Скачать 61.74 Kb.
|
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» Тимченко Ольга Евгеньевна, МБОУ «Никольская ООШ», Шебекинский район, с. Никольское (nikls2008@rambler.ru) В.А. Сухомлинський: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли». Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний – лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда умеют применять полученные знания. Причина данной проблемы – это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в школе. Под методом проектов я понимаю совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяю прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты. Прикладные проекты отличают следующие черты:
Исследовательские проекты подразумевают:
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. В своей работе использую следующие формы представления проекта:
Оцениваю проект поданным критериям:
Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки проекта+ самооценки + оценки учителя. В своей работе я применяю различные формы творческих работ. Одна из них – написание реферата. Здесь нужно выбрать цель, а именно: сделать обзор и анализ одной или нескольких работ на интересующую тему. Другая – самостоятельный анализ какого – то конкретного текста, исторического источника, с привлечением комментариев и научной литературы. Третье направление – найти источник, например, связанный с каким-нибудь историческим событием, героем, и проанализировать его. В данной работе ученику придется выполнить ряд самостоятельных операций: - самостоятельно сформировать вопросы, которые он считает важными, исходя из своего опыта познания истории в жизни; - выбрать 3 – 4 авторов – историков или несколько источников; - самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и дополнительной литературы; - грамотно делать выводы, правильно применять термины и понятия. Я думаю, если все это представлено в работе школьника, то его реферат является полноценной научной работой по истории. Более высоким уровнем самостоятельной деятельности учащихся является исследовательская работа. Написание исследовательской работы проходит следующие общеизвестные этапы: - подбор источников литературы; - чтение и конспектирование, анализ источников и литературы; - написание плана; - уточнение темы; - написание работы; - публичное выступление. Прохождение всех этапов требует от ученика терпения и усидчивости. Первоначальный момент – выбор темы для исследования, на мой взгляд, очень важен, так как тема должна отвечать интересам, направленности ученика, а также его возможностям. Написание исследовательской работы именно по истории полезно еще и тем, что такая работа не бывает чисто исторической. Сама специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики и специфику разных религий, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность ученику выработать целостный взгляд на мир; соединить в процессе создания работы сведения о мире, обществе, почерпнутые им из разных наук. Например, работа на тему «Отечественная война 1812 г. глазами историков и глазами литераторов» (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»). Особенностью работы является то, что литературное произведение анализируется как исторический источник и сопоставляется с историческими сочинениями. В художественной литературе выбранные сюжеты изображаются не так, как в исторической литературе, не все во всем согласуется с фактами. Эту проблему и решают учащиеся при исследовании. В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних цивилизаций”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные игрушки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках, глиняных дощечках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Оформляли сборники задач по счету лет в истории. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал. На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Германии. Среди участников распределялись роли депутатов - лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы и быт представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности. Я думаю, участие в таком значимом проекте дает возможность ученику изменить свою пассивную роль, взглянуть на себя и оценить полученные им знания с активных позиций, формирует умение и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учебы. Я считаю, исследовательская деятельность учащихся – это его самостоятельная творческая работа. Исследовательская работа завершается полностью тогда, когда ученик выступает с ней перед аудиторией, на практических конференциях, возможно с использованием презентации. Таким образом, написание исследовательской работы по истории дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрения и нельзя постичь без знания современных наук об обществе, формирует целостное представление о мире. Написание исследовательской работы дает возможность ученику убедиться в том, что знания полученные на уроках, - это не «мертвый» груз, а средство для понимания событий и явлений, которые проходят в современном мире. Литература. 1. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону. «Феникс», 2005 . 2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М. , 1996. 3. Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Овича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье... | В. А. Сухомлинский говорил: Страшная это опасность безделье за партой;... «Формирование ууд на уроках английского языка на этапе знакомства с новым грамматическим материалом» | ||
Активные формы обучения на уроках биологии(рмо учителей биологии и химии 2011) Страшная это опасность безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На первый взгляд это так. Но, как ни странно, человек не может быть творцом или создателем. Человек всего лишь пользователь и перераспределитель... | ||
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение... | Биография Нобеля На вопрос: «Что вы знаете о Нобелевской премии ?» я услышала ответы: 1) Слышал(а), что награждают такими премиями за особые услуги.... | ||
Воскресения, за всю свою жизнь. Я никогда не слышал ничего лучшего... Благодарю тебя, Брат Орман. Благословит тебя Бог. Доброе утро, друзья. И это привилегия — снова находиться в скинии в это замечательное... | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ||
«Человек должен жить в сфере добра или воспитание милосердия» И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные... | Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к... Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам... | ||
Джанетт Рейнуотер Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом... Быть может, в последнее время вас что-то тревожит? Или вы чувствуете усталость от множества обязанностей в семье и на работе? Кажется,... | Язык и человек Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения,... | Рассмотрено на заседании мо педагогов дополнительного образования Протокол №1 Кроме того, это отбор и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, материальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать представления о том, что для каждого человека малая родина – это то место, где он родился, где прошло его детство | План мероприятий Недели Безопасного Рунета Беседа для учащихся 7-11 классов «Как защищаться от всего того, что «живет» в Интернете и может представлять опасность» |