Скачать 363.65 Kb.
|
Новосибирский государственный аграрный университет Научная библиотека Ваш помощник – библиография Методические рекомендации для студентов Новосибирск 2005 УДК 02 В 23 Ваш помощник – библиография : метод. рекомендации / сост. Н.В. Денисенко; Новосиб. гос. аграр. ун-т, Науч. б-ка. – Новосибирск, 2005. - с. Методическое пособие подготовлено заведующей справочно-библиографическим отделом библиотеки НГАУ Денисенко Н.В. Утверждено на заседании методического совета библиотеки НГАУ Протокол № от « » 2005г. Председатель методического совета, директор библиотеки Е.А. Романькова 1. Введение В фондах библиотек сосредоточена огромная система источника информации как на традиционных, так и на электронных носителях. Во время обучения в вузе студент является потенциальным потребителем этой информации. С 2000 года наша библиотека наряду с карточным каталогом ведет ее электронную версию, есть выход в Интернет. Без библиотечно-библиографической грамотности студенту вуза невозможно самостоятельно ориентироваться в возрастающем информационном потоке, не овладеть методикой поиска необходимой литературы, не удовлетворить свои читательские запросы. Основы библиотечно-библиографических знаний – это ключ к системе источников информации, без которого невозможно получить полноценное образование. Цель методических рекомендаций – познакомить студентов со знанием правил пользования современной библиотекой, научить ориентироваться в фонде нашей вузовской библиотеки, помочь им овладеть методикой поиска необходимой информации по традиционным библиотечным каталогам и картотекам, научить библиографически грамотно оформить в библиотеке запрос на нужное издание; в соответствии с ГОСТами и правилами оформить список литературы к своей научной работе. Методические рекомендации рассчитаны на студентов желающих приобрести навыки работы с книжными фондами. 2. Библиотека Новосибирского государственного аграрного университета Библиотека НГАУ была основана в 1936 году одновременно с организацией Новосибирского сельскохозяйственного института как одно из его структурных подразделений, призванных обеспечивать литературой и информацией учебный процесс и научные исследования. Фонд библиотеки насчитывает 540000единиц хранения. В составе фонда учебные, научные, справочные, научно-популярные, периодические и другие издания. Наиболее полно библиотека комплектует издания по растениеводству, ветеринарии, защите растений, животноводству, механизации и экономике сельского хозяйства. Имеется фонд раритетных изданий конца 19- начала 20 в. Правила записи и пользования библиотекой НГАУ В нашем вузе, как и в других вузах, проводят запись студентов в библиотеку на основании приказа о зачислении. При записи нужен паспорт и фотокарточка 3х4 для оформления читательского билета, который имеет свой номер. Читательский билет выдается на весь период обучения и дает право быть записанным на любой из имеющихся в библиотеке абонементов и пользоваться всеми читальными залами. Передавать свой читательский билет другим лицам запрещается, а также пользоваться чужим читательским билетом. За указанное нарушение студент лишается права пользования библиотекой сроком на 6 месяцев. При потере читательского билета необходимо написать заявление на имя директора библиотеки о выдаче дубликата. Учебная литература выдается для работы дома сроком на один семестр, другая же – от десяти дней до 1 месяца. По окончанию семестра учебники необходимо сдать на абонемент учебной литературы. Если читателю необходима книга на более длительный срок, он может продлить срок пользование ею. Получив книгу, читатель обязан проверить ее состояние, а обнаружив в ней дефекты, сообщить библиотекарю. Ответственность за порчу книг несет читатель, пользовавшийся изданием последним. В читальных залах литература выдается по читательскому билету. Выносить книги из читальных залов без разрешения библиотекаря не разрешается, в противном случае читатель облагается штрафом в размере 50 руб. 00 коп. и лишается права пользования библиотекой сроком на 3 месяца. К услугам читателей предлагается платный ночной абонемент, ксерокопирование документов. В случае потери или порчи книги читатель обязан заменить ее равноценной, либо заплатить ее рыночную стоимость. Структура библиотеки В структуре библиотеки пять абонементов:
четыре читальных зала:
В главном корпусе университета находятся также:
Справочный аппарат библиотеки В состав справочно-библиографического аппарата библиотеки входят: алфавитный и систематический каталоги на книжный фонд библиотеки, систематическая картотека статей, краеведческая картотека, картотека научных трудов преподавателей вуза, картотека диссертаций, картотека авторефератов, картотека изданий профильных учреждений, картотека периодических изданий, картотека ГОСТов, единый алфавитно-предметный указатель к справочно-библиографическому аппарату, фонд справочных и библиографических изданий. С 2000 года в библиотеке начинается внедрение компьютерных технологий. Сегодня библиотека имеет локальную компьютерную сеть, подключена к университетской сети и имеет выход в Интернет. На сайте университета открыта веб-страница , где можно ознакомиться с новостями библиотеки. Электронный каталог включает более 25 000 библиографических записей. Создается медиатека. Приступили к созданию полнотекстовых баз данных. Таким образом, наша библиотека стала пополнять свой фонд электронными учебниками, как приобретенными, так и собственной генерации. Программное обеспечение « Марк 4,5». 3. Поиск информации по каталогам Библиотека НГАУ ведет алфавитный, систематический каталог и картотеку статей. В алфавитном каталоге все карточки на книжный фонд расставлены в порядке фамилий авторов либо названий книг. Если авторов не более трех, книгу нужно разыскивать по первому автору (на соавторов даются сокращенные дополнительные карточки). Если же авторов более трех, книгу нужно разыскивать по алфавиту на название. В систематическом каталоге карточки на книжный фонд расположены по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. В систематической картотеке статей содержаться сведения о статьях из периодических и продолжающихся изданий, в том числе и тех журналов и сборников статей, которые отсутствуют в фонде библиотеке, но по тематике соответствуют профилю университета (особенно касается картотеки научных трудов преподавателей). Принцип организации картотеки тот же, что и систематического каталога. Рекомендуем изучить алгоритмы поиска литературы по каталогам и систематической картотеке статей. Это обеспечит Вам качественный подбор литературы и экономию времени. АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО АЛФАВИТНОМУ КАТАЛОГУ
АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ КАТАЛОГУ Этим алгоритмом следует руководствоваться при работе с систематической картотекой статей. 4. Краткая характеристика основных систем классификации литературы Библиотека НГАУ классифицирует литературу, ведет систематический каталог и картотеки по Универсальной десятичной классификации (УДК). УДК является распространенной в международном масштабе системой классификации произведений печати. Десятичной система называется из-за десятичного принципа, положенного в основу ее структуры и оформления. Условно совокупность всех знаний и деятельности человека делится на десять классов, в каждом из которых выделяются десять подотделов, которые в свою очередь подразделяются более подробно еще на десять подклассов и т. д. Таким образом, каждому вновь выделенному направлению может быть отведено свое место в классификации. Десять основных классов УДК:
Каждый из этих отделов делится на десять подотделов. Так, отдел 6 имеет основные подотделы:
……………………… Каждый из указанных подотделов в свою очередь делится на следующие десять подотделов, например: 63 - Сельское хозяйство 630– Лесное хозяйство. Лесоводство 631 – Общие вопросы сельского хозяйства 632 – Вредители растений. Болезни растений. Защита растений 633 – Растениеводство 634 – Садоводство. Плодоводство 635 – Овощеводство и декоративное садоводство в целом 636 - Животноводство 637 - Продукты животноводства (молоко, мясо и др.) 638 - Пчеловодство. Шелководство 639 - Охота. Рыбное хозяйство. Рыболовство В связи с использованием у нас в библиотеке двух систем классификации литературы, в систематическом каталоге и систематической картотеке статей выделено два ряда. Один из них строится по УДК (для естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук), второй по ББК (для общественных и гуманитарных наук). Ниже приведена классификация литературы по Библиотечно-библиографической классификации библиотеки НГАУ: Буквенный вариант Цифровой вариант С – Общественные науки в целом 60 Т – История. Исторические науки 63 У – Экономика. Экономические науки 65 Ф – Политика 66 Х – Государство и право 67 Ц – Военная наука. Военное дело 68 Ч – Культура. Наука. Просвещение 70/79 Ш – Филологические науки 80/84 Щ – Искусство. Искусствоведение 85 Э – Религия. Теология 86 Ю – Философские науки. Психология 87/88 Я - Литература универсального содержания 9 Основные отделы ББК тоже делятся на подотделы, а те в свою очередь – на более мелкие подразделения. Например: С/Ю – Общественные и гуманитарные науки С - Социальные науки в целом. Обществознание С5 - Социология С50 - Социология как наука С51 - История социологии С52 - Общество в целом. Общие характеристики социума С53 - Социология личности ……………………………….. С6 - Статистика С7 - Демография Таким образом, каждая отрасль знаний, отдельная наука, тема, вопрос, т.е. каждое деление (рубрика), имеет свое условное обозначение, называемое индексом, который указывает место отдельных отраслей знаний, тем в каталоге, карточки в котором расставлены по индексам. 5. Заполнение требований на запрашиваемую литературу в библиотеке Отыскав нужную книгу или статью в каталогах, картотеке, следует заполнить листок читательского требования, после чего можно получить книги в библиотеке. При заполнении читательского требования на книгу следует особое внимание обратить на правильность указания шифра книги. Если нужна статья из периодического издания, требование заполняется на источник (журнал, газету, продолжающееся издание). Приводим примеры заполнения требований на литературу. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ НА КНИГУ Образец каталожной карточки
|
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Агузарова С. В Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Сестринское дело Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | 1. Определение искусственного интеллекта Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан) Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Групповой интеллектуальный тест (гит) Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Критерии оценки знаний студентов VI курса педиатрического факультета... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Психологическое сопровождение одаренных детей в школе Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Итоговая государственная аттестация по специальности «педиатрия» Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Тесты по эпидемиологии для 5 курса лечебного факультета Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации... | Интеллект и творческие способности. Тест оценки интеллекта Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта в «Сборнике игр для развития системного мышления» Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Т код: есты для учащихся 11 классов отметьте правильные на Ваш взгляд номера ответов Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов |