Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Целью дисциплины «Информационные системы в экономике» является изучение современных технологий в области автоматизации управления финансовой деятельностью, призванных обеспечить повышение эффективности управления финансовыми ресурсами.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- рассмотрение вопросов связанных с основами управления с применением современных информационных технологий;
- получение навыков использования программных продуктов общего и специального назначения;
- выработка умения самостоятельного решения задач связанных с принятием решений в экономических системах на основе изученных методов и приемов работы с информационными системами и технологиями;
- выработка умения самостоятельного принятия решения о внедрении тех или иных информационных технологий для целей управления;
- изучение различных областей применения информационных систем и технологий в современном обществе.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать принципы, методы и свойства информационных технологий;
современные методы и инструменты автоматизированной обработки информации;
принципы построения автоматизированных систем.
| Обучающийся должен уметь
выполнить содержательную постановку задачи для ее решения на ПЭВМ;
обосновать требования к информационному и техническому обеспечению;
разработать электронные таблицы и графики с использованием интегрированной системы или специализированных пакетов;
работать в многопользовательских системах;
проектировать и использовать в практической деятельности базы данных.
| Обучающийся должен владеть информацией о
современных программных продуктах для решения финансовых задач;
возможностях применения ПЭВМ в хозяйственной и сферах деятельности предприятий и организаций
| У Обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
и профессиональные компетенции (ПК):
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Информатика
Линейная алгебра
Теория вероятностей и математическая статистика
| Корпоративное управление
Инвестиционное бизнес-планирование
Оценка бизнеса
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающегося, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и контроль обучающегося направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающийся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающийся яв осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) -
Очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
| 1-8
| 8
|
| Модуль 1 «Введение в информационные системы»
| М, П
| ОК-11
ОК-12
ОК-13
| 1
| 2
|
| Тема 1. «Информация, информационные процессы и технологии»
Экономическая информация. Понятие, особенности и структура.
Понятие информационной технологии и процедуры обработки ЭИ
Классификация автоматизированных информационных технологий.
Методы обработки данных в АИТ
| М
| ОК-12
| 3
| 2
|
| Тема 2 «Основы построения Автоматизированных информационных систем (АИС)»
Информационная система, принципы создания и функционирования
Классификация информационных систем
Структурная и функциональная организация АИС
Проектирование АИС. Стадии и этапы.
| М
| ОК-12
| 5-7
| 4
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
Централизованные и распределённые базы данных и их применение для решения экономических задач
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений.
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений. Модели представления знаний:
деревья (вывода, целей), семантические сети представления знаний, фреймы в представлении знаний.
Хранилища данных и их применение для формирования экономических решений.
| М, П
| ОК-12
ОК-13
ПК-10
| 9-18
| 10
|
|
Модуль 2. Современные системы и технологии в экономике
|
| ОК-13,
ПК-10,
ПК-12
| 9
| 2
|
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
Основные направления развития интеллектуальных систем. Понятие экспертной системы, ее структура. Виды экспертных систем. Инструментальные пакеты для экспертных систем. Применение экспертных систем в финансовой деятельности
| М,ПБ,
| ПК-11,
ПК-12
| 11-13
| 4
|
| Тема 5 «Базовые информационные технологии»
Мультимедийные технологии
Автоматизация офиса
Информационные технологии автоматизированного проектирования
Информационные технологии в промышленности и экономике
Технологии искусственного интеллекта
CASE-технологии
Геоинформационные технологии
Статистические информационные технологии
Информационная технология управления
Информационные технологии в образовании
Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии)
Телекоммуникационные технологии
Технология защиты информации
Бухгалтерские информационные системы (БУИС)
| М,ПБ,
| ПК-11
| 15-17
| 4
|
| Тема 6 «Автоматизированные системы обработки информации в финансово - кредитных органах».
Информационные системы и технологии в банковской деятельности. Принципы построения. Технические решения. Программное и информационное обеспечение. Электронные банковские услуги. Информационные системы и технологии в органах Федерального казначейства. Информационное и программное обеспечение. Технологические решения.
Информационные системы и технологии в органах Министерства налогов и сборов. Информационное обеспечение и технологические решения.
Информационные системы и технологии страховой деятельности. Принципы построения. Организационная и функциональная структура. Информационное и программное обеспечение.
| М,ПБ,
| ПК-11
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 1-8
| 8
| 8
| Модуль 1 «Введение в информационные системы»
| Д,И,Э
|
| 1-5
| 8
| 8
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
Проектирование концептуальной и логической модели базы данных.
СУБД Access. Создание и просмотр таблиц базы данных. Разработка форм для ввода данных.
Построение сводного отчета и его анализ в EXCEL.
Создание кнопочной формы приложения.
| Д,Э
| ОК-13
ПК-10
| 9-18
| 10
| 10
| Модуль 2. Современные системы и технологии в экономике
|
|
| 8-14
| 6
| 6
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
ЭТ Excel.Использование финансовых функций при решении задач принятия решений.
ЭТ Excel.Использование логических функций при решении задач принятия решений.
ЭТ Excel. Решение оптимизационных задач.
| И
| ОК-13
ПК-10
| 15-18
| 4
| 4
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
Выполнение индивидуального задания по проектированию БД в соответствии с вариантом, определенным преподавателем.
| Д,Э
| ОК-13
ПК-10
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) -
Заочная форма обучения - 5г 00м
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 4
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
Централизованные и распределённые базы данных и их применение для решения экономических задач
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений.
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений. Модели представления знаний:
деревья (вывода, целей), семантические сети представления знаний, фреймы в представлении знаний.
Хранилища данных и их применение для формирования экономических решений
| М
| ОК-12
|
| 2
|
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
Основные направления развития интеллектуальных систем. Понятие экспертной системы, ее структура. Виды экспертных систем. Инструментальные пакеты для экспертных систем. Применение экспертных систем в финансовой деятельности.
| М, П
| ОК-12
ОК-13
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 6
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
Проектирование концептуальной и логической модели базы данных.
СУБД Access. Создание и просмотр таблиц базы данных. Разработка форм для ввода данных.
Построение сводного отчета и его анализ в EXCEL.
Создание кнопочной формы приложения.
| Д,Э
| ОК-13
ПК-10
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) -
Заочная форма обучения - 3г 06м
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
Централизованные и распределённые базы данных и их применение для решения экономических задач
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений.
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений. Модели представления знаний:
деревья (вывода, целей), семантические сети представления знаний, фреймы в представлении знаний.
Хранилища данных и их применение для формирования экономических решений
| М
| ОК-12
|
| 2
|
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
Основные направления развития интеллектуальных систем. Понятие экспертной системы, ее структура. Виды экспертных систем. Инструментальные пакеты для экспертных систем. Применение экспертных систем в финансовой деятельности.
| М, П
| ОК-12
ОК-13
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 6
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
Проектирование концептуальной и логической модели базы данных.
СУБД Access. Создание и просмотр таблиц базы данных. Разработка форм для ввода данных.
Построение сводного отчета и его анализ в EXCEL.
Создание кнопочной формы приложения.
| Д,Э
| ОК-13
ПК-10
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) -
Заочная форма обучения - 3г 06м
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
Централизованные и распределённые базы данных и их применение для решения экономических задач
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений.
Базы знаний и их применение для формирования экономических решений. Модели представления знаний:
деревья (вывода, целей), семантические сети представления знаний, фреймы в представлении знаний.
Хранилища данных и их применение для формирования экономических решений
| М
| ОК-12
|
| 2
|
| Тема 4 «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в финансовой деятельности»
Основные направления развития интеллектуальных систем. Понятие экспертной системы, ее структура. Виды экспертных систем. Инструментальные пакеты для экспертных систем. Применение экспертных систем в финансовой деятельности.
| М, П
| ОК-12
ОК-13
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 6
|
| Тема 3 «Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике»
Проектирование концептуальной и логической модели базы данных.
СУБД Access. Создание и просмотр таблиц базы данных. Разработка форм для ввода данных.
Построение сводного отчета и его анализ в EXCEL.
Создание кнопочной формы приложения.
| Д,Э
| ОК-13
ПК-10
|
Самостоятельная работа обучающегося - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 16-18
| 26
| Подготовка реферата по проблеме "Автоматизированные системы обработки информации в финансово - кредитных органах". Варианты рефератов:
Системы электронной коммерции.
Новейшие информационные технологии в коммерческой деятельности.
Информационное обслуживание и организация рынка с использованием технологий Интернет.
Обзор справочно – правовых систем.
Информационные технологии решения задач маркетинга в телекоммуникационной системе Интернет.
Системы электронного документооборота.
Корпоративные информационные системы.
Бухгалтерские информационные системы.
Информационная безопасность. Методы и средства защиты информации в Автоматизированных информационных технологиях.
Организация электронного офиса.
| И
| ПК-10-ПК-12
| 1-18
| 36
| Усвоение текущего учебного материала.
| М,П,
| ОК-12-
ОК-13
| 1-18
| 10
| Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов обучающегося
| Д,И
| ПК-10-ПК-12
|
Самостоятельная работа обучающегося - Заочная форма обучения -5г 00м
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| Усвоение текущего учебного материала по темам:
«Прикладное программное обеспечение АИТ »
«Информационное обеспечение АИС и технологий решения экономических задач».
| М,П,
| ОК-12,
ОК-3
|
| 82
| Самостоятельное изучение учебного материала по темам курса:
Тема 1. «Информация, информационные процессы и технологии»
Тема 2 «Основы построения Автоматизированных информационных систем (АИС)»
Тема 5 «Базовые информационные технологии»
Тема 6 «Автоматизированные системы обработки информации в финансово - кредитных органах».
| И
| ПК-10, ПК-12
|
Самостоятельная работа обучающегося - Заочная форма обучения -3г 06м
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| Усвоение текущего учебного материала по темам:
«Прикладное программное обеспечение АИТ »;
«Информационное обеспечение АИС и технологий решения экономических задач».
| М,П,
| ОК-12,
ОК-13
|
| 82
| Самостоятельное изучение учебного материала по темам курса:
Тема 1. «Информация, информационные процессы и технологии»
Тема 2 «Основы построения Автоматизированных информационных систем (АИС)»
Тема 5 «Базовые информационные технологии»
Тема 6 «Автоматизированные системы обработки информации в финансово - кредитных органах».
| И
| ПК-10, ПК-12
|
Самостоятельная работа обучающегося - Заочная форма обучения -2г 06м
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| Усвоение текущего учебного материала по темам:
«Прикладное программное обеспечение АИТ »;
«Информационное обеспечение АИС и технологий решения экономических задач».
| М,П,
| ОК-12,
ОК-13
|
| 82
| Самостоятельное изучение учебного материала по темам курса:
Тема 1. «Информация, информационные процессы и технологии»
Тема 2 «Основы построения Автоматизированных информационных систем (АИС)»
Тема 5 «Базовые информационные технологии»
Тема 6 «Автоматизированные системы обработки информации в финансово - кредитных органах».
| И
| ПК-10, ПК-12
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающийсяов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности обучающегося и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения
| Часы
|
| Компьютерные симуляции
| Используются при выполнении индивидуального задания по поиску оптимального решения
| 6
|
| Деловые и ролевые игры
| Проводится деловая игра по разработке инвестиционного проекта
| 6
|
| Разбор конкретных ситуаций
| При разработке БД рассматриваются разные варианты решения поставленной преподавателем задачи
| 6
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Используется по всем темам дисциплины мультимедийные материалы в аудиториях, обеспеченных соответствующим оборудованием
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
| Наличие в библ.
| Основная литература:
|
| 1
| Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 214 с.
| 50
| 2
| Ефимова Е.В., Ефимов Е.Н., Лапицкая Г.М. Информационные системы и технологии в экономике. Учебное пособие. Ростов-на-дону, "МАРТ", 2010, 255 с.
| 150
| 3.
| Мельников В.П. Информационные технологии: учебн. Для студ.высш. учеб. заведений./ В.П.Мельников. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 432 с.
| 15
| Дополнительная литература:
|
| 5.
| Крупник А. Бизнес в Интернете. М.»МикроАрт», 2002 – 240с.
| 10
| 6
| Г.М. Лапицкая Информационные системы в экономике. Учебное пособие. Издан./ РГЭА. – Ростов н/Д, 2007. – 74 с
| 100
|
Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы обучающийсяов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 212
| 1 Табличный процессор EXCEL
| Обучающее (выполнение расчетов)
| 212
| 2 СУБД ACCESS
| Обучающее (создание и анализ проекта)
| 212
| 3 Internet.
| Обучающее (поиск информации)
|
Текущий, промежуточный контроль знаний обучающийсяов
№
| Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
|
| Тесты
По модулю 1.
1.Система - это:
а) целое, составленное из частей;
б) совокупность элементов и некоторого регулирующего устройства, устанавливающего связи между элементами и управляющего ими, создавая неделимую единицу функционирования;
в) совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, таким образом, образующих определенную целостность.
Укажите все правильные ответы.
2.Сложная система - это:
а) система с развитой структурой, состоящая из элементов-подсистем, являющихся, в свою очередь, простыми системами;
б) система, не имеющая развитой структуры, в которой нельзя выявить иерархические уровни;
в) система устойчивая к внешним и внутренним возмущениям.
3.Свойство адаптивности информационной системы означает:
а) приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;
б) реагирование системы на внутренние и внешние воздействия;
в) возможность расширения системных ресурсов и производительной мощности.
6. Свойство целостности информационной системы означает:
а) приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;
б) согласованность целей функционирования системы с целями функционирования ее подсистем;;
а) возможность реализации заложенных в систему функций.
6. Свойство интегрируемости информационной системы означает:
а) возможность реализации заложенных в систему функций;
б) возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами;
в) возможность гибкого управления системой.
7. По сфере применения различают информационные системы:
а) внешние и внутренние;
б) региональные и общероссийские;
в) бухгалтерские, банковские, страховые, налоговые.
8. По уровню автоматизации управления различают информационные системы:
а) автоматизированные системы управления объектом, информационно-справочные иинформационно-поисковые системы;
б) стратегические, информационные, операторские системы;
в) централизованные и децентрализованные системы.
9. По режиму работы комплекса технических средств различают информационные системы:
а) пакетные, реальные, диалоговые;
б) дискретные, непрерывные;
в) управленческие, производственные.
10. По принципу интеграции функциональных задач различают информационные системы:
а) система, подсистема, отдельные задачи;
б) бухгалтерские, банковские, страховые, налоговые системы;
в) централизованные и децентрализованные системы.
11. Понятие «целостность системы» означает:
а) наличие характеристик, которые не присущи ни одному из составляющих системе элементов, взятому в отдельности, вне системы;
б) возможность изменения параметров и структуры системы под влиянием внешних факторов;
в) возможность изоляции протекающих в экономических системах процессов от окружающей среды для их исследования в «чистом» виде.
12. Степень централизации системы зависит от:
а) используемых технических средств обработки;
б) принятой системы учета;
в) количества и важности решений, принимаемых на нижнем уровне.
13. Принцип системного подхода предполагает:
а) рассмотрение каждого явления (процесса, объекта) во взаимосвязи с другими процессами и объектами как единого целого, а не совокупности отдельных частей;
б) постоянное развитие и совершенствование системы;
в) построение системы из набора функционально -- независимых блоков-модулей, обладающих определенной степенью законченности и устойчивости к изменениям.
14. Под у правлением понимается:
а) процесс преобразования входной информации в выходную под непосредственным контролем и воздействием органа управления;
б) функция системы, обеспечивающая либо сохранение ее основных свойств, либо ее развитие в направлении определенной цели;
в) организация совместной работы коллектива людей, обладающего соответствующими ресурсами для достижения поставленных целей.
15. Управление является эффективным, если:
а) если четко определены его цели;
б) сформулированы правила принятия решений;
в) укомплектован состав работников высшего звена.
16. Управление является оптимальным, если:
а) обеспечивает рациональное использование производственных мощностей предприятия;
б) обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов предприятия;
в) если оно наилучшим образом соответствует поставленной цели.
17. Автоматизированное рабочее место - это:
а) совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя;
б) совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя;
в) персональная ЭВМ и пользователь, совместно реализующие вычислительный процесс.
18. Цели разработки АРМ:
а) максимальная ориентация с адаптацией на пользователя;
б) - проблемная ориентация-отображение всех этапов технологического процесса решения конкретной задачи и общение на языке пользователя;
в) сокращение сроков решения задач.
19. В разрезе выполняемых функций АРМ подразделяются на:
а) проблемные;
б) технологические;
в) сетевые.
20. По режиму эксплуатации АРМ подразделяются на:
а) индивидуальные;
б) групповые;
в) работающие в режиме сетей.
21. Техническую базу создания АРМ могут составлять:
а) большие универсальные ЭВМ;
б) малые ЭВМ;
в) персональные компьютеры.
22. Типичный состав устройств АРМ включает:
а) ЭВМ с одним или несколькими микропроцессорами, внешней, оперативной и кеш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств;
б) устройства ввода и вывода, включающие клавиатуру и мышь;
в) дополнительные устройства;
г) модем, линии связи.
23. Количественная оценка АРМ- технологии включает оценку:
а) достоверности потоков данных;
б) структурно-функциональной сложности;
в) пропускной способности, универсальности. По модулю 2.
1.В качестве аргументов формул в Microsoft Excel могут применяться:
а)числовые значения:
б)ссылки на Диапазон ячеек:
в)встроенные функции:
2.Для создания формулы или функции в Microsoft Excel необходимо:
а) набрать математическое или логическое выражение;
б) ввести символ “ = ” затем задать соответствующее выражение;
в)нажать кнопку Изменить формулу на Панели формул и затем набрать выражение;
г)применить мастер формул.
3.Синтаксис функции ЕСЛИ имеет следующий вид:
а)ЕСЛИ(Диапазон;Условие);
б)ЕСЛИ(Лог.-выражение;знач._если_ЛОЖЬ;знач._если_ИСТИНА);
в)ЕСЛИ(Лог._выражение;знач_если_ИСТИНА;знач.если_ЛОЖЬ).
4. Синтаксис функции СЧЕТЕСЛИ имеет следующий вид:
а)СЧЕТЕСЛИ(Диапазон;Условие);
б)СЧЕТЕСЛИ(Лог.-выражение;знач._если_ЛОЖЬ;знач._если_ИСТИНА);
в)СЧЕТЕСЛИ(Диапазон;Интервал_суммир.;Условие).
5.Синтаксис функции СУММЕСЛИ имеет следующий вид:
а)СУММЕСЛИ(Диапазон;Условие);
б)СУММЕСЛИ(Лог._выражение;знач_если_ИСТИНА;знач.если_ЛОЖЬ).
в)СУММЕСЛИ(Диапазон;условие;Интервал_суммир.).
6.Синтаксис функции РОСТ имеет следующий вид:
а)РОСТ(Известные_знач_Х;извест._знач.У;нов.знач.У);
б)РОСТ(Известные_знач_Х;извест._знач.У;нов.знач.Х);
в)РОСТ(Известные_знач_У;извест._знач.Х;нов.знач.Х).
7. Целью создания базы данных является:
а) определение атрибутов объектов;
б) определение основных тем таблиц базы данных;
в) создание форм ввода данных;
г) задание структуры данных.
8. Структура таблицы базы данных подразумевает:
а)выбор полей таблицы:
б)деление информации на логические единицы и их описание:
в)ввод вычисляемых выражений;
г)отражение полноты предметной области.
9. Мастер создания таблиц -- это:
а) готовая база данных:
б) набор готовых полей таблицы:
в) интерактивная процедура создания таблиц.
г) макет таблицы.
10. Таблица может включать следующие данные:
а)текстовую информацию:
б)файлы данных:
в)рисунки:
г)ссылки на программы.
|
|