1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для оценки безопасности товаров в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
изучить показатели качества продовольственных и непродовольственных товаров;
изучить источники опасности продовольственных и непродовольственных товаров;
получить представление о методах исследований, устанавливающих показатели качества и гигиенические критерии безопасности товаров.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать: - номенклатуру потребительских свойств и показатели качества и безопасности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров.
| Обучающийся должен уметь:
- осуществлять приемку товаров по количеству и качеству;
- проводить идентификационную экспертизу – по определению натуральности или фальсификации товаров, выявления случаев фальсификации упаковки, маркировки и качества товаров.
| Обучающийся должен владеть:
- основными методами и приемами проведения оценки качества и безопасности потребительских товаров.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра товароведения:
владение культурой мышления, способность к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, стремлением к саморазвитию и повышению квалификации (ПК- 1);
умением использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью использовать знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ПК-5);
способностью применять знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торгово-технологических процессов (ПК-6).
знанием методов идентификации, оценки качества и безопасности товаров и готовностью использовать их для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции (ПК-14);
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Физика
Химия
Материаловедение
Основы микробиологии
Безопасность товаров
| Физико-химические методы исследования Товароведение однородных групп продовольственных товаров
Товароведение однородных групп непродовольственных товаров
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы»
2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические) очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Очная форма обучения
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
| Модуль 1 «Требования, предъявляемые к качеству и безопасности продовольственных товаров»
|
|
| 1
3
| 2
2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к качеству продовольственных товаров»: требования внешнего вида, цвета, запаха, вкуса; требования качества по физико-химическим показателям.
Тема «Требования безопасности продовольственных товаров»: санитарно-гигиенические показатели безопасности – содержание токсичных химических элементов, пестицидов, микотоксинов, нитратов, антибиотиков, радионуклидов; ветеринарные показатели безопасности.
|
М
М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14 ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 2 «Методы контроля качества и безопасности продовольственных товаров»
|
|
| 5
| 2
|
| Тема «Методы контроля качества продуктов растительного происхождения»: определение массовой доли влаги и сухих веществ; определение кислотности; определение пектиновых веществ; определение содержания аскорбиновой кислоты.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
7
|
2
|
| Тема «Методы контроля качества продуктов животного происхождения»: определение содержания жира; определение кислотного числа; определение массовой доли крахмала; определение аммиака и сероводорода в рыбе.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
9
|
2
|
| Тема «Методы контроля безопасности продовольственных товаров»: определение токсичных химических элементов; определение содержания нитратов и нитритов; определение содержания пестицидов; определение содержания микотоксинов.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 3 «Требования, предъявляемые к качеству и безопасности непродовольственных товаров»
|
|
|
11
|
2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к качеству непродовольственных товаров»: одежды, обуви, мебели, электробытовым товарам, детским товарам, посуде.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
13
|
2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к безопасности непродовольственных товаров»: требования механической безопасности, химической безопасности, электробезопасности, термической безопасности, пожарной безопасности.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 4 «Методы контроля качества и безопасности непродовольственных товаров»
|
|
| 15
| 2
|
| Тема «Методы контроля качества непродовольственных товаров»: контроль прочности мебели, обуви; контроль дефектов ткани, обуви, посуды; контроль.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 17
| 2
|
| Тема «Методы контроля безопасности непродовольственных товаров»: контроль выделения токсичных веществ, миграции тяжелых металлов, наличие ограждений движущихся узлов, применения негорючих материалов в радиоэлектронной аппаратуре, защиты от ЭМ излучений.
| М
П
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
| Модуль 1 «Требования, предъявляемые к качеству и безопасности продовольственных товаров»
|
|
|
1
|
2
|
| Тема «Требования к качеству продуктов растительного происхождения»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 2
| 2
|
| Тема «Требования к качеству продуктов животного происхождения»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 2
| 2
|
| Тема «Требования к качеству вкусовых товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 3
| 2
|
| Тема «Требования к безопасности продуктов растительного происхождения»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 4
| 2
|
| Тема «Требования к безопасности продуктов животного происхождения»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 4
| 2
|
| Тема «Требования к безопасности вкусовых продуктов »
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 2 «Методы контроля качества и безопасности продовольственных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 5
| 2
| 2
| Тема «Органолептический контроль качества плодоовощных и зерномучных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 6
| 2
|
| Тема «Определение массовой доли влаги, сухих веществ и кислотности продовольственных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 6
| 2
| 2
| Тема «Определение содержания витамина С, сахара, жира, соли в пищевых продуктах»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 7
| 2
| 2
| Тема «Органолептический контроль качества мясных, молочных и рыбных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 8
| 2
|
| Тема «Определение плотности и содержания жира молока, массовой доли крахмала в колбасах»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 8
| 2
|
| Тема «Определение кислотного числа жиров, степени зрелости сыров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 9
| 2
| 2
| Тема «Методы определения ионов металлов, нитратов, радионуклидов»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 10
| 2
| 2
| Тема «Методы определения пестицидов, лекарственных и гормональных препаратов в пищевых продуктах»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 10
| 2
|
| Тема «Методы микробиологического анализа пищевых продуктов»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 3 «Требования, предъявляемые к качеству и безопасности непродовольственных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 11
| 2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к качеству детских, обувных и швейно-трикотажных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 12
| 2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к качеству
древесно-мебельных, строительных и металлохозяйственных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 12
| 2
|
| Тема «Требования, предъявляемые к качеству парфюмерно-косметических и керамических товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 13
| 2
|
| Тема «Требования к безопасности древесно-мебельных и строительных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 14
| 2
|
| Тема «Требования к безопасности детских товаров и посуды»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 14
| 2
|
| Тема «Требования безопасности к электробытовым товарам»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
|
|
| Модуль 4 «Методы контроля качества и безопасности непродовольственных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 15
| 2
| 2
| Тема «Методы контроля качества детских, обувных и швейно-трикотажных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 16
|
|
| Тема «Методы контроля качества древесно-мебельных и металлохозяйственных товаров »
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 16
|
| 2
| Тема «Методы контроля качества парфюмерно-косметических и керамических товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 17
|
|
2
| Тема «Методы контроля безопасности древесно-мебельных и строительных товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 18
|
| 2
| Тема «Методы контроля безопасности детских товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
| 18
|
|
| Тема «Методы контроля безопасности электробытовых товаров»
| И
Д
| ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые
компетенции
|
3
4
6 7
8 9 11 15
16
18
|
2
2
2 2
2 2 2 2
2
2
| Темы для самостоятельного изучения
Контроль качества товаров. Виды и методы контроля
Оценка качества: понятие, методы, значение
Правила и порядок проведения экспертизы физико-механических и/или химических показателей качества товаров
Потребительская экспертиза товаров
Правила и порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы товаров
Ветеринарно-санитарная экспертиза товаров: нормативно-правовой база, цели, задачи
Экологическая экспертиза товаров: цели, принципы, объекты, субъекты, экологические показатели качества товара
Использование экспертного метода при оценке качества товаров
Способы утилизации товаров
Идентификация товаров
|
ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
1-18
1-18
1-18
|
10
42 10
| Тематика рефератов:
1. Роль физико-химических методов анализа потребительских товаров при установлении их безопасности и качества.
2. Нормативные документы, обуславливающие безопасность и качество потребительских товаров
3. Значение хорошей лабораторной базы при установлении
безопасности и качества потребительских товаров
4. Последствия отсутствия входного аналитического химического контроля при производстве потребительских товаров
5. Физические методы контроля качества товаров
6. Микробиологические методы контроля качества и безопасности товаров
7. Инструментальные методы определения тяжелых металлов в пищевых продуктах
8. Спектрофотометрические методы контроля качества и безопасности товаров
9. Хроматографические методы контроля качества и безопасности товаров
10. Методы определения радионуклидов в товарах Усвоение текущего учебного материала Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студентов
|
ОК-1
ПК-3
ПК-5 ПК-6 ПК-14
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| Часы
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Использование информационных ресурсов Интернет при подготовке рефератов
|
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применение учебного пособия Кожуховой О.И. в электронном мультимедийном виде «Курс лекций по физике»
|
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Рекомендация студентам при подготовке к лабораторным занятиям использовать учебно-методическое пособие, разработанное Санкт-Петербургскими учеными Шевченко В.В. и др. «Измерительные методы контроля показателей качества и безопасности продуктов питания»
|
|
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Обсуждение проблемы оценки качества и безопасности товаров в условиях растущего разнообразия методов их фальсификации
|
|
| Применение активных методов обучения
| Индивидуальная работа студентов с лабораторными приборами с варьированием условий проведения эксперимента и анализом полученных результатов.
|
16
|
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
| Основная литература:
| 1
| Шевченко В.В.,Вытовтов А.А., Нилова Л.П., Карасева Е.П. Измерительные методы контроля показателей качества и безопасности продуктов питания. – СПб.: Троицкий мост, 2009, 504
| 20
| 2 3 4
5 .
| Родина Т.Г. и др. Справочник по товароведению продовольственных товаров.- М.: КолосС, 2003, 608
|
10
1
15
| 3
| СанПиН 2.3.2. 1078-01 « Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с приложениями.
Николаева М.А. Товарная экспертиза.- М,: Деловая литература. 2008, 288
Неверов А.Н и др. Товароведение и оргпнизация торговли непродовольственными товарами. – М.:Академия, 2003, 464.
|
| 4
| Николаева М.А. Товарная экспертиза.- М,: Деловая литература. 2008, 288
| 15
| 5
| Неверов А.Н и др. Товароведение и оргпнизация торговли непродовольственными товарами. – М.:Академия, 2003, 464.
| 15
| Дополнительная литература:
| 1 2
| Житенко П.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства. М.;Колос, 1999, 335
Закон РФ « О техническом регулировании» 2002 г
| 1 10
|
Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 322
| Наличие плакатов, образцов пищевых упаковок, микроскопов, лабораторной посуды, печей, весов, анадизатора влажности и др.
| Обучающее и опытное для исследований пищевых продуктов
| 401,405
| Наличие плакатов, микроскопов, измерительных приборов
| Обучающее и опытное для исследований непродовольственных товаров
| |