления и развития в России и за рубежом, а также сформировать основные практические навыки в области современного управления.
В ходе изучения дисциплины составляются следующие задачи:
ознакомление с эволюцией управленческой мысли, теоретических взглядов на природу, сущность и развитие управления;
развитие практических навыков и умений в принятии управленческих решений;
овладение основными методами и средствами эффективной управленческой деятельности (работа с информацией, планирование управленческого труда, техника личной работы);
- формирование навыков позитивного управленческого мышления и творческого решения организационных проблем (“бесконфликтный менеджмент”, инновации, экстремальные условия).
1 Нормативные ссылки
В данных методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин
Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм 2 Инструкция по работе с методическими указаниями
В разделе «Перечень практических (семинарских) занятий» приведены разделы и темы с указанием часов по каждой темы.
Практические и семинарские занятия проводятся с указанием перечня вопросов для самопроверки и литературы, где излагается материал, по отдельным темам курса. Кроме того, даны вопросы для самостоятельного рассмотрения и контрольные вопросы для подготовки к экзамену.
3 Перечень практических (семинарских) занятий
Практические и семинарские занятия представлены в виде таблицы 1
Таблица 1
| Наименование практического (семинарского) занятия
| Количество часов
| Раздел 1 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
| 1
| Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления.
| 0.2
| 2
| Общие черты и понятия управления. Элементы управления. Общая характеристика организации.
| 0.4
| 3
| Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.
| 0.4
| 4
| Основные подходы к управлению.
| 0.4
| 5
| Внутренняя и внешняя среда управления.
| 0.4
| Раздел 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
| 6
| Процесс коммуникации в управлении
| 0.4
| 7
| Принятие решений. Процесс принятия решений.
| 0.2
| 8
| Принятие управленческих решений.
| 0.2
| 9
| Планирование как функция управления.
| 0.4
| 10
| Стратегический менеджмент – практика новой управленческой парадигмы.
| 0.4
| 11
| Организация как функция управления.
| 0.4
| 12
| Мотивация как функция управления. Стимулирование труда.
| 0.2
| 13
| Контроль как функция управления.
| 0.4
| 14
| Управление производством. Системный подход в управлении производством.
| 0.2
| 15
| Структурно-функциональная организация управления качеством.
| 0.2
| Раздел 3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
| 16
| Социальные факторы управления.
| 0.4
| 17
| Менеджеры в системе управления.
| 0.4
| 18
| Эффективность управления
| 0.4
| Итого
|
| 6
|
4 Методические указания по изучению дисциплины
Курс дисциплины «Теория управления» состоит из 3 разделов.
Содержание дисциплины включает цикл лекций, практических занятий. В лекциях излагается основное содержание тем программы, на практических занятиях вырабатываются управленческие навыки в области экономики государственного и муниципального сектора. Цель практических занятий - закрепление теоретических знаний полученных на лекциях, а также в результате самостоятельной работы с рекомендуемой литературой.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать законы развития систем управления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, понимать основные мотивы и механизмы принятия решений, управлять и координировать деятельность различных организационных систем, понимать основные тенденции развития внутренних и внешних процессов происходящих как внутри организации так и за ее пределами, развития и закономерности функционирования экономики.
Студент должен уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, решать управленческие задачи, формировать организационную структуру, анализировать основные и конкретные функции управления, ставить цели и формулировать задачи, связанные с управлением в различных экономических системах, анализировать состояние экономической среды, в которой реализуются управленческие процессы, исследовать проблемы государственного регулирования рыночной экономики на современном этапе, давать оценку управления в области социально-экономического развития систем управления, использовать навыки экономического анализа и оценки экономической эффективности управленческих систем.
Степень овладения знаниями и практическими навыками проверяется по средствам устного опроса, проверки самостоятельной работы по темам, сдачи экзамена.
5 Рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы
Правильная организация этой работы предполагает четкое планирование. План лучше составлять на каждую неделю, с учетом расписания занятий и дополнительных обстоятельств. При планировании работы рекомендуется иметь в виду:
1) главное условие успеха самостоятельной работы – последовательность и систематичность. Нужно приучить себя работать по плану и ежедневно. В умственном труде авралы никогда не приведут к успеху. Поэтому самостоятельную работу надо планировать так, чтобы основной учебный материал прорабатывался регулярно, а все задания выполнялись заблаговременно, а не накануне;
2) проработку лекционного материала надо планировать в тот же или на следующий день после лекции, самостоятельная проработка лекционного материала через 4–6 дней потребует больших временных затрат;
3) подготовку к экзамену следует начинать не позже, чем за 2–3 недели до сессии. В этом случае появится резерв времени, который так необходим на завершающем этапе;
4) изучение дисциплины необходимо осуществлять не только по литературе, рекомендованной в программе, но и по новым изданиям, с привлечением материалов периодической печати. 6 Рекомендации для развития навыков самостоятельной работы студентами выполняются.
Для развития навыков самостоятельной работы студенты выполняют:
- рефераты, связанные с рассмотрением теоретических, методологических, организационных основ управления экономикой государственного и муниципального сектора на конкретных примерах;
- доклады на семинарских занятиях по проблемам социально-экономического развития государственного и муниципального сектора, его сущности и содержания этапов;
- домашние задания.
Степень усвоение учебного материала студентами проверяется преподавателем в ходе текущего и итогового контроля.
Текущий контроль знаний, умений навыков проводится путем устного опроса, практических заданий, а также выступлений на семинарских занятиях с рефератами и докладами. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзамена, который проводится в устной форме.
7 План практических (семинарских) занятий и задания к самостоятельной работе.
Раздел 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Тема 1. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления.
1.Теоретические основы управления.
2.Предпосылки внедрения менеджмента в практику управления российской экономикой.
3.Взаимодействие между субъектом и объектом управления.
4.Менеджмент как наука и практика управления.
5.Определение менеджмента, характеристика основных положений.
Вопросы для самостоятельной работы
1.Охарактеризуйте термин «управления» в различных трактовках.
2.Раскройте содержание термина «менеджмент».
3.Содержание и сущность понятий «управление» и «менеджмент».
4Сравните разные точки зрения на определение управления
5.Какова основная цель и задачи управления.
6.Что является субъектом и объектом управления
7.Управление как вид человеческой деятельности.
8.Управление в системе экономических дисциплин.
9.Методологические основы дисциплины «теория управления».
Тест
1 Управление – это:
а) это социальные норма, поведения людей и ценности общества;
б) это процесс планирования организации мотивации и контроля; необходимых для достижения поставленной перед предприятием цели;
в) это обмен информацией между двумя и более людьми.
2 Выберите три направлений, существующие в управление организацией:
а) организационно-техническое управление;
б) социально-психологическое управление;
в) социально-экономическое управление;
г) маркетинговое управление;
д) политическое управление.
3.Справочник иностранных слов определяется менеджмент как:
а) управление производством;
б) возможность влиять на поведение других людей;
в) систему принципов, методов и форм управления;
г) технический нераздельных процессов обработки управленческой информации поступающей в данное структурное подразделение;
д) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения.
Тема 2. Общие черты и понятия управления.
1.Элементы управления.
2.Общая характеристика организации.
3.Уровни взаимодействия организации: “организация-среда”, “подразделение-подразделение”, “организация-индивид”.
4.Характеристика и сущность основных типов организации.
5.Ограничения и условия функционирования организации.
Вопросы для самостоятельной работы
1.Организация как система управления основные системные принципы?
2.Уровни в иерархии управления организацией.
3.Управление производственной подсистемой организации.
4.Менеджмент как управляющая подсистема организации.
5.Структуризация процессов управления в организации.
6.Как влияет глобализация на деятельность организации.
Тест
1 Выберите три направлений, существующие в управление организацией:
а) организационно-техническое управление;
б) социально-психологическое управление;
в) социально-экономическое управление;
г) маркетинговое управление;
д) политическое управление.
2 Организация – это:
а) производство товаров и услуг с учетом потребностей потребителя;
б) сочетание государственного регулирования экономики с хозяйственной самостоятельностью предприятия;
в) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели;
г) комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций.
3 Какие системы существуют в управлении:
а) техническую;
б) управляющую;
в) экономическую;
г) управляемую;
д) экономическую.
.
|