Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 142.63 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации06.04.2015
Размер142.63 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет бизнес - информатики

Программа дисциплины
«Информационная поддержка бизнес-аналитики»
для направления 080500.62«Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра
Автор:

К.С. Гоменюк


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция «Бизнес-информатика» кафедры бизнес-аналитики

Председатель Зав. кафедрой

________________Ю.В.Таратухина __________Т.К.Кравченко
“___” ________________ 2013 г. “___” ____________ 2013г.
Москва – 2013

1. Цель дисциплины:

  • Формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при разработки информационно-аналитических систем.

  • Ознакомление студентов с современными тенденциями в области проектирования структур данных, разработки методов представления аналитической информации, интеграции информационных систем.

Задачи дисциплины:

  • Познакомиться с современными информационно-аналитическими системами и на практике закрепить полученные знания.

  • Изучить стандарты обмена данными в процессе интеграции информационных систем.

  • Познакомиться с основами проектирования и разработки поисковых систем, экспертных систем и систем управления знаниями.

  • Выработать навыки использования современных информационных технологий хранения и обработки данных в решении практических задач.

  • Получить дополнительные навыки моделирования предметной области,

  • Расширить область знаний, полученных в рамках дисциплины «Управление данными»

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информационная поддержка бизнес-аналитики» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для изучения дисциплины «Информационная поддержка бизнес-аналитики» студент должен:

  • владеть содержанием дисциплин: вычислительные системы, сети и телекоммуникации; управление данными (часть 1); программирование.

  • иметь навыки проектирования баз данных.

  • владеть инструментарием редактирования программного кода.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей.

-

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

  • (СК-4) способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

  • (СК-5) способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

  • (СК-6) способен работать с информацией: находить, анализировать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и практических задач в профессиональной сфере

  • (СК-10) способен критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт (собственный и чужой), собственную профессиональную и социальную деятельность

  • (СК-11) способен осуществлять научную и практическую деятельность в международной среде

  • (ПК-18) проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов;

  • (ПК-21) готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;

  • (ПК-13) управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов);


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • принципы функционирования поисковых систем и программных средств работы с неструктурированной текстовой информацией,

  • проблемы создания информационно-аналитических систем на основе хранилищ данных,

  • принципы и правила разработки информационно-аналитических систем,

  • особенности структуры и функциональные возможности современных аналитических информационных систем,

  • назначение баз знаний, способы представления знаний и формирования запросов в базам знаний

  • отличия объектно-ориентированных баз данных от реляционных баз данных,

  • основные принципы организации обмена данными между существующими информационными системами


Уметь:

  • проектировать слой метаданных информационно-аналитической системы,

  • проектировать реляционное хранилище данных,

  • анализировать предметную область с целью формирования требований к информационно-аналитической системе,

  • планировать проекты по разработке информационно-аналитической системы,

  • использовать информационные технологии для организации аналитической деятельности на основе существующих источников данных в компании,

  • выявлять проблемы в существующей логической структуре хранилища данных и предлагать методы их устранения,

  • разрабатывать схему обмена информацией в процессе информационной интеграции,

  • подготавливать презентационный материал для выступления перед аудиторией.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













Аудиторные занятия (всего)




18

18

18

18

В том числе:
















Лекции




7

7

7

7

Практические занятия (ПЗ)




11

11

11

11

Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)




36










В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат













Х

Другие виды самостоятельной работы
















Домашнее задание













Х

Вид промежуточной аттестации - зачет













Х

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

27

27

27

27

3













5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Современные информационно-аналитические системы

Использование отчетности в произвольном формате для решения аналитических задач. Причины возникновения систем бизнес-интеллекта. Метаданные информационно-аналитической системы и их место в проектировании и эксплуатации. Структура программных средств информационно-аналитической системы. Генерирование запросов на основе метаданных.

Тема 2. Интеграция данных

Назначение интеграции данных. Классификация видов интеграции. Преимущества и недостатки различных подходов. Консолидация, федерализация, распространение, гибридный подход.

ETL. Типовая архитектура хранилища данных. Классификация процессов ETL. Справочники и классификаторы. Структура загрузочной области хранилища данных.

Язык XML. Трансформация схем с использованием XSLT. Стандарты информационного обмена.


Тема 3. Проектирование логической структуры хранилища данных

Хранение изменений в базе данных. Подход DataVault: проектирование хранилищ данных, организация ETL-процесса. Поиск на основе хранилища данных DataVault. Требования к связям в логической структуре информационно-аналитической системы. Физическая структура баз данных. Оптимизация структуры базы данных. Производительность информационно-аналитических систем на основе хранилищ данных.


Тема 4. Объектно-ориентированные базы данных

Операция связывания и ее влияние на производительность систем управление базами данных. Причины распространения ООБД. Отличия ООБД от реляционных базы данных. Примеры на основе MongoDb. Многообразие реализаций NoSQL-баз данных.

Тема 5. Поисковые системы

Модели информационного поиска. Обработка текстовой информации с использованием регулярных выражений. Документ-ориентированные базы данных. Структура поисковой системы. Стемминг. Использование стоп-слов. Индексирование текстового контента. Поисковые системы с открытым программным кодом. Лингвистические информационные системы и k-представления.

Анализ существующих в интернете способов представления результатов и элементов фильтрации документов.

Тема 6. Использование информационно-аналитических систем в решении аналитических задач

Хранилище данных на основе размерностной модели данных. OLAP. Многомерная база данных MS Sql Server 2012 Analysis Services. Колоночная структура хранилища данных. Сервер баз данных MS Sql Server в режиме Tabular. Построение аналитической отчетности. Информационно-аналитическая система IBM Cognos 10. Слой метаданных. Информационные панели.

Управление проектом по разработке и внедрению информационно-аналитической системы.
Тема 7. Базы знаний

Проблема представления знаний. Онтология. Язык OWL. Проектирование базы знаний. Прямой и обратный логический вывод. Значение базы знаний в задачах анализа и поиска информации. Иерархии классов. Свойства классов. Запросы на языке SPRQL. Семантическая сеть.

Экспертная система. Пример экспертной системы CLIPS. Состав экспертной системы.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Аудиторные часы

Самост.

занятия

Экзамен/

зачет

Всего

часов

Лекции

Практ.

занятия

Всего



Тема1. Современные информационно-аналитические системы

4

4

8

2




10



Тема 2. Интеграция данных

4

4

8

2




10


Тема 3. Проектирование логической структуры хранилища данных





4

8

12

8




20



Тема 4. Объектно-ориентированные базы данных

4

4

8

4




12



Тема 5. Поисковые системы

4

8

12

4




16



Тема 6. Использование информационно-аналитических систем в решении аналитических задач

4

10

14

10




24



Тема 7. Базы знаний

4

6

10

6




16




Итого часов

28

44

72

36




108

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

(указываются рекомендуемые образовательные технологии, а также системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)

Для освоения курса «Информационная поддержка бизнес-аналитики» студенты готовят доклады с последующим выступлением перед участниками научного семинара. Данный вид участия в семинаре учитывается как реферативная работа.
10.1. Формы контроля и структура итоговой оценки

  1. Домашнее задание.

  2. Реферат.

  3. Работа не семинаре

  4. Зачет.

а) Домашнее задание по дисциплине «Информационная поддержка бизнес-аналитики »

Домашнее задание предполагает закрепление на практике полученных на занятиях навыков и заключается в выполнении следующих практических заданий:

  1. Разработка личной поисковой системы, позволяющей находить документы по простому запросу на русском языке, а также сортировать результаты по релевантности. Количество входных документов – не менее 30;

  2. Разработка XSL-преобразования результатов поиска;

  3. Применение подхода DataVault к существующей базе данных. Загрузка разработанного хранилища данных;

  4. Разработка фиксированной отчетности на основе баз данных с колоночной структурой; создание информационно-аналитической системы в среде IBM Cognos 10;

  5. Онтологическое моделирование предметной области с последующим формированием описания на языке OWL. Разработка запросов к созданной базе знаний;


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из оценок за:

  • доклад на семинаре(реферат);

  • посещаемость

  • домашнее задание;

  • зачет.


б) Критерии оценивания

Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

В соответствии с Рабочим учебным планом, формой текущего контроля является домашнее задание. Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:

Отекущий = Одз ,

где

Одз – оценка за домашнее задание.
Оауд = 0,5 Ореферат +0,5 Осем
Осем - работа на семинаре

При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) оценивается только аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа не оценивается. Поэтому накопленная оценка рассчитывается по формуле:

Онакопленная = 0,5 · Отекущий + 0,5 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,
где Отекущий – оценка за текущий контроль;

Оауд – оценка за аудиторную работу;

Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за экзамен (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

Орезульт = 0,1 · Озачет + 0,9 · Онакопленная ,
где О экзамен – оценка за итоговый контроль (экзамен);

Онакопленная – накопленная оценка.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.

10.2. Примерные вопросы и задания для оценки качества освоения дисциплины

Разработчики:

НИУ-ВШЭ________ _____преподаватель______ ________К.С. Гоменюк____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск