Скачать 157.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "Инфраструктура нововведений" Рекомендуется Министерством образования России для специальности 073500 – Управление инновациями направления подготовки дипломированных специалистов 658200 – Инноватика Программа дисциплины “Инфраструктура нововведений” 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Инфраструктура нововведений» является формирование знаний и представлений о формировании и развитии инфрастуктуры инновационной деятельности для организаций – участников инновационной деятельности, механизмах внешней поддержки инновационной деятельности и организации деятельности учреждений инфраструктуры в инновационной сфере. Дисциплина «Инфраструктура нововведений» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области управления инновациями на всех стадиях жизненного цикла продукции (технологии, организации, отрасли) по всем функциональным областям деятельности организации: от научных исследований до маркетинговой поддержки. Настоящая программа направлена на решение задач, поставленных в соответствии с требованиями к обязательному уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 073500 – Управление инновациями. Основной задачей дисциплины является углубление теоретических, методических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин макро и микроэкономика, теория инноваций, менеджмент инноваций и других. На базе этих дисциплин формируются основные теоретические и методологические положения изучаемой дисциплины. Специальные дисциплины («Технология нововведений», «Маркетинг инноваций», «Стратегический менеджмент в инновационных организациях», «Логистика» и др.) определяют направления, формы и методы обеспечения и поддержки инновационной деятельности в организациях. Изучение данной дисциплины должно способствовать достижению целей обучения и подготовки специалистов в области управления инновациями, поэтому материалы программы взаимоувязываются с содержанием всех других дисциплин данных специальностей. Однако для наиболее эффективного усвоения знаний и приобретения практических навыков принятия экономических решений в области управления инновациями студенты должны иметь достаточную подготовку как в области общеэкономических и общеинженерных дисциплин, так и в области своей профессиональной специализации. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ЗНАНИЯ - основных концепций и методов поддержания инновационной активности в стране, регионе, отрасли; типов инфраструктуры инновационной деятельности и их ключевые элементов; взаимосвязи и взаимообусловленность инфраструктуры нововведений и диффузии инноваций; структуру и особенности промышленной, финансовой, организационной, социально-демографической, информационной инфраструктур нововведений; принципы формирования и механизмы функционирования сетевой информационной инфраструктуры; функции международных организаций поддержки и развития инновационной деятельности; механизмы международной интеграции, способствующие развитию инновационной активности; УМЕНИЯ – выделять основные проблемы, возникающие в процессе реализации инноваций; определять тенденции развития национальной инновационной активности; находить необходимые формы поддержки инновационной деятельности, включая организацию и финансирование инновационной деятельности, привлечение инвестиций в инновации, маркетинг и др.; обеспечивать выбор адекватной формы диффузии инноваций; находить эффективные формы взаимодействия инновационных организаций с промышленной, финансовой, организационной, социально-демографической, информационной инфраструктурами нововведений; создавать организационные элементы инфраструктуры инновационной деятельности; обосновывать финансовую политику инновационной организации; использовать основные организационные формы поддержки инноваций; осуществлять взаимодействие с организациями, способствующими привлечению, подготовке и переподготовке кадров для инновационной сферы; обеспечивать информационную безопасность инновационной организации; НАВЫКИ - определения рациональных и эффективных форм поддержки нововведений; формирования адекватных механизмов коммуникаций между участниками инновационной деятельности; нахождения рациональных решений по продвижению нововведений во внешней среде и обеспечению трансфера и диффузии инноваций; разработки эффективных методов коммерциализации инноваций; формирования условий для снижения экономических рисков при реализации инноваций; приемов взаимодействия с учреждениями инфраструктуры инновационной деятельности. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Данная дисциплина подразумевает овладение практическими навыками и, следовательно, освоение ее программы предполагает как лекционные, так и практические занятия, призванные обеспечить обратную связь между преподавателем и студентами. Предмет рассчитан на 119 часа, из которых 34 час – лекции и 34 час – практические занятия, 51 час – самостоятельное изучение дисциплины и индивидуальные занятия. В процессе преподавания дисциплины проводятся лекции и практические занятия. Каждая лекция представляет собой логически завершенную вводную информацию для последующего проведения практических занятий и деловых игр. Она содержит:
В целях интенсификации процесса обучения широко используются активные методы обучения в виде лабораторных работ, презентаций, домашних заданий по основным темам дисциплины и систематическое тестирование усвоения материала. Программа изучения дисциплины предусматривает также использование Интернета для выполнения самостоятельных заданий и получения дополнительного информационного материала. Возможно также применение известных компьютерных программ для иллюстрации механизма трансфера и коммерциализации инноваций. Итоговая форма контроля – зачет, включающий в себя письменный ответ на теоретические вопросы и разбор деловой конкретной ситуации. 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 4.2.1. Введение в дисциплину. Понятие инфраструктуры нововведенийИнфраструктура нововведений как учебная дисциплина подготовки специалистов по управлению инновациями. Предмет изучения. Объекты инфраструктуры нововведений. Понятие инфраструктуры инновационной деятельности. Роль инфрастуктуры для поддержания инновационной активности в стране (регионе, отрасли). Типы инфраструктуры и их ключевые элементы. Цели и задачи учебной дисциплины «Инфраструктура нововведений». Гносеологические предпосылки изучения дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области управления инновациями. Взаимосвязь дисциплины с другими учебными дисциплинами. 4.2.2. Инфраструктура и диффузия нововведенийИнвариантность нововведений. Диффузия инноваций: сущность, формы, особенности. Трансфер инноваций. Коммерциализация инноваций. Франчайзинг как коммерческий способ диффузии инноваций. 4.2.3. Промышленная инфраструктура нововведенийПромышленная инфраструктура нововведений: структура и особенности. Промышленные коммуникации и их логистика. Транспорт. Связь. Энергообеспечение. Формы взаимодействия инновационных организаций и промышленной инфраструктуры. 4.2.4. Финансовая инфраструктура нововведений Государственное финансирование нововведений: механизмы, формы и условия. Гранты. Конкурсы. Непрямые формы финансовой поддержки. Финансовая инфраструктура инновационной деятельности: структура и особенности. Рискокапитал и его основные формы. Венчурные фонды. Венчурные компании и их роль в инновационной деятельности. Фонды поддержки инновационного предпринимательства. Инновационные банки. Государственные инвестиции в инновационную сферу. Лизинг, факторинг и форфейтинг в инновационной сфере. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг. Формы взаимодействия инновационных организаций и финансовой инфраструктуры. 4.2.5. Организационная инфраструктура нововведенийОрганизационная инфраструктура нововведений. Роль фасилитаторов в инновационной деятельности. Государственные формы организационной нефинансовой поддержки инноваций. Основные организационные формы поддержки инноваций и особенности правовых взаимоотношений. Бизнес-инкубаторы. Технологические и научные парки. Инжиниринговые центры. Технополисы и наукограды. Консалтинг в инновационной сфере: формы и специализация. Аутсорсинг в инновационном процессе. 4.2.6. Социально-демографическая инфраструктура нововведенийСоциально-демографическая инфраструктура нововведений: структура и особенности. Подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы. Организации, способствующие трудоустройству и привлечению кадров. Формы взаимодействия инновационных организаций и социально-демографической инфраструктуры. Общественные организации, союзы и ассоциации и их роль в повышении инновационной активности. 4.2.7. Информационная инфраструктура нововведенийИнформационная инфраструктура инновационной деятельности. Источники и формы распространения информации в инновационной среде. Специализированные издания и СМИ в инновационной сфере. Конференции, выставки, симпозиумы и другие формы информационного обмена в инновационной среде. Информационная безопасность инновационной организации. 4.2.8. Виртуальная среда как инфраструктура инновационной деятельностиСетевая информационная инфраструктура: понятие инновационной сети, принципы ее формирования и механизмы функционирования. Виртуальные организации в инновационной деятельности. Глобальные компьютерные сети как элемент инновационной инфраструктуры. 4.2.9. Международные организации инновационной инфраструктурыМеждународные организации поддержки и развития инновационной деятельности и их роль в повышении национальной инновационной активности. Функции международных организаций, способствующих развитию инновационной активности. Механизмы международной интеграции в инновационной деятельности. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
Б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Процесс обучения сопровождается использованием компьютерных обучающих программ, оценочными тестами, деловыми играми, консультационными компьютерными программами, а также информационным обеспечением Интернета. Раздаваемые материалы (до 2 стр. на 1 час лекционных занятий), презентации, выполненные в ПП Power Point. Слайды – иллюстрации лекционного материала и материалов практических занятий. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения лабораторных и ряда практических занятий необходимо наличие компьютерного класса, оснащенного оргтехникой и мультимедиа средствами (проектор, видеомагнитофон и др.). Программа составлена в соответствии с Временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов по направлению 658200 – Инноватика. Программу составили: С.Ю. Ляпина, к.э.н., доц. ГУУ, В.Н. Гунин, к.э.н., проф. ГУУ, Ю.Р. Нурулин, д.т.н., проф. СПбГПУ. Программа одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 658200 – Инноватика. Протокол № 1 от 01.03.2003 г. Сопредседатель Совета УМО по университетскому политехническому образованию Ю.С. Васильев Председатель УМС по направлению 658200 – Инноватика И.Л. Туккель Ученый секретарь С.П. Некрасов |
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
Программа дисциплины «ит-инфраструктура предприятия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе... | ||
Рабочая программа по дисциплине Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии | Рабочая программа по дисциплине химия Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии | ||
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии | 1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с... Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров,... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | 1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью преподавания дисциплины является получение базовых знаний по основным электронным компонентам и принципам проектирования, анализа... | ||
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом... Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности» является ознакомление студентов с базовыми... | Рабочая программа учебной дисциплины «конструирование машин и оборудования... Цели и задачи дисциплины Целью изучения данной дисциплины является ознакомить студентов с современными методами расчета и проектирования... | ||
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе Целью дисциплины Целью изучения физиологии является приобретение каждым студентом глубоких знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих... | Рабочей программы дисциплины «Клиническая биохимия» подготовки «специалиста»... Целью изучения дисциплины является освоение теоретических и практических основ дисциплины «Клинической биохимии» по разделам: биологически... | ||
Программа дисциплины Городская инфраструктура и пространственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 04 «Государственное... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... |