Скачать 213.41 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Культура речи и языковая норма Организационный момент
Видеопрезентация http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90148/?interface=tla
- Что такое нормы русского языка? (Нормы - принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений.). -Какие нормы вы знаете? 2.Упражнения на закрепление (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73712c60-43b2-4766-859c-019b004588c7/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=53) 1. Основные типы лексических значений впервые описал: а) В.В.Виноградов; б) Л.В. Щерба; в) Н.М. Шанский; г) Ф.Ф. Фортунатов. 2. Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение. А. Звезды эстрады к нам редко заглядывают. Б. Да стой же ты, балда этакая! (Гайд.) В. Он знал эту машину как свои пять пальцев. Г. От страха я затаила дыхание. 3. Пары слов каменный – каменистый; надеть – одеть; персонал – персонаж относятся к следующей парадигматической группе: а) омонимы; б) синонимы; в) антонимы; г) паронимы. 4. Укажите ряд, в котором даны слова только старославянского происхождения: а) освещение, возмездие, голосование, низвергать; б) глашатай, невежда, злодеяние, горящий; в) милостыня, свеча, единица, презреть; г) одинокий, добронравие, изречение, вратарь. 5. Из приведенных архаизмов найдите собственно лексические: а) английский – аглицкий; б) глубость – глубина; в) длань – ладонь; г) зал – зала. 6. Укажите адъективный фразеологизм: а) дамоклов меч; б) без царя в голове; в) один на один; г) в добрый час. 7. Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение. А. «Эх ты, – добавил он уже мягко, – белая горячка!» (Гайд.) Б. Они продолжали махать платками и шляпами. В. Извините, но я должен засвидетельствовать свое почтение госпоже Червонской. Г. Анна Павлова была звездой русского балета. 9. Пары слов: спать – дрыхнуть; рыбарь – рыбак; качаться – раскачиваться относятся к следующей парадигматической группе: а) омонимы; б) синонимы; в) антонимы; г) паронимы. 10. Укажите ряд, в котором даны слова старославянского происхождения: а) изможденный, гражданин, тщеславие, хождение; б) очи, твердыня, воротник, ниспадать; в) лодочник, перст, воспрянуть, хладный; г) презреть, радость, благодарить, мщение. 11. Из приведенных архаизмов найдите собственно лексические: а) веки – вежды; б) прошпект – проспект; в) белость – белизна; г) жираф – жирафа. 10. Укажите адвербиальный фразеологизм: а) витать в облаках; б) гол как сокол; в) в поте лица; г) ни пуха ни пера.
Анекдотический — анекдотичный, артистичный — артистический, архаический — архаичный, безответный — безответственный, благодарный — благодарственный, болотный — болотистый, будний — будничный, вековой — вечный, великий -величественный, виноватый — виновный, враждебный — вражеский, водный — водяной, военный — воинский, воспитательный — воспитательский, встряхнуть — стряхнуть, всякий — всяческий, выборный — выборочный, гармонический — гармоничный, главный — заглавный, годовой — годовалый, гордость — гордыня, гуманный — гуманитарный, двойной — раздвоенный, действительный — действенный — действующий, демонстративный — демонстрационный, дипломатичный — дипломатический, дипломат — дипломант, доверчивый — доверительный, жизненный — житейский, злой — злостный, знамя — знамение, инженерный — инженерский, информационный — информативный, информация — информатизация, искусный — искусственный, каменный — каменистый, косный — костяной, конный — конский, консервация — консервирование, красочный — красящий, ледяной — ледовый, нетерпимый — нестерпимый, опасный —опасливый, освоить — усвоить, осуждение — обсуждение, пугливый — пуганый — пуганный, представить — предоставить, почтительный — почтенный, раздражение — раздражительность, скрытый — скрытный, тактичный — тактический, технический — техничный, удачливый - удачный, фактический — фактичный, хозяйский — хозяйственный.
Упражнение 1: Составьте словосочетания со следующими паронимами: Столб – столп, хозяйский – хозяйственный. Упражнение 2: Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары: Сокрушённо, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно. Бетонный столб – столпы общества, хозяйский дом – хозяйственные организации. Сокрушённо - сокрушительно, Швеция - Швейцария , подозревать - подразумевать, опровергать - подразумевать, Австрия - Австралия, удивлённо - удивительно. Упражнение 3: Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное: Чтобы добиться успеха, надо (принять-предпринять) (эффектные-эффективные) меры. Отредактируйте предложение: Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. Чтобы добиться успеха, надо принять эффективные меры. Господа командированные, получите командировочные удостоверения. Упражнеие 4: В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ? 1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. 3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад. 4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте. V. Реши тест. (Самостоятельная работа) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/45a9dc0f-a0c1-4c4a-94fe-7cd797a8a9d4/?from=8bbb6869-56b1-438f-910a-5803af16c295&interface=teacher&class=53&subject=8&rub_guid[]=8bbb6869-56b1-438f-910a-5803af16c295&rubric_id[]=93284 |
Рефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи» Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные группы норм | Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка | ||
Программа учебно-тематический план семинарских занятий Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая... | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | ||
План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | План-конспект урока английского языка Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Практическое занятие №1 понятие культуры речи. Орфографическая и пунктуационная норма Другими словами, норма – это правила использования языковых средств (произносительных, лексических, грамматических), принятых в общественно-языковой... | Конспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа) План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический... План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | Конспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи |