Конспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)





Скачать 49.54 Kb.
НазваниеКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
Дата публикации07.09.2013
Размер49.54 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока-исследования

"Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова "Обломов")"

(2 часа)

Цели:

1. Образовательная: проверить и оценить выполнение домашнего задания; проанализировать образ Обломова; проанализировать образ Штольца; выбрать критерии для сопоставления персонажей; сделать выводы и сформулировать их в рамках небольшой письменной работы.

2. Развивающая: развивать навык работы с художественным текстом; развивать навык анализа персонажа художественного произведения; совершенствовать навык парной и самостоятельной работы; совершенствовать логическое и творческое мышление учащихся; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

3. Воспитательная: продолжать прививать чувство уважения к русской литературе 19 века; воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Литературоведческие понятия: главный герой, характер, портрет, речь, интерьер, сравнительная характеристика.

Межпредметные связи: история, музыка.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, презентация в формате MS.ppt.
Ход урока:

1. Приветствие. Целеполагание.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

2. Мотивация.

Слово учителя: Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Мы с вами уже занимались на предыдущих уроках характеристикой Ильи Ильича Обломова, вскользь затрагивая образ другого персонажа – Андрея Штольца. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова мы с вами должны соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями "взаимосвязь", "существенные связи", "несущественные связи". (Приложение 1.) Для этого сначала вспомним, что значат эти понятия.

Ответы учащихся: Взаимосвязь – взаимная связь предметов, явлений и т.п. друг с другом, зависимость их друг от друга.

Существенные связи – это такие связи, которые являются наиболее значимыми в отношениях между кем- или чем-либо.

Несущественные связи – это такие связи, которые не играют никакой роли при раскрытии характера персонажа.

Слово учителя: Дальше вам необходимо будет определит, какие связи между персонажами в романе И.А. Гончарова "Обломов", будут являться существенными, а какие нет. В своих тетрадях рисуем схему. Работа – парная. При ответе вам необходимо будет обосновать своё мнение.

(Ученики работают со схемой, в результате приходят к выводу о том, что среди представленных персонажей существенную связь с Обломовым имеют только Ольга и Андрей, так как именно Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.)

Слово учителя: Как вы думаете, готов ли сам Обломов изменить свою жизнь? Докажите текстом.

Ответ учащихся: Да, так как в тексте есть цитата: "Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…"

Слово учителя: На уроке мы должны проанализировать взаимосвязь Обломова и Штольца. Давайте сформулируем проблемные вопросы урока.

Ответы учащихся: 1) Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

2) Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

3. Изучение нового материала. Исследование. Работа в группах.

Слово учителя: Для ответа на вопрос " Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?" нам необходимо сформулировать критерии, по которым мы будем сопоставлять или противопоставлять персонажей, и дать значение слов "антипод" и "двойник". Начнём с определения терминов. (Реализация домашнего задания.)

Слово учащихся: Антипод – (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он – совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Слово учителя: Хорошо, спасибо. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Слово учителя: Именно по этим критериям мы и будем характеризовать и сопоставлять персонажей. Плюс к этому я предлагаю добавить в таблицу ещё один критерий – "Два лица Обломова".

4. Работа в группах (3 группы).

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

1) каждой группе выбрать по 2 критерия сравнения героев (если ребята не могут сами этого сделать, то учитель сам распределяет задания);

2) прочитать указанные страницы романа;

3) найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

4) дать ответ на исследовательский вопрос "Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?";

5) сформулировать ответ на проблемный вопрос урока "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?;

6) оформить рабочий лист.

5. Обмен информацией.

После проведённого исследования ребята обмениваются информацией, используя рабочие листы (Приложение 2, Приложение 3.)

6. Подведение итогов.

Слово учителя: Мы видим, что Андрей Штольц – двойник Ильи Обломова по большинству критериев. Это же будет и причиной, по которой Андрей не смог изменить жизнь Ильи Обломова.

7. Рефлексия. Оценивание.

8. Задавание на дом.

Письменный ответ на вопрос "Почему Ольга предпочла Штольца Обломому?"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconРеферат по литературе на тему: «Илья Ильич Обломов «коренной народный наш тип»
«Обломов» скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем....
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconУрок – урок открытия новых знаний. Форма урока
Это урок, завершающий знакомство учащихся с системой образов романа И. А. Гончарова «Обломов»
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconСопоставительный анализ русской орфографии и пунктуации 19 и 20 веков
Пунктуационно-орфографический анализ издания 1887г романа И. А. Гончарова «Обломов»
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconСочинение Почему для Катерины невозможен путь Варвары? развернутый...
Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова в романе Гончарова «Обломов»?
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе,...
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconЛитература Дочитать: "Обломов", сделать письменно характеристику Обломова и Штольца по плану
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сон Обломова»; выявить смысл названия; через изобразительные средства проследить формирование характера героя, уяснить роль символов;...
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) icon«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?)
Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литература 2-ой половины ХIХ века: И. А. Гончаров «Обломов» и Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого хватило бы на целый уездный город, жил Илья Ильич Обломов
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconКонспект урока по литературе в 11 классе по роману М. Булгакова
Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока-исследования \"Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова \"Обломов\")\" (2 часа) iconОтчет о проделанной работе Ульяновского областного краеведческого...
Средства массовой информации об Ульяновском областном краеведческом музее им. И. А. Гончарова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск