Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там





Скачать 134.38 Kb.
НазваниеОсновную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там
Дата публикации17.01.2015
Размер134.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам звезд или микромира – и все этим он обязан языку. «…Язык является единственным универсальным средством выражения всего процесса мышления человека».1

Когда у первобытного человека появилась потребность что-то сказать или объяснить своему сородичу, он научился произносить членораздельные звуки в определённой последовательности. «Эта потребность развила и преобразовала гортань, а органы рта научились произносить членораздельные звуки. Язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания».2 Таким образом, язык появился для разумного общения между людьми, для возникновения между ними взаимопонимания.

Общение постоянно совершенствовалось и человечество достигло того уровня цивилизации, на котором мы сейчас находимся благодаря способности общаться, появились новые формы передачи речи (письмо, различные виды передачи речи, в том числе электронная). Различают :

1.Человеческие языки - предмет изучения лингвистики

-естественные человеческие языки,

-искусственные языки для общения людей (эсперанто),

- жестовые языки глухих.

2.Формальные языки

-компьютерные языки (Алгол, SQL),

3.Языки животных.

Язык по своей природе многофункционален. Выделяют три основных и две дополнительных функция языка: коммуникативную, познавательную (когнитивную), аккумулятивную (накопительную) и эмоциональную, волюнтативную (воздействия). Например, Эзоп в драме «Лиса и виноград» говорит о языке: «Язык- это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык - ключ науки., орудие правды и разума. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют». 3 Первое предложением выражает коммуникативную функцию языка, второе и третье - познавательную, четвертое – эмоциональное, пятое – функция воздействия.

Коммуникативная функция позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому человеку их воспринимать и реагировать (соглашаться, возражать). С помощью познавательной функции язык формирует мышление и служит средством сознания. Язык помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что важно всего общества. Так письменные памятники (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), и устное народное творчество фиксирует жизнь нации, историю.

В ситуации общения язык представляет отношение высказывания : к отправителю, к получателю, предмету речи, контакту между людьми, языку общения и к самому себе. Выделяют следующие функции языка4:

1.Функция представления (репрезентативная). Темой может быть любое явление: настоящее, прошлое и будущее, реально существующее и вымышленное, отвлеченные понятия, природа и люди.

2.Функция выражения (экспрессивная). О чем бы ни говорил или писал автор, он выражает самого себя, выбирая способы построения речи, демонстрирует уровень владения языком, социальную принадлежность, психические свойства.

3.Функция воздействия (апелятивная). Она проявляется при помощи разнообразных лексических средств и грамматических форм (синтаксическая конструкция, наклонение глаголов и др.), при помощи интонации и порядка слов.

4.Фатическая функция (лат. fatus -пустой) (контактоустанавливающая). Человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор ( окликнуть, поприветствовать, напомнить о себе) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить).

5.Поэтическая функция. Эта функция присуща художественной речи, однако и в обычном общении мы иногда говорим витиевато и оригинально.

Язык существует в нескольких формах. В национальном языке выделяют диалекты, просторечие, жаргоны и литературный язык. Территориальные диалекты представляют интерес с исторической точки зрения и с точки зрения формирования литературного языка.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая имеет набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Например, шОфер, полОжить, с повидлой, без пальта. Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения. Существуют жаргоны музыкантов, студентов, спортсменов. Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную.

Общественная (социальная) функция языка проявляется в различных обществах и коллективах в конкретные исторические моменты. Так, в различных сферах (бытовой сфере, сфере производства, образования, общественно-политической деятельности, сфере художественного общения) рассматривают разновидности литературного языка с его стилями и разговорной речью, диалектами, просторечием, социальными и профессиональными жаргонами. Язык-это общественное явление: он возникает и развивается в человеческом обществе и прекращает свое существование, если престает существовать народ, который на нем говорит. Хотя, впоследствии они могут оставаться в нашей жизни (латынь). Язык сопровождает человека во всех делах, вне зависимости от его желания, присутствует в мыслях. Владеть языком, пользоваться речью человеку кажется естественным и само собой разумеющимся. Как - бы не были многообразны человеческие языки, все они достаточно просты для того, чтобы двух - трехлетний ребенок мог им овладеть. Человек, с рождения наделен особой способностью - выучить хотя бы один национальный язык. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913) писал: « Он (язык) есть социальный элемент речевой деятельности».5

Важнейшая функция языка - быть средством общения ( коммуникативная функция)- реализуется благодаря тому, что язык представляет собой особую систему знаков, по средствам которых осуществляется языковое общение между людьми. Знак - это средство передачи информации, материальный объект, которому при определенных условиях соответствует некое значение. Любой знак имеет двустороннюю сущность. Он материален (т.е. имеет выражение- означающее,) и нематериален (т.е. имеет смысл означаемое).

О двухсторонней сущности языка выдающийся французский лингвист Эмиль Бенвенист (1902-1976) писал: «Язык - особая символическая система, организованная в двух планах… Язык - физическое явление:…он требует …голосового аппарата при …производстве и слухового аппарата для восприятия. В этом материальном виде он поддается наблюдению, описанию и регистрации... Язык – нематериальная структура, передача означаемых, которые замещают явления окружающего мира или знание о них «напоминанием».6

В передаче информации участвует не менее двух лиц. Основной процесс разговора человек исполняет разные роли. Отправитель передает адресату материальные объекты (знаки), которые тот может увидеть, услышать. Знак состоит из двух частей. Первую часть называют формой знака, вторую – содержанием (смыслом) знака. Самые частые знаки -которые мы используем – слова. Устная и письменная форма языковых знаков являются основными для естественных языков.

Содержание слов чрезвычайно разнообразно. Говоря «люблю», человек выражает чувство, говоря «забор», называет предмет. А можно назвать ситуацию (бег, бегу, пробежал) или свойство ( красивый, красота); есть слова, указывающие на связи и отношения (и, или, под, внутри). Любой смысл может быть выражен с помощью слов и это делает слово самым главным знаком, а естественный язык – основным средством общения.

Язык, представляет собой систему. Система – ( от греческого systema – целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Она состоит:

- из множества элементов;

- элементы находятся в связи друг с другом;

- элементы образуют единство, одно целое.

Язык как систему представим в таблице:

Язык

Система

Средство

знаковая

естественная

самобытная

общения

мышления

сохранения и передачи традиций народа

состоит из единиц и уровней







коммуника-тивная

когнитивная

аккумулятивная

Существенными признаками языка как системы являются звуковой состав, строение слова, их значения, правила сочетания звуков.

Язык состоит из единиц:

- звук;

- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

- фразеологическая единица (устойчивое словосочетание );

- свободное словосочетание;

- предложение (простое, сложное );

- текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки, морфемы, слова ) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка

Уровни

Разделы

Звуки, фонемы

Фонетический

Фонетика

Морфемы

Морфемный

Морфемика

Слова

Лексический

Лексикология

Формы и классы слов

Морфологический

Морфология

Предложение

Синтаксический

Синтаксис

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913) писал: « Язык-это система знаков,

в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа».7

Языковые знаки могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их сочетании (предложение). Языковой знак указывает на предмет, качество, действие, событие.

Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак - слово. Морфема самостоятельно не действует в языке. Она проявляет себя только в слове и считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст - составные знаки.8

Языковой знак является двусторонним. Означающим языкового знака выступает его звуковая сторона, означаемым – значение.

Языковой знак – имеет свойство асимметричности, т.е. линейность означающего и нелинейность означаемого. Например, в слове бежать – элементы материальной сторон (буквы и звуки) расположены во времени или пространстве определенным образом. А значение слова бежать, означающее: действие, поступательность, передвижение в плоскости, передвижение по земной коре - не линейны и могут меняться местами.

Языковые знаки, как и другие, выступают в роли объектов, замещающих, представляющих другие объекты. Слово создает представление о соответствующем предмете или явлении, поэтому оно служит знаком этого представления. Так, словом дерево именуется не только конкретное дерево, но и все деревья.

Языковой знак не только обозначает предметы и явления, но и формирует у человека представление о характере, свойствах обозначаемого.

В языковых знаках отношения между знаками не однозначны. Один и тот же знак может обозначать абсолютно разные объекты – это омонимия. Например, лук – это и огородное растение, и оружие одновременно. Есть и противоположный случай, когда несколько знаков соотнесены с одним понятием, называемым синонимия: алфавит и азбука, точный и верный, пользоваться и употреблять.

Языковые знаки связаны отношениями подобия. Например, в звукоподражательных словах (ономатопеях) типа мяу-мяу, тик-так, чик-чирик их форма похожа на означаемое – звук, удвоенные формы (белый-белый, ходишь-ходишь) выражают значение интенсивности признака.

Все перечисленные свойства языковых знаков - двусторонность, заместительный характер, системность, воспроизводимость – означают, что язык - это знаковая (семиотическая) система. 9

«Люди окружили себя множеством разнообразных знаковых систем: деньги, марки, игральные карты, дорожные знаки, форменная одежда, жесты, этикетное поведение и др. Существует специальная наука, изучающая системы знаков – «семиотика (от греч. semeion – знак, признак). Язык – это одна из наиважнейших знаковых систем и - наиболее сложная по своему строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений только одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система, включающая не только знаки, но и средства создания новых знаков».10

У всех знаков есть особенность. Все что угодно может стать знаком, но только в ситуации общения. Любая передача информации происходит с помощью знаков. Обычно для этого используется естественный язык, но иногда он вытесняется и другими знаками.

Коммуникация осуществляется только в связи с тремя намерениями. Они заключаются, в получении информации, сообщении информации и передаче ее. Все предложения естественного языка бывают только этих трех типов и предполагают появление действия или жеста. «Любое предложение естественного языка - родного, иностранного, или языка жестов, или чего угодно может быть истолковано в этих трех модах», т.е. способах.

В области невербальных коммуникаций языком жестов и тела занимается современная семиотика, наука о знаках, связанная с различными способами общения и речью. Семиотика, специальная лингвистическая отрасль науки, внутри которой разделяют обозначающее и означающее. Означающее – это то, с помощью чего передается информация и смысл, например, звуки речи, гласные, согласные слова языка, предложения или просто знаки, которые, могут служить означающим тем, что означает. А означаемое – это то послание, которое передается с помощью этих средств. Одно без другого не существует.11

Наука невербальная семиотика состоит из отдельных взаимосвязанных дисциплин:

-паралингвистика (наука о звуковых кодах);

-кинесика (наука о жестах и жестовых движениях);

-окулесика(наука о языке глаз);

-гаптика (наука о языке касаний);

-гастика( наука о коммуникативных функциях угощения) и др.

Паралингвистика и кинесика являются основными.

Паралингвистика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь.

Различают три вида паралингвистических средств:

-фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные особенности артикуляции звуков;

-кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;

-графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.12

В современной науке социальные нормы телодвижений выделяют в особый язык — кинесику. Кинесика (др. греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).13

Значение общения определяется не только мерой понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык общения, что позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Иллюстрацией тесного взаимодействия звуковой речи и паралингвистических средств является речь актеров в немом кино. Отсутствие словесного высказывания в форме звука ярко показывает роль жестов и мимики.

В процессе непосредственного общения могут быть опущены отдельные части высказывания. Если сравнивать две фразы «Дай мне ту книгу, в красном переплете, на третьей полке справа» и «Дай мне ту книгу» (в сопровождении указательного жеста), то сопоставление этих фраз может идти в плане выявления экономии языка, так как сам указательный жест не несет какой-либо. Во второй фразе жестовое указание получает однозначное содержание.

Например, предложение «Смотри!» может сопровождаться лишь одним указательным жестом. И только сама ситуация может пояснить: « Обрати внимание на это явление, «Вмешайся в эту ситуацию», «Не поступай подобным образом».

Процесс вербальной коммуникации происходит всегда в конкретной ситуации, к конкретным лицам с особенностями их голоса, мимики, жестикуляцией.

Общение без языка затруднительно, и создан язык был для того, чтобы помочь взаимодействию людей. Язык стал инструментом человеческого общения и служит людям для обмена информацией. Язык является самым главным инструментом общения .В отсутствие языка люди придумывают нечто, что могло бы его заменить, н о это обычно оказывается временной и не вполне полноценной заменой языка.

«Неязыковые коммуникативные системы человека являются подчиненными, вторичными системами, но, несмотря на самое разнообразное происхождение, они по своей функции лишь примыкают к языку, используются языком и декодируются с помощью языка, … что дает основание не считать указанные системы самостоятельными, видеть в них структурно организованную систему, а не вспомогательные средства, используемые звуковым языком….Все паралингвистические средства могут быть объединены только по своей функции, т.е. по функции участия в формировании информации речевого высказывания, а не по своему материальному статусу».14

Все неязыковые факторы играют вспомогательную роль в общении, язык же – главную, для него существует возможность использовать для сообщения только собственные средства.

Лингвисты, изучая язык, в «Тезисах Пражского кружка» (1967г.) поставили, задачу «…систематически изучать жесты, сопровождающие и дополняющие устные проявления говорящего при его непосредственном общении со слушателем, жесты, имеющие значение для проблем лингвистических союзов».15


1 Колшанский Г.В. Паралингвистика. – М.: КомКнига , 2009.С.3.

2 Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 2010.С.462-463.

3 Цит. по: Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи.- РнД: Феникс,2011.С.49.

4 Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009. С.28.


5 Цит. по: Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009. С.31.

6 Цит. по: Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009. С.29-30.


7 Цит. по: Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009. С.31.

8См.: Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи.- РнД: Феникс,2011.

9 См.:Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009.

10 Балашов Л. В. и др. Введение в языкознание: конспект лекций.– М.: Высшее образование, 2009.С.17.

11 Ткаченко Г.А. Введение в культурологию.- Альманах: лекции 2 ,5.

12 См.:Интернет-энциклопедия // Сайт - Электронные данные. Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Паралингвистика - Данные соответствуют 20.01.12.

13 См.:Интернет-энциклопедия // Сайт - Электронные данные. Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кинесика - Данные соответствуют 20.01.12.


14 Колшанский Г.В. Паралингвистика. – М.: КомКнига , 2009.С.47.

15 Колшанский Г.В. Паралингвистика. – М.: КомКнига , 2009.С.10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconУченый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот,...
Е заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconВ известном стихотворении одной из них было плохо от того, что для...
Взрослый мужчина был уверен, что даже одна из них могла бы ему существенно помочь, хотя маленькой девочке не помогло и множество...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconКнига составлена по заметкам из личного дневника бывшей десятиклассницы,...
Тот, кто знает Правду, увидит суть даже там, где её пытаются скрыть. К ищущему Правду Свет Истины пробьется и через густую тьму,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconКнига составлена по заметкам из личного дневника бывшей десятиклассницы,...
Тот, кто знает Правду, увидит суть даже там, где её пытаются скрыть. К ищущему Правду, Свет Истины пробьется и через густую тьму,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconКак подать заявку на получение патента на изобретение
Часто бывает так, что человек может изобрести что-то новое, но не знает, как правильно защитить свои права на разработку. У него...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там icon«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём
Главная политическая проблема России сегодня – никто не знает, что ожидать от путинского режима после 4(18) марта, и тем более никто...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconВ себя. Тренинг уверенности в себе
Ну и что? А кто знает, может быть, именно эта девушка ваша судьба, и именно эта деловая встреча повернула бы колесо фортуны в вашу...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На первый взгляд это так. Но, как ни странно, человек не может быть творцом или создателем. Человек всего лишь пользователь и перераспределитель...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconФормирование познавательных интересов в обучении
И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Может быть, он из озорства гения высказал...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий День учителя это праздник особенный, потому что этот праздник знает каждый человек, кем бы он ни был: шахтером, врачом, экономистом,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconКакая от того прибыль, когда кто знает, что делается в Индии и Америке
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconФ. Н. Новиков Учебник “Основы лингвистических знаний”
Билингв – двуязычный человек – человек, который одинаково хорошо знает два языка
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconПротокол № от 2011 г
Кто из вас может сказать, что знает о себе все? Вряд ли найдутся такие, не правда ли! А так хочется знать –кто я, на что я способен,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconОсобенности образовательного процесса
Кто из вас может сказать, что знает о себе все? Вряд ли найдутся такие, не правда ли! А так хочется знать –кто я, на что я способен,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconТесты для подростков. Ребята!
Кто из вас может сказать, что знает о себе все? Вряд ли найдутся такие, не правда ли! А так хочется знать –кто я, на что я способен,...
Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там iconКакой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением?...
Провела: учитель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы Ерочкина Л. С


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск