Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 214.13 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности
Дата публикации13.04.2015
Размер214.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОДЕЗИИ КАРТОГРАФИИ

(МИИГАиК)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

____________А.А.Майоров

«____» _________________2014г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

для студентов, обучающихся по специальности

230700  «Прикладная информатика»

Москва 2014

УДК

Автор: И.И.Лонский

Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МИИГАиК. УПП «Репрография», 2014 г., с……

УМК подготовлен в соответствии с программой курса «Интеллектуальные информационные системы», рекомендован кафедрой «Прикладной информатики» и утвержден к изданию методической комиссией геодезического факультета.
Рецензенты: …………………….(внешняя организация)

© Московский государственный университет геодезии и картографии, 2014



ВВЕДЕНИЕ 5

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ГОС ВПО 6

1.3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 8

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9

1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 9

1.6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

1.6.1. СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10

1.6.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 11

1.7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 12

1.8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 14

ДИСЦИПЛИНЫ 14

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

1.9. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 14

ДИСЦИПЛИНЫ 14

2. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 16

2.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: 16

2.2. ТЕСТЫ: 17

3. СПИСОК ТЕРМИНОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 19

ВВЕДЕНИЕ



В современном мире геодезическая деятельность связана с получением информации, ее обработкой и различными формами представления информации. Специалист должен иметь представление об средствах и способах интеллектуализации информационных систем, уметь их проектировать. Поэтому на выпускающей кафедре «Прикладная информатика» важной частью учебного процесса подготовки специалистов «Прикладная информатика в геодезии» является их обучение основам интеллектуальных информационных систем.

Представленный УМК состоит из двух частей. Первая часть посвящена программе курса, где изложены цели и задачи предмета, требования к уровню усвоения и содержание дисциплины, тематический план, темы практических занятий и учебно-методическое обеспечение курса. Вторая часть содержит оценочный материал.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью преподавания дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» является получение обучающимися необходимых знаний о методах и средствах разработки, проектирования и эксплуатации интеллектуальных информационных систем, используемых при решении геодезических задач; овладение теоретическими основами разработки и проектирования интеллектуальных информационных систем; выработка практических навыков решения задач с помощью интеллектуальных информационных систем.

Задачей специалиста прикладной информатики в результате изучения курса «Интеллектуальные информационные системы» является приобретение навыков активного использования основных теоретических знаний по теории интеллектуальных информационных систем для решения различных задач в области геодезии.

Специалист по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки; моделирование прикладных и информационных процессов; формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов; технико-экономического обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки; программирование, тестирование и документирование приложений; аттестация и верификация ИС;

производственно-технологическая деятельность;

автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера; информационное обеспечение прикладных процессов; внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС; сопровождение и эксплуатации ИС;

организационно-управленческая деятельность;

участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами; использование функциональных и технологических стандартов; обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации PIC; участие в переговорах с заказчиком; презентация проектов;

аналитическая деятельность;

анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач; анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современник информационно-коммуникационных технологий; оценка затрат и надежности проектных решений;

научно-исследовательская деятельность;

применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ГОС ВПО



Данная учебная дисциплина входит в раздел СД.Ф.2 « Специальные дисциплины» ФГОС ВПО 080801 по направлению подготовки «Прикладная информатика в геодезии».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе.

Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной ОПД.Ф6 «Информационные технологии в геодезии»

Данной дисциплине предшествует изучение дисциплины ОПД.Ф14 «Теория информации», дисциплины ОПД.Ф3 «Базы данных в профессиональной деятельности».

Данная учебная дисциплина предшествует изучению дисциплины ДС.Ф1 «Спутниковые технологии в геодезии», дисциплины ДС.Ф3 «Автоматизированные методы проектирования в геодезии», формирует общекультурные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей профессионального цикла.

Схема междисциплинарных связей


1.3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



В результате освоения дисциплины «Теория информации» обучающийся должен:
1. Знать: современные интеллектуальные информационные системы, методы и инструментальные средства их создания, основы теории проектирования интеллектуальных информационных систем; иметь представление о составных частях экспертной системы, об организации базы знаний, о логическом и эвристическом методах рассуждения в ИИС, о рассуждениях на основе дедукции, индукции, аналогии, о статических и динамических экспертных системах, о методах извлечения знаний из данных, о машинном обучении, о нейронных сетях, об основных этапах проектирования экспертной системы; знать основные принципы разработки интеллектуальных информационных систем и технологию их проектирования.
2. Уметь: применять полученные знания и навыки при решении различных геодезических задач.

3. Владеть: методами программирования оболочек интеллектуальных систем.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» инженер должен:

  • получить представление о современных интеллектуальных информационных системах, методах и инструментальных средствах их создания, основах теории проектирования интеллектуальных информационных систем;

  • знать основные принципы разработки интеллектуальных информационных систем и технологию их проектирования;

  • иметь представление о составных частях экспертной системы, об организации базы знаний, о логическом и эвристическом методах рассуждения в ИИС, о рассуждениях на основе дедукции, индукции, аналогии, о статических и динамических экспертных системах, о методах извлечения знаний из данных, о машинном обучении, о нейронных сетях, об основных этапах проектирования экспертной системы;

  • уметь применять полученные знания и навыки при решении различных геодезических задач.



1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ





Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

160

160

Аудиторные занятия:







Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

60

60

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа

70

70

Курсовой проект







Количество расчетно-графических работ







Вид итогового контроля




зачет, экзамен



1.6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость дисциплины «Теория информации» составляет 3 зачетные единицы, 100 часов

1.6.1. СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




№ п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства. Классификация ИИС

1,2

4

4




собеседование

2

Экспертные системы. Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс

2,3

5

5




собеседование

3

Организация базы знаний. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знаний

4,5

5

5




собеседование

4

Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода

6-9

5

5




собеседование

5

Статические и динамические экспертные системы. Приобретение знаний. Извлечение знаний из данных. Машинное обучение на примерах. Нейронные сети

10-12

5

5




собеседование

6

Этапы проектирования экспертной системы: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи

13,14

5

5




собеседование

7

Аттестация













зачет


1.6.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства. Классификация ИИС

Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Системы с интеллектуальным интерфейсом. Экспертные системы. Самообучающиеся системы. Адаптивные информационные системы.

2. Экспертные системы. Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения

и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс

Классификационные признаки экспертных систем. Характеристика инструментальных средств разработки экспертных систем. Технология проектирования и разработки экспертных систем.

3. Организация базы знаний. Предметное (фактуальное) и

проблемное (операционное) знания.

Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знаний

Отличия знаний от данных. Типичные модели представления знаний: логическая, представление знаний правилами продукций, объектно-ориентированное представление знаний фреймами, модель семантической сети. Традиционные способы обработки знаний: способы доказательства и вывода в логике, прямой и обратный вывод в экспертных системах продукционного типа, обработка знаний в интеллектуальных системах с фреймовым представлением.

4. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС.

Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии.

Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода

Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Виды нечеткости знаний, способы их устранения и/или учета в интеллектуальных системах. Нечеткие множества и нечеткие выводы. Программные средства для работы с нечеткими знаниями.

5. Статические и динамические экспертные системы.

Приобретение знаний. Извлечение знаний из данных.

Машинное обучение на примерах. Нейронные сети

Статические и динамические экспертные системы. Стратегии получения знаний. Проблемы структурирования знаний. Средства компьютерной поддержки приобретения знаний. Методы и средства интеллектуального анализа данных. Построение и обучение нейронных сетей. Практическое применение нейросетевых технологий.

6. Этапы проектирования экспертной системы

Идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи.

1.7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

1,2,3

Разработка обучающей экспертной системы.

2.

1,2,3

Построение правил классификации объектов.

3.

1,2,3,4

Использование априорных вероятностей.

4.

1,2,3,4

Расширение возможностей выбора.

5.

1,2,3,4

Прогнозирование событий с помощью экспертной системы.

6.

1-6

Построение системы распознавания.

7.

1-6

Построение системы речевого ввода.



1.8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. А.В.Андрейчиков, О.Н.Андрейчикова. Интеллектуальные информационные системы. М.: Финансы и статистика, 2004, 424с.

2. И.Н.Розенберг, С.Л.Беляков. Программные интеллектуальные оболочки геоинформационных систем.-М.: Научный мир,2010.-132с.

1.9. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Для выполнения расчетно-графических работ необходимы компьютеры с установленными операционной системой Windows 2000/XP и программами Visual Studio 6.0 и выше.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ


Лаборатория, оснащенная компьютерами с программным обеспечением.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по

направлению подготовки дипломированного специалиста 080000  Экономика и управление, утвержденным Минобразованием России 17.03.2000 г. и рабочим учебным планом специальности 080801  Прикладная информатика (в геодезии).
Программу составил:

Лонский И.И. - профессор кафедры «Прикладной информатики»

МИИГАиК, кандидат технических наук, доцент.
Программа рекомендована кафедрой «Прикладной информатики» Московского государственного университета геодезии и картографии.
Заведующий кафедрой ___________________________ И.И.Лонский
Программа одобрена методической комиссией геодезического факультета МИИГАиК.
Председатель методической комиссии

______________________ В.Н.Найденко
Декан геодезического факультета

______________________В.В.Шлапак

2. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:



1. Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС)

2. Классификация ИИС

3. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта.

4. Системы с интеллектуальным интерфейсом.

5. Экспертные системы.

6. Самообучающиеся системы.

7. Адаптивные информационные системы.

8. Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс.

9. Классификационные признаки экспертных систем.

10. Характеристика инструментальных средств разработки экспертных систем.

11. Технология проектирования и разработки экспертных систем.

12. Организация базы знаний.

13. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания.

14. Декларативная и процедурная формы представления знаний.

15. Отличия знаний от данных.

16. Типичные модели представления знаний: логическая, представление знаний правилами продукций, объектно-ориентированное, представление знаний фреймами, модель семантической сети.

17. Традиционные способы обработки знаний: способы доказательства и вывода в логике, прямой и обратный вывод в экспертных системах продукционного типа, обработка знаний в интеллектуальных системах с фреймовым представлением.

18. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС.

19. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии.

20. Нечеткий вывод знаний.

21. Виды нечеткости знаний, способы их устранения и/или учета в интеллектуальных системах.

22. Нечеткие множества и нечеткие выводы.

23. Программные средства для работы с нечеткими знаниями.

24. Статические и динамические экспертные системы.

25. Приобретение знаний.

26. Извлечение знаний из данных.

27. Машинное обучение на примерах.

28. Нейронные сети

29. Статические и динамические экспертные системы.

30. Стратегии получения знаний.

31. Проблемы структурирования знаний.

32. Средства компьютерной поддержки приобретения знаний.

33. Методы и средства интеллектуального анализа данных.

34. Построение и обучение нейронных сетей.

35. Практическое применение нейросетевых технологий.

36. Этапы проектирования экспертной системы

37. Идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация.

38. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи.

2.2. ТЕСТЫ:



1. За минимальную единицу измерения количества информации принят:
1 бод

1 пиксель

1 байт

1 бит
2. Ученый – основоположник теории информации.

а) Билл Гейтс

б) Клод Шеннон

в) Джон Фон Нейман

г) Больцман
3. Какая единица измерения используются для скорости передачи информации по информационно-телекоммуникационным сетям?

а) Байт / сек

б) Бит / сек

в) Кбит / нс

г) 1Кбайт/сек
4. Микропроцессорная система не имеет:

а) ОЗУ

б) ПЗУ

в) винчестер

г) процессор
5. Для полного использования пропускной способности канала оптимальный код должен быть:

а) составлен так, чтобы единицы и нули в коде встречались с одинаковой вероятностью

б) составлен так, чтобы единицы и нули встречались в коде с разной вероятностью

в) такого кода не существует

г) составлен так, чтобы единицы встречались чаще, чем нули
6. В чем измеряется частота колебаний радиоволны:
а) байт

б) метр

в) герц

г) ампер
7. При уменьшении основания системы счисления числовой код:

а) сокращается

б) удлиняется

в) не меняется

г) может как удлиняться, так и сокращаться
8. Модуляция какого рода не используется для передачи сигнала:

а) амплитудная

б) частотная

в) валентная

г) фазово-импульсная
9. Способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации для решения нужного вопроса:

а) тезаурус

б) интеллект

в) интуиция

г) мышление


3. СПИСОК ТЕРМИНОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


С целью активизации познавательной деятельности студентов, увеличения их словарного запаса и общей культуры целесообразно в рамках самостоятельной работы проводить работу студентов со словарем.
1. Перечень терминов:
Данные - представление отдельных фактов, сведений, событий, ин­струкций (то есть информации) в форме (формате), подходящей (ем) для коммуникации, интерпрета­ции и автоматизированной или ручной обработки.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»).

Единое информационное пространство - это совокупность актуальных и полных информационных ресурсов с унифицированными правилами создания и потребления, едиными стандартами представления и возможностью непосредственного (прозрачного) компетентного доступа пользователей к этим ресурсам.

Единое информационно-функциональное пространство - пространственно организованная технологическая среда реализации процессов управления СОТС, обеспечивающая их оперативность, непрерывность, скрытность, устойчивость и обоснованность за счет предоставления услуг по обработке информационных ресурсов, необходимых и достаточных для решения всех задач ЛПР и элементами поддержки принятия решения СОТС.

Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий, ситуаций, решений, целей (задач).

Интеллект - самоизменяющийся, самонастраивающийся алгоритм выбора и преобразования информации, который используется субъектами (ЛПР) и в результате действий которого возникают информационные модули, ранее данным субъектам (ЛПР) не известные и в готовом виде в них из вне не поступавшие. Интеллект – это способность организма адаптироваться к окружающей среде.

Интуиция – способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; (Проект федерального закона N 159747-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»). (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» с изменениями от 10 января 2003 г.)

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. (149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»)

Информационное пространство - это совокупность пространственно распределенных актуальных и полных информационных ресурсов с унифицированными правилами создания и потребления, едиными стандартами представления и возможностью непосредственного (прозрачного) компетентного доступа пользователей к этим ресурсам.

Информационно-измерительная система - функционально объединенная совокупность средств измерений, вычислительных и вспомогательных устройств, а также каналов (линий) связи, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для непосредственного восприятия оператором и/или для автоматической обработки, передачи и/или использования в автоматических системах управления.

Информационно-поисковая система – совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.

Информационно-управляющая система – это система, которая на основании информации о состоянии объекта вырабатывает решения по управлению им.

Информационная технология - совокупность методов, способов, приемов, средств обработки информации и регламентированного порядка их применения, используемых для обработки информации в целях удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин, интеллектуальных компьютерных программ.

Канал связи – система технических средств и среда распространения сигналов для передачи сообщений от источника сообщения к получателю.

Кодирование – преобразование сообщения в код, совокупность символов, отображающих сообщение, передаваемых по каналу связи.

Нейроподобная сеть – это искусственный аналог биологической сетипо своим параметрам максимально приближающийся к оригиналу.

Память - психофизиологический процесс, осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта, а также выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Память находится в когнитивной области и служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Позиционная система счисления – такая система счисления, в которой значение каждого символа (цифры) зависит от позиции разряда.

Пропускная способность канала – максимальное количество информации, которое может быть передано по каналу за единицу времени.

Сведения - часть знаний, критерий истинности которых не одинаков у различных участников познавательного процесса.

Тезаурус – набор понятий, собранный в систему.

Триггер – устройство, состоящее из двух абсолютно одинаковых половин, предназначенное для хранения 1 бита информации.

Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины интеллектуальные...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии...
Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративные информационные...
Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2005 г. №1938 на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconИнформационно-правовые системы учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационные системы» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма по дисциплине «Распределенные информационные системы»
Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины интеллектуальные информационные...
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа)
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201....
Федеральное государственного бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск