МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СИСТЕМА КАЧЕСТВА
Одобрено НМС ПГИИК
Протокол № __________
«__»________________ 20___г.
Председатель_______________ НЕЧАЕВ В.Г. WEB-СЕРВИСЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
специальности 080801.65 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере», специализация «Мультимедийные технологии и WEB – дизайн»
Рекомендовано кафедрой:
Протокол №________
«___»_______________20__г.
Зав. кафедрой_____________
Пермь 2012
Автор-составитель:
Нечаев В. Г., канд. техн. наук, доцент Учебно-методический комплекс «WEB-сервисы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности 080801.65 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере», специализация «Мультимедийные технологии и WEB – дизайн».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Согласования со смежными кафедрами и библиотекой ПГИИК: Зав. библиотекой ПГИИК И.М. Журавлева
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 5
1.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ 5
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5
1.3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 6
1.3.1 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 6
1.3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы 6
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
1.5 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 9
1.6 ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 9
1.7 Список литературы 10
ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 11
2.1 ЗАНЯТИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 11
2.2 ТЕМЫ КУРСОВЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ 11
2.3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 12
2.4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 12
2.4.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 12
2.4.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 12
2.4.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13
2.4.4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13
ЧАСТЬ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ В программе курса рассматриваются основные вопросы разработки и внедрения веб-сервисов. Дано определение и описание сервис-ориентированной архитектуры, видов и основ взаимодействия с веб-сервисами. Изучаются вопросы организации в сети Интернет вычислительных узлов, реализующих нетривиальные функции и предоставляющих свои услуги прикладным веб-ресурсам.
Цель преподавания дисциплины:
а) дать слушателям системное представление о технологии веб-сервисов: описание, доступ, публикация и поиск веб-сервисов.
б) познакомить с XML-спецификациями, связанными с веб-сервисами, описанием веб-сервисов: WSDL, SOAP, UDDI.
в) научить использовать Web-сервисы при решении общих проблем в распределённых приложениях.
Задачи изучения курса:
а) познакомиться со стандартом простого протокола доступа к объектам (SOAP);
б) изучить язык описания веб-сервисов WSDL;
в) научиться разрабатывать веб-сервисы с помощью подходов "снизу вверх" и "сверху вниз";
г) изучить методы развертывания веб-сервисов ;
д) научиться разрабатывать и осуществлять публикацию пользовательских приложений в виде веб-сервисов.
Предмет дисциплины - сервис-ориентированная архитектура информационной инфраструктуры предприятий, веб-сервисы как средство удаленного взаимодействия программ, повышающее эффективность информационной деятельности людей.
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ После изучения теоретических разделов курса и прохождения лабораторных занятий в объеме рабочей программы студент должен иметь представление о месте и значении сервис-ориентированной архитектуры для предприятий, сможет определить место, построить, развернуть и поддерживать Web-сервисы. Студент должен
знать
место и значение сервис-ориентированной архитектуры для предприятий, базовые стандарты технологии Web-сервисов;
уметь
определить место использования, построить, развернуть и поддерживать Web-сервисы;
владеть
навыками проектирования, разработки и использования Web-сервисов. Данная дисциплина является одним из основных курсов общепрофессиональных дисциплин и базируется на знании цикла математических и общих естественно-научных дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин: «Гипертекстовые технологии», «Высокоуровневые методы программирования», «Информационные системы».
1.3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 1.3.1 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Дисциплина состоит из лекционных занятий и лабораторных работ, самостоятельных занятий.
Лекционные занятия раскрывают основные проблемные вопросы дисциплины.
Лабораторные работы предназначены для приобретения практических навыков в работе с web-сервисами.
Самостоятельная работа проводится вне рамок учебного расписания и предназначена для закрепления лекционного материала, подготовки к лабораторным работам и ознакомления с рекомендуемой литературой.
Дисциплина «Web-сервисы» реализуется в 7 семестре обучения в объеме 36 аудиторных часов и завершается зачетом.
Вид учебной работы
| № семестра
| Количество часов по формам обучения
| Очная | Аудиторные занятия:
|
| 36
| Лекции
| 7
| 18
| Лабораторные работы
| 7
| 18
| Самостоятельная работа
| 7
| 36
| Всего часов
|
| 72
| Лабораторные работы
| 7
| №№ 1, 2, 3, 4, 5
| Виды итогового контроля
(экзамен, зачет)
| 7
| экзамен
|
1.3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения: очная
№ пп
| Названия разделов и тем
| Всего часов по
учебному плану
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия, в т.ч.
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Лабораторные работы
| 1
| Введение
| 4
| 2
|
| 2
| 2
| Раздел 1 Сервис-ориентированная архитектура (СОА)
| 3
| Тема 1 Основные определения СОА
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 2 Внедрение СОА
| 4
| 2
|
| 2
| 5
| Раздел 2 Веб-сервисы как основа сервис-ориентированной архитектуры
| 6
| Тема 3 Введение в методологию веб-сервисов
| 4
| 2
|
| 2
| 7
| Тема 4 Раcширенный язык разметки XML
| 8
| 2
| 2
| 4
| 8
| Тема 5 Стандарты веб-сервисов
| 4
| 2
|
| 2
| 9
| Раздел 3 Создание и потребление веб-сервисов
| 10
| Тема 6 Инструментарий веб-сервисов
| 10
| 2
| 4
| 4
| 11
| Тема 7 Создание веб-сервисов и приложений-клиентов
| 34
| 4
| 12
| 18
| 12
| Итого
| 72
| 18
| 18
| 36
|
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение
Цели, задачи, структура курса.
Основы организации Интернет (Интранет) как среды для работы распределенных программных приложений. Раздел 1 Сервис-ориентированная архитектура (СОА) Тема 1 Основные определения СОА
Определение архитектуры информационной инфраструктуры предприятий, ориентированной на сервисы. Главные преимущества СОА для бизнеса. Составные части СОА – персонал, бизнес-процессы, информация, связь, повторное использование. Тема 2 Внедрение СОА
Основные сценарии внедрения СОА на предприятии: создание сервиса, связь на осное сервисов, сервисы взаимодействия и совместной работы, управление бизнес-процессами, информация как сервис. Вспомогательные сценарии: архитектура, управление, обеспечение безопасности и администрирование СОА. Раздел 2 Веб-сервисы как основа сервис-ориентированной архитектуры Тема 3 Введение в методологию веб-сервисов
Определение веб-сервиса. Преимущества и недостатки веб-сервисов. Принципы, лежащие в основе веб-сервисов. Стандарты веб-сервисов. Области использования веб-сервисов. Проектирование веб-сервисов.
Модели и стили веб-сервисов. RPC-стиль (Remote Procedure Call, вызов удаленных процедур) веб-сервисов. Стиль Document (документ) веб-сервисов. Тема 4 Раcширенный язык разметки XML
Структура и правила записи информации в XML-документе. Создание и отображение XML-документов. Области применения XML. Использование XML для обеспечения связи между программными приложениями.
Лабораторная работа № 1: Разработка и отображение XML-документов Тема 5 Стандарты веб-сервисов
Стандарты SOAP (Simple Object Access Protocol, простой протокол доступа к объектам), WSDL (Web Services Description Language, язык описания веб-сервисов), UDDI (Universal Description, Discovery and Integration, универсальное описание, поиск и взаимодействие). Раздел 3 Создание и потребление веб-сервисов Тема 6 Инструментарий веб-сервисов
Платформы и средства создания Web-сервисов от различных компаний: Borland (Borland Enterprise Studio, Delphi, C++Builder, JBuilder), Microsoft (.NET Framework, .NET Enterprise Servers, Visual Studio .NET), Oracle (E-Business Suite, Oracle 9i Application Server, Oracle 9i JDeveloper, IBM (WebSphere Studio, WebSphere Application Server).
Лабораторная работа № 2: Изучение различных сред для создания веб-сервисов Тема 7 Создание веб-сервисов и приложений-клиентов
Создание веб-сервисов и приложений-клиентов средствами Delphi. Структура проекта. Основные компоненты приложения.
Создание RPC-сервиса и приложения-клиента с использованием языка программирования PHP. Использование PHP для разбора XML-документов.
Разработка веб-сервисов в Microsoft Visual Studio .NET.
Лабораторная работа № 3: Создание веб-сервиса и приложения-клиента в Delphi
Лабораторная работа № 4: Создание веб-сервиса и приложения-клиента в MS Visual Studio .NET
Лабораторная работа № 5: Создание веб-сервиса и приложения-клиента на PHP
1.5 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практических занятий учебным планом не предусмотрено.
1.6 ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Лабораторные занятия предназначены для приобретения индивидуальных практических навыков по применению приемов, методов, лингвистических и инструментальных средств разработки веб-сервисов.
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты
лабораторной работы
| Лабораторная работа № 1: Разработка и отображение XML-документов
| Раздел 2. Тема 4
| Изучить правила записи информации в форме XML-документа
| XML-документ. Практические навыки анализа, структурирования и записи данных с использованием XML. Отчет.
| Лабораторная работа № 2: Изучение различных сред для создания веб-сервисов
| Раздел 3. Тема 6
| Изучить основные средства создания веб-сервисов и взаимодействия с ними в Delphi и MS Visual Studio .NET.
| Практические навыки использования Delphi и MS Visual Studio .NET для создания веб-приложений. Отчет.
| Лабораторная работа № 3: Создание веб-сервиса и приложения-клиента в Delphi
| Раздел 3. Тема 7
| Создать веб-сервис и приложение-клиент в Delphi 6.
| Веб-сервис и приложение-клиент на Object Pascal. Практические навыки создания веб-сервисов в Delphi. Отчет.
| Лабораторная работа № 4: Создание веб-сервиса и приложения-клиента в MS Visual Studio .NET
| Раздел 3. Тема 7
| Создать веб-сервис и приложение-клиента в MS Visual Studio 8 Express.
| Веб-сервис и приложение-клиент на C#. Практические навыки создания веб-сервисов в MS Visual Studio 8 Express. Отчет.
| Лабораторная работа № 5: Создание веб-сервиса и приложения-клиента на PHP
| Раздел 3. Тема 7
| Создать веб-сервис и приложение-клиент с использованием языка программирования PHP.
| Веб-сервис и приложение-клиент на PHP. Практические навыки создания веб-сервисов на PHP. Отчет.
| Для выполнения лабораторных работ предусмотрены Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Веб – сервисы»
1.7 Список литературы
Основная:
Ньюкомер Э. Веб-сервисы. Для профессионалов. С-Пб.: Питер, 2003. – 256 с.
Разработка Web-сервисов XML и серверных компонентов на Microsoft Visual Basic .NET и Microsoft Visual C# .NET. Учебный курс MCAD/MCSD/Пер. с англ. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. - 576 с.: ил.
Дополнительная:
Фейгин Д. Концепция SOA / Открытые системы, № 6, 2004. -С. 14-18.
Трэвис Б. XML и SOAP: программирование для серверов BizTalk. Новейшие технологии/Пер. с англ, — М: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001. — 496 стр.: ил.
Старыгин А. XML: разработка Web-приложений/ А.А. Старыгин. - СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 585 с.
Разработка Web-приложений на Microsoft Visual Basic .NET и Microsoft Visual C# .NET. Учебный курс MCAD/MCSD/Пер. с англ. — М.: И здательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. — 704 с.: ил.
Шорт С. Разработка XML Web-сервисов средствами Microsoft.NET/ Скотт Шорт. - СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 480c.
ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 2.1 ЗАНЯТИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа проводится вне рамок учебного расписания и предназначена для закрепления лекционного материала и ознакомления с рекомендованной литературой.
Рекомендуемые задания для самостоятельной работы:
Разделы и темы для
самостоятельного изучения
| Виды и содержание
самостоятельной работы
| Раздел 1. Тема 1
| Изучить основные понятия сервис-ориентированной архитектуры. Поиск информации в Интернет
| Раздел 1. Тема 2
| Изучить основные сценарии внедрения сервис-ориентированной архитектуры на предприятиях. Поиск информации в Интернет
| Раздел 2. Тема 3
| Изучить основные понятия веб-сервисов, сферы использования, стили веб-сервисов. Поиск информации в Интернет
| Раздел 2. Тема 4
| Изучить правила записи структурированной информации с помощью языка разметки XML. Поиск информации в Интернет. Подготовка отчета по лабораторной работе №1
| Раздел 2. Тема 5
| Изучить структуру записи XML-сообщений в соответствии со стандартами веб-сервисов. Поиск информации в Интернет.
| Раздел 3. Тема 6
| Изучить программные средства создания и потребления веб-приложений. Подготовка отчета по лабораторной работе №2
| Раздел 3. Тема 7
| Изучить методы разработки веб-сервисов в различных программных приложениях. Подготовка отчетов по лабораторным работам №3, 4, 5.
|
2.2 ТЕМЫ КУРСОВЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Выполнение курсовых работ, рефератов программой не предусмотрено.
2.3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ Веб-сервисы, определение, принципы работы, недостатки использования;
Инструменты для реализации веб-сервисов;
Понятие сервис-ориентированной архитектуры (СОА);
«Точки входа» в СОА;
Сценарии внедрения СОА;
Стандарты веб-сервисов;
Основы .NET, идеология, вычислительная модель, технологическая платформа, инструментальное средство;
Архитектурная схема .NET, роль веб-сервисов;
Использование Delphi для создания веб-сервиса;
Использование Delphi для создания клиента веб-сервиса;
Общие сведения об XML;
Схема взаимодействия веб-сервисов с прикладными системами;
Стили взаимодействия с веб-сервисами;
Использование PHP для создания и работы с веб-сервисами;
2.4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.4.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Дисциплина «Веб-сервисы» является общепрофессиональной дисциплиной, базирующейся на изученных ранее дисциплинах «Гипертекстовые технологии», «Языки разметки документов», «Информационные системы». Предполагается, что студенты имеют представление об основных технологиях обработки информации в распределенных информационных системах.
Подготовка к лекционным занятиям требует от преподавателя детального изучения современных интернет-технологий.
Основной материал по последним разработкам может быть получен из периодических изданий, а также из сети Интернет.
При проведении лабораторных работ основное внимание необходимо уделять на самостоятельное выполнение студентами основных этапов проектирования веб-сервисов и создания прикладных программ для работы, реализующих веб-сервис и приложения для доступа к веб-сервисам.
2.4.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ При подготовке к лекциям студенты должны просмотреть конспекты лекций и уяснить тематику лекции. Теоретическая подготовка к лекциям и защите лабораторных работ должна проходить в рамках самостоятельной работы студентов.
При изучении материала студенты опираются на рекомендованную литературу. Кроме того, целесообразно использовать Интернет-ресурсы.
2.4.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для подготовки к лекционным занятиям и лабораторным работам используется следующее методическое обеспечение:
1. Курс лекций по дисциплине. Автор Нечаев В.Г. (электронный компонент).
2. Подборка книг по тематике дисциплины. Электронная библиотека.
3. Подборка статей журналов по информационным технологиям.
2.4.4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лабораторные работы проводятся в компьютерных классах. Общий перечень оборудования:
1. Персональные компьютеры;
Перечень программных средств:
1. Системное программное обеспечение;
2. Веб-сервер IIS (в составе ОС Windows);
3. Система программирования Delphi 6.
4. Система разработки приложений MS Visual Studio Express.
|