МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Ректор СамГТУ, проф. ________________Д.Е. Быков
«___» ______________ 2010 г.
м.п. ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО И СПО: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПО по вопросам информатизации образования и подготовки педагогических кадров по современным информационным технологиям
Разработчики программы повышения квалификации: Саушкин Михаил Николаевич,
к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры прикладной математики и информатики СамГТУ Радченко Владимир Павлович,
д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики СамГТУ
САМАРА, 2010
ГОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АННОТАЦИЯ
курса «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях НПО и СПО: перспективы, проблемы, пути решения»
Согласно Плану реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утверждённому президентом, развитие свободного программного обеспечения (СПО) в России является приоритетным мероприятием. В Плане в рамках одного из направлений – развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке – запланировано мероприятие «Обеспечение перехода общеобразовательных учреждений на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения (ПСПО)» (стр. 13 Плана, п/п 2.3).
В ходе пилотного проекта в 2008 году операционная система GNU/Linux внедрялась только в кабинетах информатики, то есть в этом участвовали наиболее грамотные пользователи компьютеров. Однако использование свободного программного обеспечения учителями-предметиками может сопровождаться рядом проблем психологического, технического и методологического характера.
Целью данного курса является: обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по вопросам использования свободного программного обеспечения в учебном процессе и развитие навыков применения свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности.
Настоящий курс предназначен для педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПО и направлен на то, чтобы помочь педагогическому работнику справиться с возникающими проблемами и рассчитан на очную форму обучения. В связи с этим курс имеет соответствующие особенности: сначала даётся информация о свободном программном обеспечении, рассказывается о преимуществах и перспективах его использования; далее слушателю даётся поработать в свободных аналогах программных продуктов с которыми он сталкивается каждый день. Затем даётся информация об администрировании операционной системы GNU/Linuх и о том, каким способом в этой операционной системе устанавливается программное обеспечение. И только уже после этого педагогические работники знакомятся с проблемами, которые могут возникнуть в процессе использования свободного программного обеспечения из-за «специфического» оборудования и необходимости запуска не POSIX-совместимого программного обеспечения на операционной системе GNU/Linuх, а на практических занятиях показывается, как эти проблемы решаются.
Слушатель (педагогический работник), освоивший программу, должен:
знать историю развития Linux и свободного программного обеспечения; иметь представление о многообразии дистрибутивов Linux, их особенностях и отличиях; понимать правовые аспекты использования программного обеспечения;
получить теоретические знания и практические навыки работы со свободным программным обеспечением, необходимые для успешной работы и применения в профессиональной деятельности, такие как работа и администрирование в операционной системе, использование офисных приложений, установка и настройка программного обеспечения;
уметь самостоятельно находить пути решения возможных проблем; применять полученные знания и навыки на практике;
постоянно совершенствоваться в освоении свободного программного обеспечения и пропагандировать его использование и внедрение.
Разработчики программы повышения квалификации: Саушкин Михаил Николаевич, к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры прикладной математики и информатики СамГТУ
Радченко Владимир Павлович, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики СамГТУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОГЛАСОВАНО:
Министр образования и науки
Самарской области ____________ Овчинников Д.Е. «____»_____________ 2010г.
м.п.
| УТВЕРЖДАЮ:
Ректор СамГТУ, профессор _____________ Д. Е. Быков «____»_____________2010г.
м.п.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях НПО и СПО: перспективы, проблемы, пути решения Цель: обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по вопросам использования свободного программного обеспечения в учебном процессе и развитие навыков применения свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений НПО и СПО
Срок обучения: 36 час.
Режим занятий: 6 час. в день
№
| Наименование разделов и дисциплин
| Всего,
час.
| В том числе
|
| Лекции
| Практические занятия
| Форма контроля
| 1.
| Вводная лекция
| 4
| 4
|
| Вопросы по лекционному материалу
| 2.
| Раздел 1. Использование свободного программного обеспечения в «повседневной» работе
| 12
| 2
| 10
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| 3.
| Раздел 2. Установка, администрирование и настройка свободного программного обеспечения
| 10
| 2
| 8
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| 4.
| Раздел 3. Возможные проблемы при работе с ПСПО и пути их решения
| 10
| 4
| 6
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| 5.
| Итоговый контроль
|
|
|
| Выпускная (аттестационная) работа
| Итого:
| 36
| 12
| 24
|
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Ректор СамГТУ, проф. _____________Д.Е. Быков
«___» ____________ 2010 г.
м.п.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель: обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по вопросам использования свободного программного обеспечения в учебном процессе и развитие навыков применения свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности.
Категория слушателей: педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПО
Срок обучения: 36 час.
Форма обучения: ___________________ ____________ с отрывом от производства
Режим занятий: 6 час. в день
| Наименование разделов, дисциплин и тем
| Всего,
час.
| В том числе
|
| Лекции
| Практические занятия
| Форма контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Вводная лекция
| 4
| 4
| ––
| Вопросы по лекционному материалу
|
| Лекция 1. История Linux и свободного программного обеспечения, назначение и основные функциональные возможности свободного программного обеспечения. Перспективы использования. Правовые вопросы
| 4
| 4
| ––
| Контрольные вопросы по лекции
| 2.
| Раздел 1. Использование свободного программного обеспечения в «повседневной» работе
| 12
| 2
| 10
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| Лекция 2. Основные особенности работы в свободном программном обеспечении
| 2
| 2
| ––
| Контрольные вопросы по лекции
| Практическое занятие 1. Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (OpenOffice.org Writer)
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по выполнению индивидуального задания (макетирование и вёрстка текста) в программе OpenOffice.org Writer
| Практическое занятие 2. Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц (OpenOffice.org Calc)
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по выполнению индивидуального задания (создание таблиц, графиков, диаграмм) в программе OpenOffice.org Calc
| Практическое занятие 3. Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций (OpenOffice.org Impress)
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по выполнению индивидуального задания (создание презентации) в программе OpenOffice.org Impress
| Практическое занятие 4. Программное обеспечение для создания растрового изображения и редактирования фотографий (GIMP)
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по выполнению индивидуального задания (обработка фотографии) в программе GIMP
| Практическое занятие 5. Программное обеспечение для обработки и редактирования векторной графики (Inkscape)
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по выполнению индивидуального задания (создание чертежа) в программе Inkscape
| 3.
| Раздел 2. Установка, администрирование и настройка свободного программного обеспечения
| 10
| 2
| 8
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| Лекция 3. Общие сведения по установке и настройке свободного программного обеспечения.
| 2
| 2
| ––
| Контрольные вопросы по лекции
| Практическое занятие 6. Инсталляция операционной системы Linux
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по процессу установки операционной системы Linux
| Практическое занятие 7. Администрирование операционной системы Linux
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по настройке заданных параметров операционной системы
| Практическое занятие 8. Установка и настройка программного обеспечения
| 4
| ––
| 4
| Отчёт по установке и удалению заданного индивидуального списка программ из репозиториев и исходного кода
| 4.
| Раздел 3. Возможные проблемы при работе со свободным программным обеспечением и пути их решения
| 10
| 4
| 6
| Отчёты по практическим занятиям, вопросы по лекционному материалу
| Лекция 4. Классификация проблем и пути их решения
| 4
| 4
| ––
| Контрольные вопросы по лекции
| Практическое занятие 9. Установка и настройка периферийного оборудования
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по установке и настройке оборудования
| Практическое занятие 10. Использование программы Wine для запуска windows-программ
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по установке и настройке Wine и windows-программ
| Практическое занятие 11. Виртуализация операционных систем
| 2
| ––
| 2
| Отчёт по установке и настройке VirtualBox и гостевой операционной системы
| 5.
| Итоговый контроль
|
|
|
| Выполнение выпускной (аттестационной) работы
| Итого:
| 36
| 12
| 24
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях НПО и СПО: перспективы, проблемы, пути решения»
Введение
Программа «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях НПО и СПО: перспективы, проблемы, пути решения» рассчитана на подготовку педагогических работников начального и среднего профессионального образования. Целью данного курса является:
- обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по вопросам использования свободного программного обеспечения в учебном процессе и развитие навыков применения свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности. Слушатель (педагогический работник), освоивший программу, должен:
знать историю развития Linux и свободного программного обеспечения; иметь представление о многообразии дистрибутивов Linux, их особенностях и отличиях; понимать правовые аспекты использования программного обеспечения;
получить теоретические знания и практические навыки работы в свободном программном обеспечении, необходимые для успешной работы и применения в профессиональной деятельности, такие как работа и администрирование в операционной системе, использование офисных приложений, установка и настройка программного обеспечения;
уметь самостоятельно находить пути решения возможных проблем; применять полученные знания и навыки на практике;
постоянно совершенствоваться в освоении свободного программного обеспечения и пропагандировать его использование и внедрение.
Содержание курса Вводная лекция Лекция 1 (4 часа).
История Linux и ПСПО: история UNIX, Linux, знакомство с линейкой продуктов Linux, основные понятия и принцип работы ОС, назначение и основные функциональные возможности ПСПО. Перспективы использования. Правовые аспекты использования программного обеспечения.
Раздел 1.
Использование свободного программного обеспечения в «повседневной» работе Лекция 2 (2 часа). Основные особенности работы в свободном программном обеспечении. Работа в свободном программном обеспечении: основы работы с персональным компьютером, пользовательский интерфейс, работа с файловой системой, стандартные программы (обзор), настройка настольной системы с помощью графических утилит. Работа в сети (Mozilla Firefox) и с электронной почтой (Mozilla Thunderbird). Сжатие и архивирования файлов (Ark).
Практическое занятие 1 (2 часа). Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (OpenOffice. org Writer). Текстовый редактор Writer: начало работы, форматирование текста, работа с графикой, таблицами и шаблонами, рассылка писем, создание оглавлений и т.д., составные документы, работа с полями, формы, редактор формул. Выполнение индивидуального задания.
Практическое занятие 2 (2 часа). Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц (OpenOffice.org Calc). Электронные таблицы Calc: начало работы, данные, диаграммы и графики, сводные таблицы, использование графики, внешние источники данных, стили, исправления и примечания, Calc как простая база данных. Выполнение индивидуального задания.
Практическое занятие 3 (2 часа). Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций (OpenOffice.org Impress). Программа подготовки презентаций Impress: начало работы, добавление графических объектов, создание и форматирование графических объектов, использование мастера слайдов, стилей и шаблонов, работа со слайдами, настройка Impress. Выполнение индивидуального задания.
Практическое занятие 4 (2 часа). Программное обеспечение для создания растрового изображения и редактирования фотографий (GIMP). Программное обеспечение для обработки и редактирования графических цифровых изображений (GIMP): основы работы, работа с файлами, рисование простых объектов, работа с выделением, контуры. Выполнение индивидуального задания.
Практическое занятие 5 (2 часа). Программное обеспечение для обработки и редактирования векторной графики (Inkscape). Программное обеспечение для обработки и редактирования векторной графики (Inkscape): основы работы, фигуры, кривые, заливка и обводка объектов, векторизация, работа с текстом и группой. Выполнение индивидуального задания.
Раздел 2.
Установка, администрирование и настройка свободного программного обеспечения Лекция 3 (2 часа). Общие сведения по установке и настройке свободного программного обеспечения. Установка дистрибутива. Точки монтирования и их использование. Файловые системы. Авторизация и управление правами доступа пользователей. Пакеты и исходные тексты программ.
Практическое занятие 6 (2 часа). Инсталляция операционной системы Linux. Установка дистрибутива. Дополнительная настройка, конфигурирование и проверка оборудования.
Практическое занятие 7 (2 часа). Администрирование операционной системы Linux. Авторизация и управление правами доступа пользователей. Загрузка системы и управление процессами. Добавление/удаление устройств. Система печати. Файловая система. Сетевые ресурсы. Настройка заданных параметров операционной системы.
Практическое занятие 8 (4 часа). Установка и настройка программного обеспечения. Пакеты и исходные тексты программ. Использование системы пакетов. Установка и удаление программного обеспечения с помощью графических утилит и командной строки. Установка и удаление заданного списка программ.
Раздел 3. Возможные проблемы при работе со свободным программным обеспечением и пути их решения
Лекция 4 (4 часа). Классификация проблем и пути их решения. Проблемы психологического характера. Проблемы с установкой «специфического» (SmartGDI-совместимого) периферийного оборудования. Проблемы работы с мультимедийными дисками фирм «Дрофа», «КиМ» и др. Проблема переноса и создания дидактических материалов с одной платформы на другую. Другие проблемы. Поиск путей решений в сети Интернет. Специализированные порталы и форумы (на примере linux.org.ru).
Практическое занятие 9 (2 часа). Установка и настройка периферийного оборудования. Установка SmartGDI-совместимых принтеров, сканеров.
Практическое занятие 10 (2 часа). Использование программы Wine для запуска windows-программ. Установка и настройка Wine. Технические особенности. Запуск windows-программ. Установка дополнительных библиотек. Установка мультимедийных дисков. Продукты, основанные на Wine, и их возможности.
Практическое занятие 11(2 часа). Виртуализация операционных систем. История создания, ключевые возможности, применение виртуализации. Установка и настройка VirtualBox. Установка гостевой операционной системы. Образ виртуальной машины.
Методические рекомендации и пособия по изучению курса
Курячий Г., Маслинский К. Введение в ОС Линукс. М., 2008.
Литвинова А.В. ПО для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Writer. М., 2008.
Ковригина Е.В. ПО для создания и редактирования электронных таблиц OpenOffice.org. М., 2008.
Ковригина Е.В., Литвинова А.В. ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций OpenOffice.org Impress. М., 2008.
Немчанинова Ю.П. ПО для создания и редактирования блок-схем OpenOffice.org Draw. М., 2008.
Немчанинова Ю.П. ПО для обработки и редактирования векторной графики Inkscape. М., 2008.
Жексенаев А.Г. ПО для обработки и редактирования растровой графики GIMP. М., 2008.
Беккерман Е.Н., Жексенаев А.Г., Ковригина Е.В., Литвинова А. В. и др. Обзор образовательных программ Kdeedu, gcompris. М., 2008.
Контрольные задания Уровень усвоения лекционного материала проверяется ответами на контрольные вопросы к лекционному материалу. В ходе выполнения практических заданий преподаватель контролирует самостоятельную работу слушателей (педагогических работников) и даёт индивидуальные рекомендации для успешного выполнения индивидуального задания. Выполнение индивидуального задания сопровождается созданием отчёта, который оценивается преподавателем. В качестве выпускной работы слушатель должен предоставить выпускную (аттестационную) работу и сделать по ней краткий доклад о какой-либо проблеме с которой ему приходилось столкнуться и о том, как он эту проблему решил. В обсуждении доклада участвуют все слушатели, они могут предлагать свои пути решения озвученной проблемы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет ресурсов, дополнительной литературы
Колисниченко Д.Н., Аллен Питер В. Linux: полное руководство. — СПб: Наука и Техника, 2006. — 784 с.
Курячий Г.В., Маслинский К.А. Операционная система Linux. Курс лекций: Учебн. пособ. — М.: ИНТУИТ, 2005. — 392 с.
http://wiki.linuxformat.ru — WIKI-портал журнала Linux Format.
http://linux.org.ru — Русская информация об OC Linux.
http://pspo.it.ru — Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе.
|