План-конспект урока культура речи и языковая норма





Скачать 213.41 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока культура речи и языковая норма
страница1/3
Дата публикации16.08.2014
Размер213.41 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Информатика > План-конспект
  1   2   3
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Культура речи и языковая норма


Организационный момент


  1. Повторение. Электронный тренажер.

Видеопрезентация http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90148/?interface=tla

  1. Обобщающее повторение.

  1. Фронтальный опрос:

- Что такое нормы русского языка? (Нормы - принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений.).

-Какие нормы вы знаете?

2.Упражнения на закрепление (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73712c60-43b2-4766-859c-019b004588c7/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=53)

1.  Основные типы лексических значений впервые описал:

а) В.В.Виноградов;

б) Л.В. Щерба;

в) Н.М. Шанский;

г) Ф.Ф. Фортунатов.

 2.  Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение.

А. Звезды эстрады к нам редко заглядывают.

Б. Да стой же ты, балда этакая! (Гайд.)

В. Он знал эту машину как свои пять пальцев.

Г. От страха я затаила дыхание.

3.  Пары слов каменный – каменистый; надеть – одеть; персонал – персонаж  относятся к следующей парадигматической группе:

а) омонимы;

б) синонимы;

в) антонимы;

г) паронимы.

 4.  Укажите ряд, в котором даны слова только  старославянского происхождения:

а) освещение, возмездие, голосование, низвергать;

б) глашатай, невежда, злодеяние, горящий;

в) милостыня, свеча, единица, презреть;

г) одинокий, добронравие, изречение, вратарь.

5.  Из приведенных архаизмов найдите собственно лексические:

а) английский – аглицкий;

б) глубость – глубина;

в) длань – ладонь;

г) зал – зала.

 6.  Укажите адъективный фразеологизм:

а) дамоклов меч;

б) без царя в голове;

в) один на один;

г) в добрый час.

7.      Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение.

А. «Эх ты, – добавил он уже мягко, – белая горячка!» (Гайд.)

Б. Они продолжали махать платками и шляпами.

В. Извините, но я должен засвидетельствовать свое почтение госпоже Червонской.

Г.  Анна Павлова была звездой русского балета.

 9.     Пары слов: спать – дрыхнуть; рыбарь – рыбак; качаться – раскачиваться относятся к следующей парадигматической группе:

а)  омонимы;

б) синонимы;

в) антонимы;

г) паронимы.

 10.     Укажите ряд, в котором даны слова старославянского происхождения:

а)  изможденный, гражданин, тщеславие, хождение;

б) очи, твердыня, воротник, ниспадать;

в) лодочник, перст, воспрянуть, хладный;

г)  презреть, радость, благодарить, мщение.

 11.     Из приведенных архаизмов найдите собственно лексические:

а)  веки – вежды;

б) прошпект – проспект;

в) белость – белизна;

г) жираф – жирафа.

 10.     Укажите адвербиальный фразеологизм:

а)  витать в облаках;

б) гол как сокол;

в) в поте лица;

г) ни пуха ни пера.

  1. Лексические нормы ( Задание А2)

  1. Изучение теоретической части вопроса

  2. - Что такое лексические нормы? Что такое паронимы? (Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции).

  3. - Назовите слова, ограниченные в употреблении.

  4. Прочитайте пары слов – паронимов (распечатка у каждого ученика)

Анекдотический — анекдотичный, артистичный — артистический, архаический — архаичный, безответный — безответственный, благодарный — благодарственный, болотный — болотистый, будний — будничный, вековой — вечный, великий -величественный, виноватый — виновный, враждебный — вражеский, водный — водяной, военный — воинский, воспитательный — воспитательский, встряхнуть — стряхнуть, всякий — всяческий, выборный — выборочный, гармонический — гармоничный, главный — заглавный, годовой — годовалый, гордость — гордыня, гуманный — гуманитарный, двойной — раздвоенный, действительный — действенный — действующий, демонстративный — демонстрационный, дипломатичный — дипломатический, дипломат — дипломант, доверчивый — доверительный, жизненный — житейский, злой — злостный, знамя — знамение, инженерный — инженерский, информационный — информативный, информация — информатизация, искусный — искусственный, каменный — каменистый, косный — костяной, конный — конский, консервация — консервирование, красочный — красящий, ледяной — ледовый, нетерпимый — нестерпимый, опасный —опасливый, освоить — усвоить, осуждение — обсуждение, пугливый — пуганый — пуганный, представить — предоставить, почтительный — почтенный, раздражение — раздражительность, скрытый — скрытный, тактичный — тактический, технический — техничный, удачливый - удачный, фактический — фактичный, хозяйский — хозяйственный.

  1. Упражнения на закрепление:

Упражнение 1: Составьте словосочетания со следующими паронимами:

Столб – столп, хозяйский – хозяйственный.

Упражнение 2: Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары:

Сокрушённо, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно.

Бетонный столб – столпы общества, хозяйский дом – хозяйственные организации.

Сокрушённо - сокрушительно, Швеция - Швейцария , подозревать - подразумевать, опровергать - подразумевать, Австрия - Австралия, удивлённо - удивительно.

Упражнение 3: Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное:

Чтобы добиться успеха, надо (принять-предпринять) (эффектные-эффективные) меры.

Отредактируйте предложение: Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

Чтобы добиться успеха, надо принять эффективные меры.

Господа командированные, получите командировочные удостоверения.

Упражнеие 4: В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

V. Реши тест. (Самостоятельная работа) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/45a9dc0f-a0c1-4c4a-94fe-7cd797a8a9d4/?from=8bbb6869-56b1-438f-910a-5803af16c295&interface=teacher&class=53&subject=8&rub_guid[]=8bbb6869-56b1-438f-910a-5803af16c295&rubric_id[]=93284


2 вариант. 1.Укажите предложение с грамматической ошибкой.






 1) 

Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.



 2) 

Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.



 3) 

Приезжие поражались высоте Останкинской башни.



 4) 

В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.







2. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?








 1) 

Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.



 2) 

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.



 3) 

Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.



 4) 

Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.      







3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






 1) 

В 1804 году австрийский эрцгерцог Рудольф, которому в то время было 16 лет, начал брать уроки игры на фортепиано у Бетховена.



 2) 

И.И. Шишкин был и навсегда остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса.



 3) 

В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя.



 4) 

Друзья и родные Шопена в Польше смотрели на композитора как на гения, который был призван раскрыть миру красоту души польского народа.







4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






 1) 

около пятиста фотографий



 2) 

поезжайте в город



 3) 

пара носков



 4) 

наиболее уместный







5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока культура речи и языковая норма iconРефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные группы норм
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconРусский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconПлан-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconПлан-конспект урока английского языка
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconПрактическое занятие №1 понятие культуры речи. Орфографическая и пунктуационная норма
Другими словами, норма – это правила использования языковых средств (произносительных, лексических, грамматических), принятых в общественно-языковой...
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
План-конспект урока культура речи и языковая норма iconКонспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы
Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск