1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Целью изучения дисциплины «Современные платежные системы» является подготовка работников для профессиональной деятельности в кредитных и финансовых учреждениях, освоение базовых основ организации расчетов и кредитования и принципов их функционирования.
Основными задачами дисциплины являются:
- формирование фундаментальных знаний общих вопросов организации расчетов в платежных системах;
- изучение специальной терминологии, регламентирующей расчеты между субъектами рыночной экономики, основных принципов построения и функционирования национальной платежной системы Российской Федерации;
- ознакомление с законодательными актами, регулирующими организацию расчетов и платежей в Российской Федерации;
- изучение тенденций развития, оценка современного состояния и проблем становления и перспектив национальной платежной системы России.
| 1.2.Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать - принципы организации расчетов между хозяйствующими субъектами, принципы и формы организации безналичных расчетов, основы функционирования и виды платежных систем.
- нормативно-правовую базу современных платежных систем, законодательные основы построения платежных систем государств;
- способы сбора и обработки исходных данных для оценки эффективности современных технологий проведения расчетов в платежных системах;
- принципы использования современных информационных технологий и инструментальных средств для решения различных задач в области построения и функционирования современных платежных систем;
- методы анализа статистических данных отечественной и зарубежной статистики об экономических показателях по применяемым на практике технологиям расчетов в платежных системах государств.
|
| Обучающийся должен уметь
- анализировать периодическую литературу и статистические материалы, отражающие современное состояние и задачи создания и становления национальной платежной системы России, совершенствование форм организации межбанковских расчетов;
- использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
- использовать в практической деятельности знания о функционировании платежных систем и особенностях расчетов, анализировать данные, необходимые для расчета показателей. характеризующих, эффективность платежных систем;
- использовать компьютер как средство управления и анализа информацией, вести поиск в глобальных и локальных компьютерных сетях.
- анализировать современное состояние, тенденции и проблемы современных платежных систем; - использовать отечественные и зарубежные источники информации для формирования информационных обзоров и аналитических отчетов о современном состоянии платежных систем;
формировать информационные обзоры и составлять аналитические отчеты по проблемам
|
| Обучающийся должен владеть
- навыками научного исследования эффективности платежных систем, применения современных технологий и самостоятельного овладения новыми знаниями в области развития системы безналичных расчетов;
- навыками поиска нормативно-правовых документов, методами анализа нормативно-правовых документов и их изменений;
- навыками анализа и объективной оценки современного состояния платежных систем;
- основными методами и средствами получения и обработки информации, технологиями работы в глобальных и локальных компьютерных сетях;
- навыками прогнозирования и поиска оптимальных путей в совершенствовании и развитии
современных платежных систем;
- основами методологии экономического исследования в области современных платежных систем, навыками подготовки информационного обеспечения аналитического отчета; научным стилем изложения материала.
|
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)
|
| - -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
|
|
1.3.Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономическая теория
Деньги, кредит, банки
| Математические методы и модели кредита
Инновационные технологии банковского обслуживания
Банковский менеджмент
Банковские продукты
Банковские системы России и зарубежных стран
Финансирование и кредитование инвестиционной деятельности
Учетно-операционная деятельность банков
Организация банковского регулирования и надзора
|
2.Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 1,3
| 4
|
| Модуль 1 «Сущность и структура платежных систем»
|
|
|
|
2
|
| Тема «Понятие платежной системы, ее сущность и структура. Задачи и функции платежной системы.
| Понятие платежной системы, ее элементы. Принципы построения платежных систем. Классификация и виды платежных систем.
Этапы и особенности перехода от системы безналичных расчетов к национальной платежной системе. Роль Центрального банка в платежных системах.
Нормативные и законодательные акты, обеспечивающие работу платежных систем. Риски в платежных системах, пути минимизации
| М, П, Д,ПБ
| ОК-1
ОК-5, ПК-1
|
| 2
| -
| Тема «Национальная платежная система России»
Платежная система России: структура и институциональная среда. Законодательное регулирование национальных платежных систем.
Национальная платежная система, основы формирования и направления развития. Федеральный закон РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ».
Основные требования к деятельности операторов платежных систем, операторов электронных денег, операторов услуг платежной инфраструктуры, платежных агентов и субагентов, центральных клиринговых контрагентов по денежным обязательствам. Требования к организации и функционированию платежных систем. Критерии значимости платежной системы (системно значимой или социально значимой). Надзор и наблюдение в национальной платежной системе. Стратегия развития национальной платежной системы от15 .03.2013г.
| М, П, Д,ПБ
| ОК-5
ПК-1, ПК-4
ПК-8
| 5,7
| 4
|
| Модуль 2 «Организация межбанковских расчетов как важная составляющая платежной системы.»
|
|
|
|
2
2
|
|
Тема «Основы организации межбанковских расчетов»
Содержание и принципы организации межбанковских расчетов. Расчеты через учреждения Банка России. Расчеты на основе прямых корреспондентских отношений.
Тема «Текущее состояние и перспективы развития платежной системы Банка России»
Системы валовых расчетов в режиме реального времени. Система расчетов БЭСП. Межфилиальные расчеты. Внутрирегиональные расчеты. Межбанковский клиринг.
| М, П, Д,ПБ
М, П, Д,ПБ
| ОК-5
ПК-1, ПК-4
ПК-8 ОК-5
ПК-1, ПК-4
ПК-8
| 9,11
|
4
|
|
Модуль 3 «Национальные и всемирные платежные системы»
|
|
|
| 2
2
|
| Тема «Современные тенденции развития мировых платежных систем»
Тенденции развития мировых платежных систем, их эволюция. Роль и место Центральных банков в платежных системах зарубежных государств.
Тема «Платежные системы зарубежных государств» »
Всемирная межбанковская система SWIFT, история создания и развития. Принципы организации и функции. Платежные системы США. Европейские платежные системы.
| М, П, И,ПБ
| ОК-5,
ПК -1, ПК-2
| 13,
17
| 6
|
| Модуль 4. «Развитие платежных систем с использованием банковских карт.
|
|
|
| 2
4
|
| Тема «Основы расчетов платежных систем на основе пластиковых карт»
Понятие, виды и роль платежных карт в организации безналичных расчетов. История появления и развития пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов. Банковские пластиковые карты, их виды. Правовые основы расчетов с пластиковыми картами.
Тема «Платежные системы на основе пластиковых карт»
Платежная карточная система, понятие и элементы. Российские платежные системы. Международные платежные системы на основе пластиковых карт, история создания и развития. Операции коммерческих банков с пластиковыми картами. Характеристика инфраструктуры приема и обслуживания банковских карт.
Виды карточных программ. Этапы и задачи создания и реализации карточной программы банка. Эмиссия и эквайринг пластиковых карт. Современное состояние рынка пластиковых карт, проблемы и стратегия развития.
| М. П,Д, ПБ М. П,Д, ПБ
| ОК-1
ПК-1
ПК-4
ПК-8
ПК-9
ОК-1
ПК-1
ПК-4
ПК-8
ПК-9
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 2,4
| 4
|
| Модуль 1 «Сущность и структура платежных систем»
|
|
|
| 2
| -
|
| |