Скачать 44.34 Kb.
|
«Повторение по теме «Союз». (урок русского языка в 7 классе) Цели: проверить знание теоретического материала; практически закрепить полученные знания; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной речи; развивать аналитическое мышление. Воспитательные: развивать эстетический вкус через обращение к поэзии; Развивать общую культуру, кругозор учащихся. Оборудование: презентация, карточки Ход урока.
Орфографическая разминка. (Запись производных предлогов с последующей взаимопроверкой.) Слайд 3 и 4. (В)следствии(е,и) переутомления; (в)виду плохой погоды; (не)смотря на ливень; нечто (в)роде пещеры; согласно желании…; (в)близи дома; вспоминая (в) последствии(и,е); (в)продолжении(е.и) часа. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом к уроку. - Прочитайте выразительно высказывание М. В. Ломоносова : Слайд 5. «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются.» Как вы понимаете эти слова? Чтобы доказать истинность высказывания проведем лингвистический эксперимент. (Слайд 6) Чтение и анализ стихотворения. Еще земли печален вид, … воздух уж весною дышит, … мертвый в поле стебль колышет, … елей ветви шевелит. ( Тютчев Ф. И. ) (Слайд 7 и 8) Еще природа не проснулась, …сквозь редеющего сна Весну послышала она …ей невольно улыбнулась… -Каким настроением проникнуто стих-ие? -Объясните значение выражения сквозь редеющего сна? - Назовите союзы. Какую роль в тексте они играют? Вывод: Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством худ. изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте. Повторение теоретических знаний о союзе. Фронтальный опрос. Слайды 9-18. Слайд 9. Группы союзов по строению и значению. Союзы: простые, составные. Сочинительные, подчинительные. Слайд 10. Типы союзов по строению Составные союзы: потому что, для того чтобы, оттого что, с тех пор как, как будто, так как. Простые союзы: что, да, но, а, и, если, когда. Слайд 11. Типы союзов по значению: Сочинительные: Соединительные(и, да=но, не только-нои, как-так и); Разделительные (или, либо, то-то, не то-не то); Противительные (а, но, да=но, однако (же) зато).
Слайд 12. Подчинительные союзы: 1. причинные 2. временные 3. сравнительные 4. целевые 5. условные 6. изъяснительные Слайд 13.Причинные союзы. Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствии того что, в связи с тем что, из-за того что, ибо. Слайд 14. Целевые союзы: с тем чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, чтобы. Слайд 15. Временные союзы: с тех пор как, когда, лишь, едва, прежде чем, после того как, лишь только. Слайд 16. Условные союзы: если, если бы, как, скоро, раз, кабы. Слайд 17. Сравнительные союзы: как, точно, будто, словно, как будто. Лес, точно терем расписной… Лиловый, золотой, багряный… И. Бунин. Слайд 18. Изъяснительные союзы: как, чтобы, что. Слайд 19. Физминутка. Слайд 20.
Закрепление практических навыков. Задание1: Выписать номера предложений с союзами. 1в. – сочинит. 2 в. – подчинит. Самопроверка. Вывод: сочинительные союзы соединяют части ССП; подчинит.- СПП. Слайд 21. Проверка. Номера предложений с сочинительными союзами: №1, №2, № 6, №7. Номера предложений с подчинительными союзами: №3, №4, №5. Задание 2: Запишите предложения. На месте пропусков вставьте подходящие союзы. ( Слайды 22, 23. ) Слайд 22.
Слайд 23. Самопроверка. Слайд 24. Задание3. Игра « Кто быстрее и лучше?» (Устно)
Вывод: при употреблении союзов необходимо учитывать их значение. Слайд 25. Задание 4: Прочитайте предложения. Почему они вызывают улыбку? Запишите их, исправляя ошибки.
Вывод: нарушение границ предложения искажает смысл высказывания. (Слайд 25) Слайд 26. « Разнорабочий « союз И. « Быть или не быть запятой?» Ветер налетел, и окно распахнулось настежь. Ветер налетел и распахнул окно. Двойная роль союза И. (Устно) - Почему союз И называется разнорабочим? Расскажите о роли союза И. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Вывод: союз И соединяет однородные члены в простом предложении и части сложносочиненного предложения. 7. Конструирование предложений. Составление предложений по данным схемам. Дать характеристику каждому предложению. Выполнить морфологический разбор союзов. 1.СС с союзом И 2.СП с союзом если 3. СС с союзом но 4. СП с союзом потому что Слайд 27. Домашнее задание: выписать 5 предложений с сочинительными и подчинительными союзами. |