«Путешествие в страну Филологию» турнир по русскому языку для 5 классаРазработала учитель МОУ-СОШ №14 Дегтярева О.В.Цели игры:Развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе;
Привитие любви к предмету;
Поддержание интереса к научным открытиям;
Развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Описание игры: от каждого 5 класса из параллели представлена команда в количестве
шести человек. Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 30 секунд для обсуждения вопроса и ответа. ( После вопросов ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения).
Остальные учащиеся - болельщики, для которых также предназначены конкурсы. Предположительная продолжительность игры- 1 урок.
Конкурс- разминка «Знаешь ли ты?»
Угадайте слово по шутливой характеристике.
Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчирые и любопытные. Это...(Уши)
Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова.
Это... (Ветер)
Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? (Нос)
Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясните значение наличия «металла» в людях.
Стальная воля. Медный лоб.
Железные мускулы. Лужёная глотка
Золотое сердце.
Свинцовые слёзы.
Серебряный голос.
Оловянные глаза.
Бронзовая кожа.
3.Bnuшume буквы вместо точек, получая новые слова.Б.Р Б.С Б.Т В.З В.Р B.P В.Л Т.З
4.Напишите десять существительных из трёх букв с «Ы» в середине.( дым, сыр, быт, пыл, тын, тыл, мыс, бык, цыц, рык)
Конкурс для болельщиков. Прочтите ребус:Прежде, чем 7я о5 сядет за 100л, выЗ клеёнку.
5.К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые. Вол
| Рак
|
Приз
| Овод
|
Вино
| Рис
|
Сено
| Окно
|
Сад
| Град
|
Кипа
| Вал
|
6.«Заблудился» звукУчитель читает стихотворение. Учащиеся на слух должны определить, в каком слове «заблудился» звук, и исправить:
Неизвестно, как случилось,
Только звук- то заблудился;
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Закричал охотник: «Ой,
Двери
(звери) гонятся за мной!»
На виду у детворы
Крысу
(крышу) красят маляры.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
(жук)Синеет море перед нами.
Летают майки
{чайки} над волнами.
7.«Рассыпавшееся» слово.Было у меня слово, оно рассыпалось, Нужно его составить,
(Журналист, хоккеист, бумажник, лампочка)
8. Объясните загадочные знаки.Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт распродажа, послал записку своему издателю, в которой стоял только «?»
Издатель ответил остроумно и коротко «!»
9. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Конкурс для болельщиков « О чём идёт речь?» *Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:
-Это чёрная?
-Нет, это красная!
-А почему она белая?
-Потому что зелёная!
10.Конкурс «Шерлок Холмс»В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи.
1Маленькая хрустальная туфелька.
2Волшебное зеркальце, умеющее говорить.
3Старое разбитое корыто.
Волшебное веретено.
5.Черевички.
Миска с галушками.
Невод.
Кусочек сыра
Колыбелька - скорлупка грецкого ореха.
Конкурс для болельщиков. «Географический»
какие улицы нашего города названы в честь писателей и поэтов?
Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)
Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён?
(Севастополь)Какие четыре моря носят названия цвета? (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое )Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим) Конкурс «Блиц-турнир» для капитанов( интеллектуальный)* Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)* Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон) Синоним преувеличения. (Гипербола)* В кого превратился гадкий утёнок? (в лебедя)* Автор стихотворения «Тучи»Как греки называли свои сказки? (мифы)* С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником)(артистический)1. Передать значение фразеологического оборота с помощью жестовСидеть сложа руки Положить зубы на полкуЧесать язык Совать нос не в свои делаХлопать ушами В одно ухо влетело из другого вылетело. Водить за нос2. Произнесите скороговоркуУ пенька опять пять опят От топота копыт пыль по полю летит3. Закончите пословицу.* Лучше синица в руке....(чем журавль в небе)* Как аукнется (так и откликнется)* Поспешишь...... .(людей насмешишь)(на смекалку)
Какой год продолжается всего один день? (Новый)
С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Шесть ног, две головы, один хвост - что это? (Всадник на лошади)
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей, (месяцы, недели, дни)
Что принадлежит тебе, а используется чаще другими? (имя)
Какую часть слова можно найти в земле? (коренъ)
Ложь с намёком, (сказка)
Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (изменять по падежам)
Кто говорит на всех языках? (эхо)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.