В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже





Скачать 61.74 Kb.
НазваниеВ. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже
Дата публикации10.04.2015
Размер61.74 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Тимченко Ольга Евгеньевна, МБОУ «Никольская ООШ», Шебекинский район, с. Никольское (nikls2008@rambler.ru)

В.А. Сухомлинський: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний – лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда умеют применять полученные знания. Причина данной проблемы – это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в школе.

Под методом проектов я понимаю совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяю прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;

  • тщательное продумывание структуры проекта;

  • четкое распределение функций между участниками;

  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов.

В своей работе использую следующие формы представления проекта:


  • Доклад

  • Эссе

  • Реферат

  • Программы

  • Путеводитель

  • Письменное обращение

  • Газета

  • Плакат

  • Альбом

  • Альманах

  • Видеофильм

Оцениваю проект поданным критериям:

  • Актуальность

  • Практическая направленность

  • Значимость выполненной работы

  • Объем и полнота работы

  • Самостоятельность

  • Законченность

  • Подготовленность к восприятию другими людьми

  • Материальное воплощение

  • Оценка защиты проекта

  1. Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний.

  2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.

  3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность , дружелюбность.

  4. Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

  5. Достижение цели проекта.

Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки проекта+ самооценки + оценки учителя.

В своей работе я применяю различные формы творческих работ. Одна из них – написание реферата. Здесь нужно выбрать цель, а именно: сделать обзор и анализ одной или нескольких работ на интересующую тему. Другая – самостоятельный анализ какого – то конкретного текста, исторического источника, с привлечением комментариев и научной литературы. Третье направление – найти источник, например, связанный с каким-нибудь историческим событием, героем, и проанализировать его.

В данной работе ученику придется выполнить ряд самостоятельных операций:

- самостоятельно сформировать вопросы, которые он считает важными, исходя из своего опыта познания истории в жизни;

- выбрать 3 – 4 авторов – историков или несколько источников;

- самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и дополнительной литературы;

- грамотно делать выводы, правильно применять термины и понятия.

Я думаю, если все это представлено в работе школьника, то его реферат является полноценной научной работой по истории.

Более высоким уровнем самостоятельной деятельности учащихся является исследовательская работа.

Написание исследовательской работы проходит следующие общеизвестные этапы:

- подбор источников литературы;

- чтение и конспектирование, анализ источников и литературы;

- написание плана;

- уточнение темы;

- написание работы;

- публичное выступление.

Прохождение всех этапов требует от ученика терпения и усидчивости.

Первоначальный момент – выбор темы для исследования, на мой взгляд, очень важен, так как тема должна отвечать интересам, направленности ученика, а также его возможностям.

Написание исследовательской работы именно по истории полезно еще и тем, что такая работа не бывает чисто исторической. Сама специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики и специфику разных религий, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность ученику выработать целостный взгляд на мир; соединить в процессе создания работы сведения о мире, обществе, почерпнутые им из разных наук.

Например, работа на тему «Отечественная война 1812 г. глазами историков и глазами литераторов» (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»). Особенностью работы является то, что литературное произведение анализируется как исторический источник и сопоставляется с историческими сочинениями. В художественной литературе выбранные сюжеты изображаются не так, как в исторической литературе, не все во всем согласуется с фактами. Эту проблему и решают учащиеся при исследовании.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних цивилизаций”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные игрушки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках, глиняных дощечках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Оформляли сборники задач по счету лет в истории. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Германии. Среди участников распределялись роли депутатов - лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы и быт представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

Я думаю, участие в таком значимом проекте дает возможность ученику изменить свою пассивную роль, взглянуть на себя и оценить полученные им знания с активных позиций, формирует умение и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учебы. Я считаю, исследовательская деятельность учащихся – это его самостоятельная творческая работа.

Исследовательская работа завершается полностью тогда, когда ученик выступает с ней перед аудиторией, на практических конференциях, возможно с использованием презентации.

Таким образом, написание исследовательской работы по истории дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрения и нельзя постичь без знания современных наук об обществе, формирует целостное представление о мире. Написание исследовательской работы дает возможность ученику убедиться в том, что знания полученные на уроках, - это не «мертвый» груз, а средство для понимания событий и явлений, которые проходят в современном мире.

Литература.

1. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика  преподавания истории в школе. - Ростов на Дону. «Феникс», 2005 .

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М. , 1996.

3. Интернет ресурсы:     history.standart.edu.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Овича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconВ. А. Сухомлинский говорил: Страшная это опасность безделье за партой;...
«Формирование ууд на уроках английского языка на этапе знакомства с новым грамматическим материалом»
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconАктивные формы обучения на уроках биологии(рмо учителей биологии и химии 2011)
Страшная это опасность безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На первый взгляд это так. Но, как ни странно, человек не может быть творцом или создателем. Человек всего лишь пользователь и перераспределитель...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconЧто такое творчество?
Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconБиография Нобеля
На вопрос: «Что вы знаете о Нобелевской премии ?» я услышала ответы: 1) Слышал(а), что награждают такими премиями за особые услуги....
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconВоскресения, за всю свою жизнь. Я никогда не слышал ничего лучшего...
Благодарю тебя, Брат Орман. Благословит тебя Бог. Доброе утро, друзья. И это привилегия — снова находиться в скинии в это замечательное...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже icon«Человек должен жить в сфере добра или воспитание милосердия»
И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconОсновную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к...
Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconДжанетт Рейнуотер Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом...
Быть может, в последнее время вас что-то тревожит? Или вы чувствуете усталость от множества обязанностей в семье и на работе? Кажется,...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconЯзык и человек
Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения,...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconРассмотрено на заседании мо педагогов дополнительного образования Протокол №1
Кроме того, это отбор и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, материальной...
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать представления о том, что для каждого человека малая родина – это то место, где он родился, где прошло его детство
В. А. Сухомлинський: Страшная это опасность безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек долже iconПлан мероприятий Недели Безопасного Рунета
Беседа для учащихся 7-11 классов «Как защищаться от всего того, что «живет» в Интернете и может представлять опасность»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск