Скачать 108.86 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБУЧЕНИИ Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребенка учитель должен научить, не только, читать, считать, писать, но и дать возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Этому способствует система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Собственная деятельность ребёнка интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь. Задачи:
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Каковы же пути ? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. - Надо же, а я этого и не знал! Ничего себе! Вот это да! Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Урок рисования. Ученик открывает баночку с гуашью, а там серый налет. Ребенок в недоумении подходит ко мне и спрашивает: Это что? - Это плесень. - А как она туда попала? - А что это такое? На следующий день ко мне подбегают ребята и наперебой рассказывают о плесени. Саша Лазарева принесла материал, который нашла в Интернете. На этом мы не остановились. Мы вырастили плесень. Затем мы ее рассмотрели через микроскоп. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса… На уроках окружающего мира ребята занимаются проектной деятельностью. «Как сохранить и уберечь свою землю от гибели» «Моя малая родина» «Решаем жизненные ситуации» Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. На уроке чтения знакомясь с произведением «Стойкий оловянный солдатик», читая это произведение по ролям, у ребят возникла идея поставить спектакль. Ребята распределили круг обязанностей между собой: режиссер, сценарист, артист, декоратор, художник - оформитель, и начались репетиции, каждый был занят своей работой. Итогом нашей работы - показ спектакля первоклассникам, а так же родителям. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемы ситуацией. Проблемной ситуацией является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и, которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами - залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор познавательной потребности. Девиз каждого моего урока «Маленькие удачи – путь к большой победе» Ребята стремятся сами добраться до истины, высказывают свою точку зрения, соглашаются, принимают решения, стараются делать выводы и умозаключения, умеют работать в коллективе, группе, а также презентовать работу общественности Задача учителя подчеркнуть значимость каждого ученика, создать условия для повышения мотивации к исследовательской деятельности. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю. Конфуций Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребенка учитель должен научить, не только, читать, считать, писать, но и дать возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления и творческих способностей одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель. Именно школа вводит ребенка в мир Культуры, всерьез и системно знакомит с Искусством. Цель моей работы: привитие интереса к литературному наследию и театральному искусству. Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, по убеждению Л.С.Выготского, является корнем всякого детского творчества. Игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни – необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка. Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь. Задачи:
Результаты анкетирования, индивидуальные беседы, проведённые среди учащихся класса и их родителями, выявили, что занятия изобразительным искусством, инсценирование, игры - драматизации, находят у каждого ребенка самые положительные отклики: дети любят этим заниматься, любой вид деятельности вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить. Эти умения формируются на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Театральное образование и художественно-творческая деятельность младших школьников осуществляется в их собственной театральной деятельности и способствует социально-художественному развитию, которое заключается в том, что у детей повышается уровень чувственно-эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер. Дети приобщаются к творчеству, у них формируются начала художественной культуры. На уроках литературного чтения использую следующие виды деятельности:
определение фрагмента для постановки живых картин; освоение различных ролей в тексте; отбор выразительных средств (мимика, жесты); постановка живых картин; рефлексия; повторное воспроизведение картины. 2. Чтение по ролям: определение фрагмента для чтения по ролям; освоение ролей для чтения по ролям; выразительные средства (тон, темп, интонация), необходимые для чтения по ролям; чтение по ролям. 3. Инсценирование: определение фрагмента для инсценирования; освоение ролей для инсценирования; выразительные средства (мимика, жесты, интонация), необходимые для инсценирования; инсценирование. 4. Устное словесное рисование: определение фрагмента для устного словесного рисования; слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента; презентация фрагмента. 5. Устное сочинение: определение темы прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор); определение главной мысли произведения (что главное хотел бы сказать автор); определение темы и главной мысли устного высказывания; выразительные средства языка для высказывания; структура высказывания; презентация высказывания окружающим. Работая над развитием творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, словарный запас, диалогическая и монологическая речь детей стала богаче, выразительнее и эмоциональнее. Применяемые в работе приёмы повлияли на качество и осознанность чтения учащихся.
Театр – коллективное творчество. Объединяя в себе различные виды искусства, он создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества. Использование следующих приёмов театральной педагогики во внеурочное время, способствует развитию и формированию личности ребёнка:
Совместная деятельность доставляет большее удовлетворение у детей и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело. Учащиеся класса являются активными участниками различных конкурсов, классных и школьных мероприятий:
8 марта, «Осенняя сказка», «Встреча в лесу», «Ура, каникулы!» и др.;
Вывод: театральное искусство имеет огромные возможности для социально-художественного развития детей. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно-эмоциональной сферы, нравственных начал, интеллектуальных способностей. В то же время в каждом ребенке заложен огромный потенциал художественно-творческих способностей, и именно театральное воспитание и образование позволяют раскрыть этот потенциал, так как театральное творчество само дает хорошую почву для развития различных способностей, поскольку опирается на синтез разных видов искусств. |
Изучение возможностей современных педагогических технологий (спт),... Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся | Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой... | ||
Пояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни.... Программа предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивающая развитие познавательных интересов в обучении и составляющим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | ||
Уроках гуманитарного цикла Методическая тема школы: «Формирование мотивации учебной, внеучебной деятельности и профессионального самоопределения через развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование у учащихся устойчивых знаний о странах изучаемого языка, развитие их кругозора и повышение познавательных интересов... | ||
«Использование икт в начальной школе» Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация... | Программа по использованию икт на уроках начальных классов Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Обобщение знаний о числах от 1 до 10. Развитие познавательных интересов, наглядно образного мышления. Формирование интереса... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции фгос 2-го поколения. Её реализация диктует необходимость... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ть оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных... | ||
Список литературы Работа воспитателя по воспитанию у детей познавательных интересов и потребностей | «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников... Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,... | ||
Конкурс- разминка «Знаешь ли ты?» Развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе | В 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели создание... В 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели – создание условий для развития познавательных интересов школьников... |