Скачать 194.01 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Кафедра информатизации образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Специальность - 050100.62 Педагогическое образование Квалификация выпускника – Учитель начальных классов Форма обучения - очная Курс – 4, семестр – 7 Москва 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г. № 691 пед/сп Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования ИМИ ГБОУ ВПО МГПУ О.А.Богданова Программа одобрена на заседании кафедры информатизации образования от 11 сентября 2012 года, протокол № 01 Заведующий кафедрой информатизации образования доктор педагогических наук, профессор В.В. Гриншкун ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование и развитие у будущих учителей начальных классов ИКТ компетенции и навыков практического использования технических аудиовизуальных средств в учебно-воспитательном процессе. Задачи дисциплины:
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Раздел 1. Введение Цели, задачи и содержание курса. Информатизация общества. Информационная культура и ее компоненты. Информатизация образования. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Раздел 2. Мультимедийность, интерактивность интеллектуальность – основные факторы современных технологий в обучении. Понятие мультимедийности. Понятия интерактивности и интеллектуальности современных средств работы с информацией. Аудиовизуальные технологии в образовании. Компьютерные технологии обучения. Интерактивные компьютерные технологии обучения. Использование аудиовизуальных средств обучения на занятиях и для индивидуальной работы с учащимися. Раздел 3. Информационные технологии в обучении. Использование современных информационных технологий в образовании. Приемы и методы создания учебно-дидактических материалов для учебно-воспитательного процесса на основе аудиовизуальных и компьютерных технологий обработки информации. Приемы и методы создания интерактивных учебно-дидактических материалов на основе компьютерных технологий переработки информации. Раздел 4. Интернет технологии в образовании. Интернет технологии в образовании. Сервисы Интернет. Чаты, форумы, электронная почта, Скайп и их использование в современных учебных процессах. Образовательные сайты – свойства и особенности. Анализ образовательных сайтов и их пригодности для использования в учебно-воспитательном процессе. Раздел 5. Методики использования технических аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Использование компьютерных технологий и аудиовизуальных средств непосредственно в учебном процессе. Использование современных информационных технологий для развития детского мышления и в самостоятельной работе детей. Реализация современных педагогических методов и методик (метод проектов, метод полного усвоения, метод «портфолио») на основе аудиовизуальных, компьютерных и коммуникационных информационных технологий. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫа) Основная литература
б) Дополнительная литература
в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном. Для обеспечения лабораторных занятий по данному курсу необходимы специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры; технические и аудиовизуальные средства обучения. ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Лекция 1. Введение в современные информационные технологии (2 часа) Цель, задачи и содержание курса. Информатизация общества. Информатизация образования. Информационная образовательная среда. Её компоненты. Единое информационное образовательное пространство. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Лекция 2. Мультимедийность, интерактивность интеллектуальность – основные факторы современных информационных технологий в обучении (2 часа). Сочетание визуальной и аудиальной информации. Мультимедийность. Интерактивность. Интеллектуальность. Роль мультимедийности интерактивности и интеллектуальности в обучении. Аудиовизуальные технологии. Телевизор как мультимедийное средство обучения. Технологии мультимедиа и гипертекста. Компьютерные технологии. Компьютер как интерактивное, интеллектуальное (квазиинтеллектуальное) мультимедийное средство обучения. Мультимедиапроекторы. Интерактивная доска и интерактивный планшет. Дидактические преимущества использования мультимедиа, гипертекста (гипермедиа) и интерактивных досок (дисплеев) в обучении школьников. Лекция 3. Информационные технологии в обучении. Использование современных информационных технологий в образовании (4 часа). Информационные технологии в обучении. Педагогические технологии, реализуемые на базе современных информационных технологий (метод проектов, «портфолио», метод полного усвоения). Цифровые образовательные ресурсы. Понятие образовательных электронных изданий и их классификация. Электронные учебники, электронные справочники и энциклопедии, программы для контроля усвоения знаний. Требования к разработке образовательных электронных изданий. Дидактические материалы, подготавливаемые в рамках современных информационных технологий (раздаточные материалы, журналы наблюдений, тесты учебных достижений) Электронная презентация как средство мультимедийного сопровождения учебного процесса. Проведение занятий с информационно-коммуникационной поддержкой. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Компьютерное тестирование. Лекция 4. Дистанционное обучение. Интернет технологии в образовании (4 часа). Дистанционное обучение – задачи, особенности, направления, целевая аудитория. Технические и программные средства для организации и поддержки дистанционного обучения. Электронные технологии коммуникаций. Локальные и глобальные компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет. Поиск информационных ресурсов в сети Интернет. Сервисы Интернет. Образовательные ресурсы Интернет. Поиск обучающих средств в Интернет и их анализ на пригодность использования в учебном процессе. Лекция 5. Методики использования технических аудиовизуальных и компьютерных средств обучения в учебно-воспитательном процессе (4 часа). Методы анализа и экспертизы электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Использование на уроке готовых электронных средств учебного назначения, мультимедийных учебных курсов. Основные дидактические свойства мультимедийных презентаций. Презентации для использования педагогом на занятиях. Учет возрастных особенностей детей при подготовке презентаций. Роль звука в презентациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности использования текста (количество текста, размер и цвет шрифта, «опорные» данные). Презентации для самостоятельного изучения материала учеником. Использование в презентациях гипертекста (гипермедиа). Особенности проведения занятий с интерактивной доской. Подготовка «конспекта». Изложение учебного материала с использованием шторок, прожектора. Использование интерактивной доски при опросе учащихся. Использование интерактивной доски при работе на уроке с сайтами и другими сервисами Интернет. Ведение электронных журналов учета успеваемости учащихся, создание и ведение электронных «портфолио» учащихся. Использование электронных коммуникаций для информирования родителей и повышения их роли в образовательном процессе. 1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Лабораторная работа №1. Создание учебно-дидактических материалов по теме учебного занятия с использованием возможностей текстового редактора. Текстовые редакторы. Работа с текстом. Вставка рисунков. Вставка таблиц. Вставка диаграмм. Текст в графическом представлении. Работа с цветами. Цвета фона, заливки, фигур, текста. Панель инструментов текстового редактора. Панель форм. Текстовое поле. Флажки. Списки. Затенение полей формы. Защита формы. Выполнение работы. В соответствии с выбранной темой занятия студенты, используя возможности текстового редактора создают учебно-дидактические материалы (титульные листы, учебные тексты, словари, упражнения и тесты и т.п.) по теме занятия. Ожидаемый результат работы. Комплект дидактических материалов, содержащий тексты с иллюстрациями к теме занятия, словари к теме занятия, задания и упражнения к занятию, тесты для проверки правильности и полноты усвоения учебного материала учеником. Лабораторная работа № 2. Создание учебно-дидактических материалов по теме учебного занятия с использованием возможностей электронных таблиц. Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Рабочие листы. Работа с текстом. Заливка ячеек. Объединение ячеек. Задание формата ячеек. Работа с данными. Проверка вводимых значений. Списки. Функция ЕСЛИ: условие, значение ИСТИНА и значение ЛОЖЬ. Построение диаграмм. Защита формы. Выполнение работы. В соответствии с выбранной темой учебного занятия студенты, используя возможности электронной таблицы, создают учебно-дидактические материалы (таблицы успеваемости учеников класса, диаграммы к теме урока и успеваемости, задания, тесты и т.п.). Созданные дидактические материалы объединяются с материалами, созданными в лабораторной работе № 6. Ожидаемый результат работы. Комплект дидактических материалов, содержащий тексты с иллюстрациями (включая диаграммы) к теме учебного занятия, задания и упражнения к уроку, тесты для проверки правильности и полноты усвоения учебного материала учеником. Лабораторная работа № 3. Подготовка и проведение фрагмента учебного занятия с использованием простой компьютерной презентации. Новая презентация. Задание и изменение параметров презентации. Новый слайд. Макет слайда. Добавление, дублирование и удаление слайдов. Вставка таблиц, рисунков, диаграмм. Цветовая схема слайда. Фон. Выбор и задание фона. Шаблон оформления. Изменение порядка слайдов. Выполнение работы. В соответствии с выбранной темой учебного занятия студенты, используя программу создания презентаций в режиме работы Новая презентация, то есть без использования мастера автосодержания, создают серию слайдов, предназначенных для сопровождения фрагмента учебного занятия. Каждый студент в своей подгруппе проводит фрагмент учебного занятия по выбранной теме, используя мультимедиапроектор или подготовленную на пленке презентацию. Ожидаемый результат работы. Комплекты иллюстративных материалов в виде презентации к фрагментам учебного занятия. Практические навыки проведения уроков с использованием мультимедиапроектора, или презентаций на прозрачной пленке и овехед-проектора. Лабораторная работа № 4. Подготовка и проведение фрагмента учебного занятия с использованием интерактивной доски. Интерактивность. Интерактивная доска. Калибровка доски. Маркер. Перо. Конспект. Создание страниц. Галерея. Прожектор. Шторки. Проведение занятия. Съемка. Выполнение работы. В соответствии с выбранной темой учебного занятия студенты, используя программу создания конспекта для интерактивной доски , создают серию страниц конспекта, предназначенных для проведения занятия с детьми. Каждый студент в своей подгруппе проводит фрагмент занятия по выбранной теме, используя подготовленный конспект и интерактивную доску. После проведения занятия проводится его коллективное обсуждение в подгруппе с выявлением положительных сторон (достоинств) и недостатков (ошибок). Ожидаемый результат работы. Выработка практических навыков работы с интерактивной доской (подготовка страниц конспекта занятия и эффективного проведения занятия с использованием возможностей интерактивной доски) и ее использования при проведении занятий. Практические навыки анализа приемов использования интерактивной доски, выявления их достоинств и недостатков. Лабораторная работа №5. Работа с образовательными порталами. Поиск образовательных порталов, нацеленных на поддержку обучения конкретной дисциплине Выполнение работы Студенты разрабатывают рекомендации для преподавателей начальной школы по использованию отобранных ими образовательных порталов в учебном процессе. Необходимо найти три образовательных портала, содержание которых соответствует выбранной дисциплине. Отобрать материал, представленный на этих порталах, для раскрытия одной темы в рамках выбранной дисциплины. Оценить качество контента каждого из используемых порталов и степень его соответствия выбранной дисциплине.Определить возможности применения данных порталов в образовательной деятельности. Ожидаемый результат работы. Результаты проделанной работы в форме рекомендации для преподавателей начальной школы, в виде отредактированного текстового файла. 2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Контрольная работа по теме «Информационные технологии в обучении. Использование современных информационных технологий в образовании».
2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |