Стандартные прогрессивные матрицы





Скачать 169.78 Kb.
НазваниеСтандартные прогрессивные матрицы
Дата публикации16.08.2013
Размер169.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Стандартные прогрессивные матрицы - тест предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития (прежде всего невербального интеллекта). Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей и подростков в возрасте 8-16 лет и взрослых в возрасте от 16 до 65 лет. (Существуют также цветной вариант, более простой и состоящий из 36 таблиц, предназначенный для тестирования детей в возрасте 5-12 лет и лиц старше 65 лет).

Материал теста черно-белого варианта состоит из 60 тестовых таблиц, организованных в 5 серий (кодируемых обычно А, В, С, D, Е). Каждая серия включает 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц. Каждая таблица (матрица) состоит из основной части — закономерным образом структурированного поля или упорядоченной совокупности фигур, построенных по определенным для каждой серии принципам, и нескольких вариантов ответов (для серий А и В их шесть, для отдельных серий- восемь), лишь один из которых является правильным.

Трудность заданий возрастает и при переходе от одной серии к другой. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип прогрессивности, заключающийся в том, что выполнение предыдущих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению все более трудных заданий.

Каждая серия построена по определенным принципам.

Серия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц». От

обследуемого требуется дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при выполнении этой серии осуществляются следующие психические процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур». Сводится к поиску аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию.

Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц». Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их развития, обогащения элементами. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре.

Серия D. «Принцип перегруппировки фигур». Серия составлена по принципу перестановки фигур по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявить количественные и качественные закономерности построения как матриц в целом, так и по отдельным ее столбцам и строкам.

Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы». Самая сложная серия. Процесс решения этих заданий требует анализа фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям. Серия выявляет способности к аналитико- синтетической деятельности.

В зависимости от задач конкретного обследования стандартные прогрессивные матрицы могут использоваться и как тест результативности (то есть без ограничений времени выполнения), и как тест скорости (с ограничением времени- обычно 30-45 минут).

Процедура обработки результатов теста проста. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Затем вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов. Первичную балльную оценку можно перевести в значения шкалы интеллекта (шкалы IQ) согласно приведенной ниже таблице.

Комментарий. Если суммарное количество баллов, набранных обследуемым, не превышает 10, необходимо выяснить не является ли такой результат следствием непонимания инструкции или неявного отказа от тестирования (использования стратегии случайного угадывания, проявления симуляции или диссимуляции и пр.), а также удостовериться, что у обследуемого отсутствуют выраженные дефекты восприятия или внимания.

Баллы

IQ

Баллы

IQ

Баллы

IQ

Баллы

IQ

1

-

16

65

31

83

46

104

2

-

17

65

32

84

47

106

3

-

18

66

33

86

48

108

4




19

67

34

87

49

110

5

-

20

69

35

88

50

112

6

-

21

70

36

90

51

114

7

-

22

71

37

91

52

116

8

-

23

72

38\

92

53

118

9

-

24

73

39

94

54

120

10

55

25

74

40

95

55

122

11

57

26

76

41

96

56

124

12

58

27

77

42

97

57

126

13

59

28

79

43

99

58

128

14

61

29

80

44

100

59

130

15

62

30

82

45

102

60

> 130

Интерпретация показателей шкалы интеллекта

Стандартные прогрессивные матрицы

методичка




IQ - показатель

Уровень интеллектуального развития

130 и выше

Весьма высокий интеллект

120-129

Высокий интеллект

110-119

Хорошая норма

90-109

Средний уровень

80-89

Значительно Сниженная норма

70-79

Пограничный уровень, невысокая степень У.О.

69 и ниже

Умственный дефект у.о на уровне дебильности

Сводится к поиску аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию.

Серия С. "Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц". Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их развития, обогащения элементами. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре.

Серия D. "Принцип перегруппировки фигур". Серия составлена по принципу перестановки фигур по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявить количественные и качественные закономерности построения как матрицы в целом, так и по отдельным ее столбцам и строкам.

Серия Е. "Принцип разложения фигур на элементы". Самая сложная серия. Процесс решения этих заданий требует анализа фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям. Серия выявляет способности к аналитико-синтстической деятельности.

В зависимости от задач конкретного обследования стандартные прогрессивные матрицы могут использоваться и как тест результативности (то есть без ограничения времени выполнения), и как тест скорости (с ограничением времени -обычно 30 - 45 минут).

Процедура обработки результатов теста проста. Следует наложить кальку с ключами на бланк ответов испытуемого и присвоить один балл за каждый правильный ответ. Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов. Первичную балльную оценку можно перевести в значения шкалы интеллекта (шкалы IQ) согласно "приведенной ниже таблице. •

Баллы

IQ

Баллы

Щ

Баллы

т

1




21

70

41

96

2

-

22

71

42

97

3

-

23

72

43

99

4

-

24

73

44

100

5

-

25

74

45

102

6

-

26

76

46

104

7

-

27

77

^7

106

8

-

28

79

48

108

9

_

29

80

49

ПО

10

55

30

82

50

112

11

57

31

83

51

114

12

58

32

84

52

116

13

59

33

86

53

118

14

61

34

87

54

120

15

62

35

88

55

122

16

65

36

90

56

124

17

65

37

91

57

126

18

66

38

92

58

128

19

67

39

94

59

130

20

69

40

95

60

>130

Комментарий. Если суммарное количество баллов, набранных обследуемым, не превышает 10: необходимо выяснить не является ли такой результат следствием непонимания инструкции или неявного отказа от тестирования (использования стратегии случайного угадывания, проявления симуляции или диссимуляции и пр.), а также удостовериться, что у обследуемого отс\тствуют выраженные дефекты восприятия или внимания.

Интерпретация показателей шкалы интеллекта

IQ-

показатель

Уровень интеллектуального

развития -

Процент встречаемости такого результата в выборке стандартизации

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2.2

120 -129

Высокий интеллект

6.7

110-119

"Хорошая норма"

16.1

90 -109

Средний уровень

50.0

80-89

Сниженная норма

16.1

70-79

Пограничный уровень

6.7

69 и ниже

Умственный дефект

2.2

Данные, полученные с помощью стандартных прогрессивных матриц, хорошо согласуются с результатами других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между его и результатами и результатами:

  • теста Векслера составляют 0.70 - 0.74 (для детей в
    возрасте 9-10 лет - 0.91),

  • теста умственного развития Станфорда - Бине - 0.66;

  • методики Выготского - Сахарова - 0.54;

  • группы арифметических тестов - 0.74-0.87.

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0.70 до 0.89. Показатель прогностической валидности равен 0.72.

СТАНДАРТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ

Стандартные прогрессивные матрицы - тест предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития (прежде всего невербального интеллекта). Черно-белый вариант теста предназначается для обследования детей и подростков в возрасте 12-16 лет и взрослых в возрасте от 16 до 65 лет. (Существует также цветной вариант, более простой и состоящий из 36 таблиц, предназначенный для тестирования детей в возрасте 5-12 лет и лиц старше 65 лет).

Материал теста черно-белого варианта состоит из 60 тестовых таблиц, организованных в 5 серий (кодируемых обычно А, В, С, D, Е). Каждая серия включает 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц. Каждая таблица (матрица) состоит из основной части - закономерным образом структурированного поля или упорядоченной совокупности фигур, построенных по определенным для каждой серии принципам, и нескольких вариантов ответов (для серий Л и В их шесть, для остальных серий- восемь), лишь один из которых является правильным.

Трудность заданий возрастает и при переходе от одной серии к другой. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип прогрессивности, заключающийся в том, что выполнение предыдущих заданий и их серий является как бы подготовкой t обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению все более трудных заданий.

Каждая серия построена по определенным принципам.

Серия А. "Принцип взаимосвязи в структуре матриц". От обследуемого требуется дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при выполнении этой серии осуществляются следующие психические процессы: а) дифференциации основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение се с представленными образцами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стандартные прогрессивные матрицы iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Стандартные прогрессивные матрицы iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Стандартные прогрессивные матрицы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе авторской программы модуля «Простые и структурированные (матрицы) типы данных. Стандартные модули...
Стандартные прогрессивные матрицы iconМатрицы и операции над ними Определение. Матрицей
Эти числа называются элементами матрицы. Место каждого элемента однозначно определяется номером строки и столбца, на пересечении...
Стандартные прогрессивные матрицы iconРеферат з курсу “Введение в численные методы” Тема: “прямые методы...
Наиболее распространенными методами применительно к большим системам являются итерационные методы, использующие разложение матрицы...
Стандартные прогрессивные матрицы iconIv всероссийская конференция прогрессивные
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Стандартные прогрессивные матрицы iconРеферат Тема «Технологические основы процесса сварки металлов и сплавов...
Тема «Технологические основы процесса сварки металлов и сплавов (её классификация, прогрессивные способы сварки).»
Стандартные прогрессивные матрицы iconРусский народ в поэме Н. В. Гоголя
Великий писатель-реалист Гоголь отразил прогрессивные стремления русского общества, настроения и чаяния своего народа
Стандартные прогрессивные матрицы iconУрок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса
Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты
Стандартные прогрессивные матрицы iconРеферат социально-политические аспекты проблемы «толерантность и сми»
Мальковская и. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005. 240 с
Стандартные прогрессивные матрицы iconВопросы к экзамену Прямоугольная и квадратная матрицы. Основные понятия
Понятие определителя. Определители второго и третьего (метод треугольников) порядков
Стандартные прогрессивные матрицы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Путём анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты
Стандартные прогрессивные матрицы iconПроблема эффективности урока графики
Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения,...
Стандартные прогрессивные матрицы iconОсвоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям
Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог мбоу сош №3 г. Бородино Красноярского края
Стандартные прогрессивные матрицы iconСмирнов Александр Валерьевич
Программа: MatrixBalancing – научно-исследовательская программа для нахождения решения задачи целочисленного сбалансирования трехмерной...
Стандартные прогрессивные матрицы iconУ меня сменился номер, тел 89656146561, если будут вопросы, звоните
Провести социометрическое исследование и интерпретацию полученных данных с выделением социометрических индексов, заполнения социометрической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск