Скачать 235.41 Kb.
|
Государственный университет –Высшая школа экономикиФакультет БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИПрограмма дисциплины ИТ-инфраструктура для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Авторы: Олейник А.И. (aoleynik@hse.ru), Сизов А.В. (alexey.sizov@gmail.com) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании «Бизнес-информатика» кафедры корпоративныхинформационных системПредседатель Зав. кафедрой ______________ Г.А.Лёвочкина _______________В.И. Грекул «21» ноября__2008 г « 20 » ноября 2008 г. Утверждена УС факультетабизнес-информатики Учёный секретарь ___________ В.А. Фомичев «25» _ноября 2008 г. Москва
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Координация бизнеса и ИТ. Аппаратно-программная платформа ИТ – инфраструктуры. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Создание интегрированной системы управления. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы. Передовые методы организации работы ИТ-службы. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Сервисный подход при организации работ. ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктурой. Система управления ИТ – MOF (Microsoft Operations Framework). Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Техническое обслуживание информационных систем (ИС). Гарантийное обслуживание. Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Регламентные мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Контроль и диагностика технического состояния оборудования. Сервисные центры. Эффективность информационных систем. Внутрикорпоративные стандарты. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). II. Пояснительная записка Программа разработана на кафедре «Управление информационными ресурсами предприятия» Авторы программы: к.т.н., доцент Олейник Александр Иванович, к.т.н., доцент Сизов Алексей Викторович Аннотация: Целью изучения дисциплины является получение студентами теоретических знаний в области развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия, а также практических навыков, позволяющих определять и минимизировать затраты на ИТ. Задачи, решаемые в процессе изучения дисциплины, направлены на овладение студентами современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Дисциплина изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов. На лекциях студенты приобретают теоретические знания по основным подходам к построению ИТ-инфраструктуры, по составу и характеристикам программно-аппаратного комплекса, современным методологиям организации обслуживания информационных систем и предоставления ИТ-услуг, по основным международным стандартам в области информационных технологий и формированию внутрикорпоративных стандартов, по вопросам построения и применения систем управления ИТ-инфраструктурой. На практических занятиях студенты приобретают умения проектирования и комплексного исследования ИТ-инфраструктуры предприятия, применяют методы оценки, обеспечения и повышения надежности аппаратных и программных средств ИС, получают практические навыки по расчету показателей эффективности и экономичности информационных технологий. На семинарах студенты приобретают навыки выступлениями с докладами и презентациями, а также навыки ведения дискуссии по обсуждаемым вопросам. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют проработку теоретического материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе, выполняют промежуточные индивидуальные задания и контрольные домашние задания. Программа дисциплины состоит из введения, 5 тем и заключения. III. Требования к студенту и учебная задача дисциплины Изучение дисциплины базируется на знаниях студентами основ вычислительной техники, сетей и телекоммуникаций, основ программного обеспечения, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, менеджмента организации, управления персоналом. В результате изучения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ:
- классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;
- рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; -основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; - методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем; - методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. УМЕТЬ:
- определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; - анализировать показатели эффективности информационных систем;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о взаимосвязи эффективности, надежности информационных систем и управления ИТ-инфраструктурой предприятия; -о международных стандартах в области управления ИТ;
ОБЛАДАТЬ НАВЫКАМИ: - формализации требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия; - определения ресурсов, необходимых для обеспечения надежности функционирования информационных систем; - анализа показателей эффективности информационных систем; - организации работ по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. IV. Тематический расчет часов
V. Структура учебных тем
VI. Формы текущего контроля и структура итоговой оценки Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: - Реферат. -Активность на семинарах. - Письменный экзамен. Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:
Оит = 0.2*Oрф + 0.4*Oс + 0.5* Oэ При выставлении итоговой оценки Оит за дисциплину средневзвешенная оценка округляется до большего целого, если дробная часть оценки не ниже 0.5, в противном случае оценка округляется до меньшего целого. При выставлении итоговой оценки ОИТ5 по 5-балльной шкале используется решающее правило:
VII. Литература 1.Базовый учебник
1.2. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml 2 .Дополнительная 2.1. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml 2.2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.
VIII. Содержание программы Тема 1. Архитектура информационных технологий Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура приложений. Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ – инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия. Литература [2.2] Контрольные вопросы
Тема 2. Аппаратно-программная платформа ИТ - инфраструктуры Проблемы выбора аппаратно-программной платформы, соответствующей потребностям прикладной области. Классификация компьютеров по областям применения. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Планирование сети. Тенденции развития локальных сетей. Тенденции развития глобальных сетей. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений. Защита корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей. Создание интегрированной системы управления. Планирование этапов и способов внедрения новых технологий. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы. Литература [1.2], [2.1] Контрольные вопросы
Тема 3. Методы организации работы ИТ-служб Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL. Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса. Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk – организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий. Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу. Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management. Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management. ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ. Литература: [1.1], [2.8], [2.9] Контрольные вопросы по теме:
Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления. MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки. Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ. Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ. Литература: [1.1], [2.8], [2.9] Контрольные вопросы по теме:
Тема 5. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем. Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы. Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание. Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования. Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk. Литература: [2.3] - [2.7] Контрольные вопросы по теме:
IX. Примерная тематика для письменных работ
1. Архитектура информационных технологий.
X. Методические рекомендации преподавателю Изучение дисциплины направлено на получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области построения, управления и развития ИТ-инфраструктуры предприятия, позволяющих формализовать требования к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре, определить ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования ИС и организовать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. В результате изучения дисциплины студенты получают представление о проблемах и основных направлениях развития методологии управления ИТ-инфраструктурой предприятия, о способах обоснования аппаратно-программного комплекса, о направлениях развития систем технического обслуживания и эксплуатации ИС. В процессе изучения дисциплины студенты овладевают способами определения ресурсов, необходимых для обеспечения надежности функционирования информационных систем, анализа показателей эффективности информационных систем, организации работ по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.. Дисциплина изучается на лекциях, семинарах и практических занятиях. В рамках каждой темы последовательность занятий направлена на поддержание качественных изменений в освоении изучаемого материала. Целью является переход от пассивных форм восприятия к активным формам. Указанные изменения реализуются через последовательность от рассказа к показу, от показа к упражнению, от упражнения к самостоятельному применению полученных знаний. На лекциях рассматриваются основополагающие теоретические вопросы и способы решения задач прикладного и системного характера. Лекции строятся на последовательном систематическом устном изложении преподавателем учебного материала, представляющего логически законченное целое. Основные цели лекций: - систематизировать основные научные знания; - раскрыть принципы анализа, построения и исследования информационных систем; - ознакомить студентов с особенностями и областями использования изучаемого теоретического материала; - создать теоретические предпосылки для практического освоения методов расчета информационных ресурсов и затрат. Практические занятия проводятся с целью освоения методов проектирования сетей, выбора оборудования, методик расчета информационных ресурсов и затрат. В рамках этих занятий производится анализ типовых ошибок, допущенных при выполнении расчетов и контрольных домашних заданий, рассматриваются наиболее удачные варианты. Студенты привлекаются к разбору и сравнительному анализу предлагаемых вариантов решений. На семинарах студенты выступают с докладами и презентациями на заданную тему. Происходит коллективное обсуждение, в результате которого приобретаются навыки ведения дискуссии по обсуждаемым вопросам. В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают теоретические положения, изложенные на лекциях, и изучают примеры, рассмотренные на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные домашние задания. Задания носят индивидуальный характер. На каждое контрольное домашнее задание выносится несколько задач в зависимости от сложности темы. XI. Методические указания студентам Успешное освоение дисциплины основывается на систематической повседневной работе студентов. В процессе самостоятельной работы студенты в течение одного – двух дней прорабатывают материалы лекционных и практических занятий по конспектам и рекомендованной основной литературе. Конспекты дополняются материалами, полученными при проработке дополнительной литературы. Задание на выполнение контрольных домашних заданий студенты получают в виде словесной постановки на естественном языке. При выполнении контрольных домашних заданий студенты должны кроме основной и дополнительной рекомендованной литературы использовать другие источники. По результатам выполнения домашнего контрольного задания представляется отчет в бумажном и электронном виде (в виде презентации) с выводами и списком используемых источников информации. Результаты домашнего контрольного задания докладываются на семинаре. Авторы программы: А.И. Олейник А.П. Сериков Приложение А Распределение часов по курсам, семестрам и темам
|
Программа дисциплины “ Инфраструктура нововведений” Цели и задачи... Настоящая программа направлена на решение задач, поставленных в соответствии с требованиями к обязательному уровню подготовки дипломированного... | Программа дисциплины «ит-инфраструктура предприятия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.... | ||
Программа дисциплины Городская инфраструктура и пространственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 04 «Государственное... | Программа дисциплины ит-инфраструктура предприятия Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ит. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие... | ||
«Рыночная инфраструктура» Своим рождением ОАО «Бахус» обязано производству шампанского, с которого и начинается история предприятия | 1. Функциональная и институциональная инфраструктура зарубежных финансовых рынков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Инфраструктура геофизических гис кафедры технологии геологической разведки ни иргту Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет, belor | К курсу инфраструктура и логистика организации массовой оценки учебных достижений «Средняя общеобразовательная школа №5 х. Восточный Советского района» Ставропольского края | ||
Тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) №п/п Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность | Л. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия) А инфраструктура это сочетание действующих сооружений, зданий, систем, которые необходимы для функционирования производства и жизни... | ||
Лекция 9 тема: Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура... | Борисоглебский муниципальный район Ярославской области Схема территориального... Планируемое размещение объектов местного значения муниципального района: транспортная инфраструктура, м 1: 50 000 | ||
Электронные образовательные ресурсы Не является исключением и наш детский сад. Техническая инфраструктура Информационной среды дошкольного учреждения включает в себя... | Рабочая программа по дисциплине б 15. Производственно-техническая инфраструктура предприятий Рабочая программа составлена на основе фгос во и учебного плана мгту по подготовки бакалавров 190600. 62 Эксплуатация транспортно... | ||
Инфраструктура инвестиционного процесса План практического занятия: Виды инвестиционного посредничества в инвестиционной деятельности. Структура финансовых институтов,... | Реферат По мероприятию №2 "Развитие инновационной инфраструктуры... Ключевые слова: прототипирование, строительство, инфраструктура образования, профориентация, лабораторная работа |