Урока языковая этимологическая разминка





Скачать 38.94 Kb.
НазваниеУрока языковая этимологическая разминка
Дата публикации05.10.2014
Размер38.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах существительных.

(5 класс)

Цели урока:

- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

- научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

- обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение;

обогатить словарный запас учащихся, заинтересовать русским языком.

ХОД УРОКА

1. Языковая этимологическая разминка. Это интрересно!

1) Слайд 1. Общеславянское слово коло круглый.

- В каких словах встречается в современном русском языке этот корень?

Слайд 2. (Колесо, колея, колобок, кольцо, кольчуга)

- Сделайте транскрипцию слова колея.

- Составьте предложение со словом кольчуга.

Слайд 3.

2). От латинского слова caput , что в переводе означает голова, произошло много слов.
- Какие слова имеют сходное строение и близкий корень?


Слайд 4

(капитан, т.к. он – глава судна, главны..

Капуцин –монах, который носит капюшон

Капюшон – головной убор, который пришит к воротнику верхней одежды и одевается на голову.

Капор – головной убор.

Капуста – имеет сходство с человеческой головой.

2. Слайд 5. Повторение и закрепление терминов.

Что изучают ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ЛЕКСИКА, МОРФЕМИКА.

И сегодня мы продолжим работать над правописанием морфем.

3. Этап наблюдения.

Слайд 6

Прочитайте слова на слайде?

гру…ик, перепи…ик, перебе…чик, , попу…ик, докла…ик. смен…ик

- Что заметили? ( Произношение не соответствует написанию)

-Давайте подберём однокоренные слова и найдём, какая буква должна писаться на конце корня. (грузим, писать, бежать, путь, докладывать, а в слове сменщик Н чётко слышится и без проверки.)

Давайте запишем эти буквы, которые пишутся в этих словах на конце корня (Получится такая запись: З,С, Ж, Д, Т и Н.

-С буквой в корне мы разобрались, а как быть с суффиксами?

_Что вы заметили, есть среди этих слов лишнее? (сменщик) Обратите внимание: сочетание НЩ пишется без мягкого знака.)

В остальных словах суффикс вызывает сомнение: -чик- или –щик-?

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.

-Какая тема нашего урока?

Слайд 7 «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных – ЧИК- и ЩИК-«

4. Изучение нового материала.

Прочитайте правило, есть ли новая информация?

Так как же нам правильно написать слова: гру…ик, перепи…ик, перебе…чик, , попу…ик, докла…ик.

А как легче запомнить это правило?

Посмотрите на этот Слайд 8

я ТоЖе ЗДеСь.

Почему у меня выделены эти буквы? (Надо запомнить всего лишь эту фразу. Все согласные в этой фразе и есть те буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК-)

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске (по 1 человеку в с каждого ряда).

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.

  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.

  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

  8. Человек, чья профессия связана с компьютером (компьютерщик)

Прежде чем писать последнее слово, надо сказать, что оно пришло к нам из английского языка. Но вот слово компьютерщик уже образовалось по нашим языковым и словообразовательным законам, с помощью какого суффикса? (-ЩИК-) Почему -ЩИК, а не -ЧИК?

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий).
Физкультминутка.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа. Слайд 9

Проверим: Слайд 10.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать о суффиксе –чик- небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

-Посмотрите на табличку на слайде 11. Какое же ещё значение имеет суффикс – ЧИК-?

Значение лица

Уменьшительно-ласкательное значение

грузчик

стульчик

IV. Выборочный диктант. Я диктую слова, а вы распределяете в 2 колонки, продолжая начатую таблицу. (такая же табличка на обратной стороне доски)

Сборщик, стаканчик, диванчик, шарманщик, кафтанчик, заказчик, попутчик, сварщик.

6. Выводы по уроку.

–Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Слайд 12. Путеводная звезда.

А может, кому-то так легче будет запомнить буквы, после которых пишется суффикс

–ЧИК

Домашнее задание.

Сегодня на уроке много слов написано, которые обозначают профессии. Выберите одну любую профессию и расскажите о ней.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока языковая этимологическая разминка iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
Урока языковая этимологическая разминка iconИли задание текущей аттестационной работы
Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента)
Урока языковая этимологическая разминка iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе
Урока языковая этимологическая разминка iconЯзыковая политика и законы о языке
Языковая ситуация, характерная для сообщества определяется функциональными отношениями между компонентами социально-коммуникативной...
Урока языковая этимологическая разминка iconЯзыковая ситуация у коренных малочисленных народов
Казакевич О. А. Языковая ситуация у коренных малочисленных народов Туруханского района: кеты и селькупы // Язык в контексте общественного...
Урока языковая этимологическая разминка iconПлан-конспект урока культура речи и языковая норма
Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение
Урока языковая этимологическая разминка iconУрок-игра по типу телевикторины «Своя игра»
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка
Урока языковая этимологическая разминка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карта-схема маршрута путешествия (изображение на доске или плакат, станции: "Одиночка", "Сто", "Этимологическая", "Граматейкино",...
Урока языковая этимологическая разминка iconЗадачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных...
Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл
Урока языковая этимологическая разминка iconКонкурс- разминка «Знаешь ли ты?»
Развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе
Урока языковая этимологическая разминка icon«Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика...
Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит...
Урока языковая этимологическая разминка iconУчредитель : Комитет образования Администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
Урока языковая этимологическая разминка iconУчредитель : Комитет образования Администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
Урока языковая этимологическая разминка icon«Языковая интерференция»
С. Foundation of Bilingual Education and Bilingualism / C. Baker. Clevedon: Multilingual Matters Ltd, 1993. – 557 p
Урока языковая этимологическая разминка iconЯзыковая репрезентация концепта confidence/уверенность в английском и русском языковом сознании
Охватывает все содержание слова (Л. О. Чернейко)
Урока языковая этимологическая разминка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Орфографическая разминка. (Запись производных предлогов с последующей взаимопроверкой.) Слайд 3 и 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск