Цель и задачи дисциплины
1.1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров, приемов и методов воздействия на оппонентов и достижения эффективного сотрудничества.
В процессе преподавания дисциплины «Деловое общение» решаются задачи получения студентами следующих знаний:
изучение этических основ делового общения и формирование современной деловой культуры;
выработка навыков владения деловой перепиской, публичным выступлением и другими вербальными и невербальными коммуникациями;
изучение теории и практики ведения деловых переговоров, психологии делового общения, создания благоприятного климата в общении и приемов убеждения.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Студент должен знать основные методы ведения деловой беседы, механизм взаимодействия в совместной деятельности, этику и этикет делового общения, технику создания благоприятного впечатления, основные методы аттракции, правила убеждения, выборы эффективной стратегии бесед и переговоров.
| Студент должен владеть практическими навыками делового общения, ораторским искусством, основами физиогномики и графологии, особенностями вербального и невербального общения.
| Студент должен иметь представление об основах делового общения в условиях обострения конкуренции, определяющим успех деятельности не только отдельного человека, но подчас и целой фирмы, организации.
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономика
Культуролог
Психология
Социология
Коммерческая деятельность
Поведение потребителей
| Маркетинговые коммуникации
Сетевой маркетинг
Маркетинг продаж
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1-2
| 6ч.
| Тема 1. «Основные характеристика общения»
Лекция: Цели, задачи, структура и актуальность курса. Деловые коммуникации и их значение. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в совместной деятельности (4.1.1; 4.1.2)
| М, П, Д
|
|
| 6ч.
| Семинар:
- способы воздействия;
- стили общения;
- формы общения;
- подготовка студенческой группы к проведению деловой игры «ПРИНАДО» (приобретение навыков делового общения), формирование игровых фирм –партнеров, распределение ролей, знакомство с содержанием и этапами деловой игры. Выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 3-4
| 4ч.
| Тема 2. «Этика и этикет в деловом общении»
Лекция:
Встреча, приветствие, представление. Визитка как инструмент делового контакта. Этика деловых отношений и этикет бизнес-общения (4.1.1; 4.1.2; 4.1.11)
| М, П, Д
|
|
| 4ч.
| Семинар:
- этика делового общения;
- способы приветствия;
- игровое занятие по приветствию бизнес-партнеров, обмен визитками, представление игровых фирм. Решение обучающего кроссворда «Этика делового человека». Подведение итогов в балльной оценке. Выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 5-6
| 6ч.
| Тема 3. «Эффективные письменные и электронные коммуникации»
Лекция:
Деловые письма – классификация, структура и настроение. Культура письма, типовые фразы и оформление.
Факс и электронная почта: применение, структура текста.
Деловой телефон – разновидности, правила ведения беседы и культура телефонного общения (4.1.1; 4.1.11; 4.1.13)
| М, П, Д
|
|
| 6ч.
| Семинар:
- деловое письмо;
- деловой телефон;
- 10 телефонных грехов;
- игровое занятие по деловой переписке и телефонному общению. Подведение итогов. Выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 7-8
| 4ч.
| Тема 4. «Публичная речь делового человека»
Лекция: Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, дикция, интонация и пауза. Ораторское искусство. Подготовка материалов к выступлению. Особенности короткого убеждающего выступления. Типичные ошибки публичной речи и секреты хорошего выступления (4.1.1; 4.1.8; 4.1.9; 4.1.14)
| М, П, Д
|
|
| 4ч.
| Семинар:
- этапы подготовки и проведения публичного выступления;
- этапы ораторской деятельности;
- подготовка письменного текста;
- тренинг «Развитие речевого аппарата, дикция и модуляция голоса», отработка чистоговорок и скороговорок. Выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 9-10
| 8ч.
| Тема 5. Психотехника аттракции и убеждения»
Лекция: Техника создания благоприятного впечатления. Основные методы аттракции, деловой комплимент.
Тринадцать правил убеждения (4.1.3; 4.1.5)
| М, П, Д
|
|
| 8ч.
| Семинар:
- искусство компромисса;
- наука убеждать;
- аттракция;
- повышение и понижение статуса собеседника;
- тренинг «Убеждающая речь за 30 секунд». Выдача Домашнего задания. Подведение итогов занятия.
| Э,ПБ,И
| 11-12
| 6ч.
| Тема 6. «Имидж личности и невербальное общение»
Лекция: Факторы, влияющие на формирование имиджа. Эффекты восприятия. Одежда для успеха. Имидж деловой женщины.
Особенности невербального общения и средства повышения делового статуса. Трактовка невербальных сигналов (4.1.1; 4.1.5)
| М, П, Д
|
|
| 6ч.
| Семинар:
- имидж делового человека;
- имидж женщины;
-имидж мужчины;
- невербальные средства общения;
- искусственное повышение статуса;
- тренинг «Невербальное общение». Подведение итогов, выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 13-14
| 6ч.
| Тема 7. Деловые беседы и переговоры.
Лекция: Выборы эффективной стратегии бесед и переговоров. Два подхода к переговорам. Инструкции и структура переговоров. Начало и ход переговоров. Некорректные приемы ведения переговоров, манипуляции, уловки и защита от них. Завершение и анализ переговоров. (4.1.1; 4.1.4; 4.1.6; 4.1.12)
| М, П, Д
|
|
| 6ч.
| Семинар:
- установление контакта с аудиторией;
- виды переговоров;
- способы проведения переговоров;
- аудиотренинг «Использование уловок», аудиотренинг «График поставок». Подведение итогов, выдача домашнего задания.
| Э,ПБ,И
| 15-16
| 6ч.
| Тема 8. «Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов»
Лекция: Методы урегулирования конфликтов, основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации, карта конфликта, урегулирование конфликтов в личностно - эмоциональной сфере, кодекс поведения в конфликте.
| М, П, Д
|
|
| 6ч.
| Семинар:
- определение конфликта;
- типология конфликта;
- причины возникновения конфликта;
- основные стадии конфликта;
- структура конфликта;
- способы урегулирования конфликта.
| Э,ПБ,И
| 17-18
| 8ч.
| Тема 9. «Основы физиогномики и графологии»
Лекция: Индивидуальные особенности пишущего человека. Основы физиогномики. Толерантность.Основы кинесики. Визуальный контакт.
| М, П, Д
|
|
| 8ч.
| Семинар:
- имя человека его характер;
- каллиграфия;
- фзиогномика;
- глаза и толерантность;
- аудотренинг «Внешность о многом скажет» Подведение итогов, выдача домашнего задания
| Э,ПБ,И
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| -
| -
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| 1-3
| 6
| Темы докладов и рефератов:
Стратегия общения
Пространство и время общения
Основы такесики
Основные законы общения
| И
| 4-5
| 4
| Темы докладов и рефератов:
Психологические приемы влияния на партнера
Нравственные ценности рынка
Общение между фирмами в США
Раскройте процесс управления маркетингом на уровне конкретного предприятия.
| И
| 6-8
| 6
| Темы докладов и рефератов:
Визитные карточки
Телефонный разговор
Деловая переписка
4 Деловой этикет и толерантность
| И
| 9-10
| 4
| Темы докладов и рефератов:
Особенности общения через переводчика
Психологические приемы влияния на партнера
3. Восприятие и понимание в процессе общения
| И
| 11-14
| 8
| Темы докладов и рефератов:
Имидж деловой женщины
Имидж делового мужчины
Деловой завтрак, обед, ужин.
| И
| 15-17
| 6
| Темы докладов и рефератов:
Спор его цели и подходы
Критика в споре
Агрессии во время спора
Основные направления
| И
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| 1. Кукушин В.С. Деловой этикет Электронный мультимедийный учебник. ООО Программа 2000.
2. Лионель Белланже Переговоры Мультимедийный учебник. ООО Программа 2004.
3. Михайлова Е. «Говорите!» мастер-класс телефонного общения. Видео-класс, НФ «Класс», 2000г.
| 6.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Тема 6. «Деловы переговоры»
1. Марвин В.В. Переговоры. Учебный видеокейс. СПб.: 2006г.
2. Марвин В.В. Деловое общение. Учебный видеокейс. СПб.: 2006г.
| 7.
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Тема 1. Публичная речь делового человека
Кейс «Развитие речевого аппарата, дикция и модуляция голоса»
Вопросы и задания:
1. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, дикция, интонация и пауза.
2. Ораторское искусство.
3. Подготовка материалов к выступлению.
4. Особенности короткого убеждающего выступления.
5. Типичные ошибки публичной речи и секреты хорошего выступления
| 8.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Тема 1. Этика и этикет в деловом общении «игровое занятие по приветствию бизнес-партнеров «Этика делового человека».
Тема 6. Имидж личности и невербальное общение «тренинг «Невербальное общение»
Тема 7. Деловые беседы и переговоры
«аудиотренинг «Использование уловок»,
| |