Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах»





Скачать 206.61 Kb.
НазваниеЗадачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах»
Дата публикации12.07.2014
Размер206.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок


Приложение 2
3 класс
ЗАНЯТИЕ 9
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.
I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах».
Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.

1. Трус своей лени боится. (Лени – тени)

2. Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)

3. Вола ноги кормят. (Вола – волка)

4. Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)

5. От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)

6. В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)

7. Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)

8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители)

9. Своя щука – владыка. (Щука – рука)

10.Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)
II. Основная часть.
Задание 1. «Расположи слова» (от частного к общему понятию).

Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске.
Планета – Земля Дробь – число

Солнце – звезда Квадрат – многоугольник

Ребенок – мальчик Единица длины – метр

Растение – дерево Единица времени – час

Зерновая культура – рожь Сложение – математическое действие

Задание 2. Задача «Этажи».

«В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.)

(Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.)
Разминка во время урока. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
Задание 3. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких других.

ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬ-ЯК, КОРОВА, ПИР, ПАР-О-ВОЗ, ЛАД-УШКИ, ОСИНА, МОЛ-ОКО, МАШИНА, ПОГОДА, КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДО-ЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫ-ЛАЗКА, ПАР-О-ХОД, СНАРЯД.
Задание 4. Найди пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6.



1.


1 2 3 4 5 6



2.


1 2 3 4 5 6
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 13
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.
I. Вводная часть. Разминка. Как это называется?

1. Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют)

2. Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока)

3. Главная песня государства. (Гимн)

4. Упаковка для писем. (Конверт)

5. Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария)

6. Куча снега. (Сугроб)

7. Суша возле воды. (Берег)

8. Остаток дерева, заменяющий табурет. (Пень)

9. Зимнее жилище медведя. (Берлога)

10.Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо)
II. Основная часть.
Задание 1. «Расположи слова» (от частного к более общему). Кроме частных и общих понятий существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, то есть если их сравнить с частными понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».

Зелёное яблоко (частное, узкое понятие) – яблоко (среднее понятие) – фрукт (широкое понятие).

Слова для предъявления:

1. Полезное ископаемое – топливонефть

2. Ливень – осадки – дождь

3. Лесное растение – дереводуб

4. Луговая трава – трава –клевер

5. Корова – животное – домашнее животное

6. Водоём – рекаВолга

7. Дятеллесная птица – птица

8. Водоём – озероБалхаш

9. Водное пространство – Атлантический океанокеан

10.Дерево – берёзалиственное дерево
Задание 2. Расположи числа в порядке возрастания в пустом квадрате. Ответ:


2

7

8

13

16

18

21

29

34

35

37

40

43

46

54

59

60

65

67

77

80

84

92

98

99


Задание 3. Реши задачу.

На доске написали цветными мелками слова. У малиновых слов первая буква «Л», последняя – «А» и четыре согласных. У коричневых – или первая «М», или последняя «К», или две гласных. Какое слово не малиновое и не коричневое? Ответ обведи в кружок.
а) лепешка; б) ласточка; в) лежанка; г) манка; д) пирог; е) лесенка; ж) сурок.
Правильный ответ: ЛАСТОЧКА (малиновые – лепешка, лежанка, лесенка; коричневые – манка, пирог, сурок).
Задание 4. Переставь буквы и прочитай поговорки. Что общего в этих поговорках?

Правильный ответ: Под лежачий камень вода не течёт.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Задание 5. «Муха».

Материал к заданию. Игровое поле. Один из учеников отворачивается от квадрата и подаёт команды, а другой ученик, следуя его командам, передвигает муху по полю. Надо продержать муху в течении 2 минут и не дать ей «улететь», т.е. выйти за пределы квадрата.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 20

Задачи урока: Развитие понятийного мышления (отношение «целое-часть»). Развитие пространственных представлений. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
I. Вводная часть. Разминка.

Кто это или что это?

  1. Рыбок дома держат в нём, что это за водоём? (Аквариум)

  2. Как зовём мы человека, который зимой купается в реке? («Морж»)

  3. Ствол деревьев покрывает и надёжно защищает. (Кора)

  4. Если зрение пропало, время их носить настало. (Очки)

  5. По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (Крокодил)

  6. Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор)

  7. Мороженое в шоколаде. (Эскимо)

  8. Страна всех сумчатых. (Австралия)

  9. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)

  10. Вторая буква слова-отгадки на загадку: на прогулке бегуны одинаковой длины через луг бегут к березке, тянут за собой полоски. («Ы», лыжи)


II. Основная часть.

Задание 1. Вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В задании найдите понятия, которые обозначают целый предмет, подчеркните его сплошной линией, а его часть – пунктирной.

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник, наручные часы, секунда, циферблат.

Книга, страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
Задание 2. «Найди одинаковые кубики».

Правильные ответы: 1 – 7, 2 – 5, 3 – 8, 4 – 6.
Задание 3. Реши задачу.

На доске написали числа цветными мелками. У серых чисел первая цифра меньше второй, больше третьей и меньше четвёртой. У зелёных – или первая больше второй, или вторая меньше третьей, или третья больше четвёртой. Какое число не серое и не зелёное? Ответ обведи в кружок.
а) 8492; б) 7361; в) 6452; г) 2418; д) 5723; е) 3519.

Правильный ответ: д) 5723 (серые – г), е); зелёные –а), б), в)).
Разминка во время урока. Руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Сделайте это задание с другой ногой и рукой. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
Задание 4. «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».

Примерные ответы:

роль – моль, соль, боль, ноль, руль;

мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;

село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;

лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;

код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;

нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;

рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;

роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.
Задание 5. «Переставь буквы».

ВРЕМЯ  ВЕРЯМ ВЕТЛА  ТЛВЕА ВЕСЛО  ВСЛОЕ

РУКАВ  ________ ДИЕТА  ________ ДЯТЕЛ  ________
Правильный ответ: РКУВА, ЕТДИА, ДТЕЛЯ.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 24
Задачи урока: Развитие мышления (причинно-следственные отношения, выявление отношения противоположностей). Тренировка внимания. Развитие внутреннего плана действия.

Оборудование: приложение №7 (карточки пирамиды).
I. Вводная часть. Разминка.

  1. Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось? (Три, одна сгорела)

  2. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

  3. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)

  4. Что общего у всадника и у петуха? (Шпоры)

  5. Во время дождя под каким кустом заяц сидел? (Под мокрым)

  6. На одной руке 5 пальцев, на двух 10. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  7. У розы их два, у ромашки три, у традесканции пять. А сколько их у георгина? (3, речь идет о слогах)

  8. С корабля спущен трап в 10 ступенек, между которыми расстояние 30 сантиметров. Во время прилива вода поднимается со скоростью 15 сантиметров в час. Через какое время вода зальет третью снизу ступеньку? (Корабль поднимается вместе с водой во время прилива, поэтому ступеньки никогда не заливает)

  9. Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу, из-за этой баловницы получил я единицу. (Клякса)

  10. Угли пылают – совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)


II. Основная часть.
Задание 1. «Найди причину и следствие».

Между понятиями могут быть такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ. Например, ТУЧА может стать причиной ДОЖДЯ (дождь в этом случае – следствие появления тучи). Значит ТУЧА и ДОЖДЬ – находятся между собой в причинно-следственных отношениях.

Образование льда, север, мороз, погода, снег.

Осень, холод, дерево, листопад, время года.

Время года, весна, деревья, таяние льда.

Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок, радость, кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны, ветер.

Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе, книга, телевизор.
Задание 2. «Подбери противоположное слово по смыслу».

Ответы:

1. Начало – конец 6. Жизнь – смерть

2. День – ночь 7. Высокий – низкий

3. Замерзание – оттаивание 8. Толстый – тонкий

4. Твёрдый – мягкий 9. Красивый – безобразный, уродливый

5. Лёгкий – тяжёлый 10. Увеличить – уменьшить
Разминка во время урока. А сейчас отдохнём. Вначале правой рукой возьмите левой ухо, а левой – дотроньтесь до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук: левая рука – правое ухо, правая рука – нос (5-6 раз).
Задание 3. «Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой».

Правильный ответ: Никогда не предавайте друзей!

Задание 4. «Найди квадраты – перевёртыши».

Правильный ответ: 1 и 8, 5 и 7.
Задание 5. Лото – пирамида (детям предлагается в группах собрать пирамиду, подобрав противоположное слово по смыслу).
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.


4 класс
ЗАНЯТИЕ 4
Цели урока: Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти и распределения и избирательности внимания.

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Как называется второй день недели? А девятый? (вторник)

  2. Сегодня пятый день недели. Назовите предыдущий и последующий. (четверг и суббота)

  3. В какой день недели Робинзон Крузо познакомился со своим другом на необитаемом острове? (пятница)

  4. Может ли в одном и том же месяце быть не 4, а пять понедельников? Мотивируйте свой ответ. (да, если это первое или иногда второе число)

  5. Прошли два дня после среды. Какой день недели был вчера? (суббота)

  6. Послезавтра был вторник. Какой день недели был вчера? Какой он по счету в неделе? (понедельник - первый)

  7. Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая? (воскресенье)

  8. Если 30 февраля – воскресенье, то какой день недели будет 3 марта? (в феврале не бывает 30 дней)


II. Основная часть.
Задание 1. «Письмо инопланетянина».

Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны «зашифровать», то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом 15-20с., чтобы все ученики успели сделать зарисовку в тетради. После выполнения задания №3 воспроизвести слова и словосочетания в тетради и оценить свои ответы. Правильный ответ – 1 балл, если в словосочетание только одно слово воспроизведено правильно – 0,5 балла.

Слова для запоминания:

  1. вечер 8. сомнение

  2. справедливость 9. плачущий старик

  3. любимая игра 10. веселье

  4. сила воли 11. сильный ветер

  5. падающий снег 12. грусть

6. страх 13. забавный щенок

7. верный друг 14. герой
Задание 2. «Подбери к понятию свойство, качество (функциональные отношения)»

Вступительная беседа с учащимися: между понятиями встречаются функциональные отношения. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).

Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях. Примерные ответы:

  1. число – цифра, математика…

  2. зима – мороз, снег, каток, ледяная горка, холод…

  3. задача – решение, математика…

  4. сказка – герой, рассказчик, волшебные предметы, приключения …

  5. движение – скорость, езда, автомобиль…

Разминка во время урока. Возьмите в левую руку карандаш. Следите за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз – перед каждым глазом.
Задание 3. «Найди спрятанные слова». Ученикам предлагается в строчках найти спрятанные слова. Всего 39 слов.

1. лампа, вол, хлеб, лес, собака, пар, сон. (7)

2. игла, вар, ключ (лоск), рост, цветок, вор, тик (7)

  1. муха, слон, ведро (3)

  2. вечер, погода, курок (3)

  3. письмо, ар, книга, стопа (сто, пар), бег (5)

  4. игрушка, лиса, мыло, стык (4)

  5. кон, мяч, ток, гора, полк (5)

  6. пол, одежда, зима, лом (кол), стиль (5).

III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 7
Цели урока: Развитие речи (синонимы). Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; мыслительные операции анализа и синтеза). Тренировка концентрации и избирательности внимания.


  1. Вводная часть. Разминка.




  1. Как звали любимого зверя Фрекен Бок? (кошка Матильда)

  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. Что это? (гриб)

  3. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолька. Сколько у нее глазок? (6)

  4. Что остается от разбитой чашки? (осколки)

  5. Женское украшение, которое одевают на шею. Как называют? (бусы, колье)

  6. Один из братьев, очень похожий на другого брата. (близнец)

  7. Картина с изображением человека. (портрет)

  8. Зимнее лежбище медведя? (берлога)

  9. Вместилище для спичек. (коробок)

  10. Если у вас его нет, то вы «заяц». (билет)




  1. Основная часть.


Задание 1. «Подбери синонимы».

Вступительная беседа: В языке есть много слов, заменяющих друг друга по смыслу. Вы, наверное, знаете, что такие слова называются синонимами. Например: мокрый – сырой, влажный. Попробуйте к следующим словам подобрать как можно больше синонимов. Варианты ответов:

  1. нерешительный – робкий, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся;

  2. отважный – храбрый, смелый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный;

  3. искренний – открытый, прямой, нелицемерный, честный, правдивый, сердечный, непритворный, дружеский;

  4. насмешливый – иронический, язвительный, саркастический;

5. осторожный – трусливый, несмелый, пугливый, осмотрительный, опасливый.
Задание 2. «Вставь слово из трёх букв».

Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого.

УТКО (_______) ОРОГ КУ (_______)ОЛ

КИПА (_______) УНОК ЗА (_______) ЕЦ


ЧЕЛО (_______)ТОР СО (_______) ЕСО

КАРНА (_______) ЬС ВАМ (_______) АМИДА
Ответы: НОС, РИС, ВЕК, ВАЛ, СОК, КОН, КОЛ, ПИР.
Разминка во время урока. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Задание 3. «Реши задачу».

На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе.

Какие слова были написаны ручкой, если известно, что:

  1. углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы разные, а третья и шестая одинаковые;

  2. кисточкой – слова, у которых седьмая и третья буквы разные, а вторая и пятая одинаковые;

  3. фломастером – слова, у которых вторая и шестая буквы разные, а первая и четвертая одинаковые.
Ответ:

а) концентрат, б) карманник, в) лампасы, г) заговорщики, д) подсудный,

е) ортодоксы, ж) оскотиниться, з) динамический.
Задание 4. «Найди названия диких животных».

Как можно быстрее надо найти названия диких животных в таблице по горизонтали, вертикали, диагонали в любом направлении.

1. енот

4. зубр

7. варан

10. крот

13. лось

2. барс

5. крыса

8. носорог

11. лама

14. обезьяна

3. олень

6. як

9. бегемот

12. слон

15. уж


III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 15

Цели урока: Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение, подбери слово), логического. Развитие внутреннего плана действия.
I. Вводная часть. Разминка.

  1. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит - Соня)

  2. Как называют человека, который разводит цветы? (цветовод)

  3. Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)

  4. Без какой буквы существует воздушное пирожное? (Безе – без «е»)

  5. Дом с привидениями? (замок)

  6. Семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)

  7. Музыкальный инструмент папы Карло? (шарманка)

  8. Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)

  9. Три девочки шли в школу под одним зонтиком. Почему ни одна из них не промокла? (не было дождя)

  10. Она пуще неволи? (охота)


II. Основная часть.
Задание 1. «Прослушай фразы и запиши их по памяти».

Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов.

Фразы для предъявления:

  1. Старик на скамейке.

  2. Птичка, купающаяся в луже.

  3. Осенний листопад в лесу.

  4. Пятно на любимой рубашке.

  5. Миндальное печенье в форме ромба.


Задание 2. «Найди значения слов»

Вам даны многозначные слова. Постарайтесь найти как можно больше значений следующих слов. Например: СДАЧА – это … ответный удар; излишек денег, возвращенных при расчете; сдаться в плен (дети приводят примеры).

Возможные варианты ответов:

  1. Ворот – часть рубашки, техническое устройство (грузоподъёмная машина).

  2. Лопатка – садовый инструмент, лопасть (турбинная), широкая кость, часть коровьей туши.

  3. Коса – заплетенные волосы, песчаная коса (полоса земли), изогнутый нож на длинной рукоятке.

  4. Узел – веревочный (связанные концы), скорость судна, вещи связанные в кусок ткани (материала), место скрещивания связи (магистральная связь, телефонный у.), скопление клеток и их утолщение (лимфатический у., нервный у.).

  5. Шашка – холодное оружие, дымовая, взрывчатка (тротиловая ш.), точечный кружок для игры в шашки.


Задание 3. «Дополни сочетания, угадав недостающие слова».

Слова в тексте имеют смысловые сочетания. Из-за того что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. Иногда можно предсказать следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова СОЛНЕЧНЫЙ заставляет предположить, что следующим словом будет слово ЛУЧ, головной – убор и т.д. Чайная … ложка, шариковая … ручка.
1. лебяжий ___________________ 5. закадычный _________________

2. медвежья __________________ 6. ход ________________________

3. проливной _________________ 7. писаная ____________________

4. лебединая _________________ 8. семимильные ________________
Ответы: пух, услуга (берлога), дождь, шея (песня), друг, конем, красавица, шаги.

Разминка во время урока. «Рисуем круги». Сидя на стуле поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе, направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.
Задание 4. Мысленно разложи листок и представь, какая фигура получилась. Правильные ответы: 4 и 5.
Задание 5. «Магический квадрат».


1

4

3

2

5

3

5

4

1

2

5

1

2

3

4

2

3

5

4

1

4

2

1

5

3
Ученики должны как можно быстрее заполнить пустые клетки числами от 1 до 5 так, чтобы цифры в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду были разными. Ответ:


  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


ЗАНЯТИЕ 23
Цели урока: Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мышления (установление связей). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, воображения.

Оборудование: карточки из приложения № 2-1.
I. Вводная часть. Разминка.

  1. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»? (опять)

  2. Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)

  3. Как называется угол меньший, чем прямой? (острый)

  4. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)

  5. Масса индейки – 8 кг и еще половина ее собственной массы. Сколько весит индейка? (12 кг)

  6. Говорят, что когда она есть, ума не требуется. Что это? (сила)

  7. Машина завернула за угол, направо. Какое колесо у нее будет на весу? (запасное)

  8. Какая ветка не качается даже при очень сильном порыве ветра? (железнодорожная)

  9. Самое упрямое животное? (осел)

  10. На дворе в холоде – горой, а в избе – водой. Что это? (снег)


II. Основная часть.
Задание 1. «Вставь недостающие слова».

Учитель сначала объясняет ученикам, что слова в тексте существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга. Они СВЯЗАНЫ между собой и поэтому могут рассказать не только о себе, своих смыслах и значениях, но и о своем окружении. Поговорим сначала о грамматическом окружении слова. Что такое грамматическое окружение? Это слова, которые связаны с «нашим» словом по законам грамматики. Есть устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего предложения, высказывания.

Так, слово «если» сообщает нам, что речь идет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти в определенных условиях.

Слова «не» и «а» указывают на то, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему, не отвечающее предыдущему по смыслу. Слова «может быть» и «вероятно» передают неуверенность го­ворящего или пишущего. Слова «хотя» и «несмотря на то, что» показывают, что действие происходит вопреки чему-то.

Есть устойчивые сочетания слов, в которых появление одного слова предполагает появление другого. Например, «для того» означает, что нужно ожидать появления слова «чтобы». В следующих заданиях вставь на место пропусков недостающие слова. Примеры (на доске):

1. Цветки привлекают насекомых ___ только окраской, ___ и запахом. (не; но)

2. Они тотчас узнали друг друга, ___ много лет ___ встречались. (хотя; не)


  1. Требуется много усилий _______ _______, _________ вырастить хороший урожай.

  2. В комнате горел яркий свет, ________ люди уже спали.

  3. Сначала ребята искупались, ___________ стали загорать.

  4. _________ мальчики, ________ и девочки сдали спортивные нормы.

  5. Несмотря на сильный мороз, ему ______ было холодно.

6. Для _________, _________ пойти завтра в кино, надо сегодня выучить уроки.
Ответы: 1) для того, чтобы; 2) хотя; 3) потом; 4) как; так; 5) не; 6) того, чтобы.
Задание 2. «Сделай чертеж. Собери зайца».

Учащимся диктуется графический диктант: 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, одна клетка наискосок вниз влево, одна клетка влево, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вниз влево, одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вниз влево, одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вправо, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вверх влево, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вверх влево, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка влево, одна клетка наискосок вверх влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, одна клетка наискосок вверх вправо, одна клетка наискосок вверх влево, одна клетка вниз, одна клетка наискосок вверх влево, одна клетка наискосок вверх вправо, одна клетка вверх, одна налево, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка наискосок вверх вправо, клетка вниз, одна клетка наискосок вниз влево, клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки направо.

После графического диктанта ученики собирают зайца (танграм). Кто первый соберет – победитель, можно проводить игру по командам (где больше набрано балов – та команда победила, время сборки – 3 - 4 минуты).
Разминка во время урока. Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. Закройте глаза, сильно зажмурившись, а потом откройте, сделайте это упражнение несколько раз.
Задание 3. «Впиши недостающие по смыслу слова».

Ученикам объясняется, что между первым и вторым словом существует определенная связь, которую надо найти. Такая же связь между 3 и 4-м словами. Пример: дуб – желудь, ель – (шишка); (корова) – молоко, овца – (шерсть). Ответы:

  1. человек; клюв; 6. обувь; ноги;

  2. голова; нитка; 7. дом; ветка;

  3. танец; 8. лист;

  4. радио (магнитофон); глаза; 9. утро; закат;

  5. портфель; 10. малек (головастик).

Задание 4. «Какой круг или отрезок больше?». Ответ: одинаковые.
Задание 5. Игра «Родственные профессии».

Класс разбивается на группы, каждой команде выдаются карточки с названием профессий. Ученики должны подобрать пару профессий, родственных друг другу. После того, как команды выполнят задание, проверяется правильная подборка пар и объясняется значение данных профессий.

III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconУрок 91 Задачи урока Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие...
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)....
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconУрока: комбинированный урок с использованием современных средств икт цели
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе умк школа России. Тема урока : «Где живут слоны»
Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие логических операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, способствуя развитию мышления в целом
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие мыслительных операций (осведомлённость, исключение, обобщение, логического мышления)
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающий аспект развитие способности к догадке (по сходству с родным языком, имитации, развитие непроизвольной памяти, мыслительных...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconКонспект урока по английскому языку для 2 класса. Сарапулова С. К
Развивающая цель: развитие памяти, мышления, воображения, развитие способности к обобщению информации, развитие слуховой и зрительной...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая: развитие творческих способностей, развитие умений решать экономические задачи, анализировать, делать выводы, развитие...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconТема: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов» умк: Перспективная...
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие познавательной активности, развитие умения сообща и дружно с одноклассниками; развивать коммуникативные способности...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconНа уроках русского языка
Задачи: развитие и формирование умственных способностей учащихся внимания, памяти, логического мышления и воображения; развитие интереса...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие умения анализировать текст; развитие познавательного интереса; развитие речи, мышления
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» icon«Музыкальная живопись»
«Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с...
Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами; развитие орфографической зоркости,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск