ПРОГРАММА КУРСА
«Основы библиотечно-библиографической грамотности»
1 -9 класс. Библиотекарь: Суставова Лилия Дмитриевна
2014-2015учебный год.
Пояснительная записка
Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются: · индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; · групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования; · экскурсии по библиотеке; · проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; · библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями; · игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д. При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.; · знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; · знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); · умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); · умения бережно обращаться с произведениями печати.
Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся.
В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.)
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки. Блок I (1 – 4 классы) – знакомство учащихся с основными понятиями (информация, информационная культура), источниками информации, методами усвоения информации (рациональные приемы чтения) через беседы, обзоры, конкурсы, игры. Блок II (5 – 6 классы) – учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами (справочно-библиографический аппарат книги, библиотеки), методами усвоения информации (методы работы с текстом). Блок III (7 – 9 классы) – учащиеся расширяют знания предыдущего блока и формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации (выбор источников информации, самостоятельная реферативная работа). Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению. Количество часов в год – 40
Количество часов в неделю – 1-2
№п/п
| Тема урока
| Содержание темы
| Кол-во часов
|
|
| 1 класс
|
| 1
| Первое посещение библиотеки
| Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, картотеками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов. Основные правила пользования библиотекой.
| 1
| 2
| Маленькое путешествие в историю книги.
| Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги.
| 1
| 3
| Книга начинается…
| Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
| 1
| 4
| Творческий конкурс.
| Лучшее оформление книжной закладки. Лучшее оформление обложки.
| 1
|
|
| 2 класс
|
| 1
| Структурные подразделения библиотеки.
| Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.
| 1
| 2
| Структура книги.
| Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация.
| 1
| 3
| Книжная иллюстрация
| Художники – иллюстраторы детской книги.
|
| 4
| Твои первые энциклопедии, словари, справочники
| Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к данному виду литературы.
|
| 5
| Записи о прочитанном.
| Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Практикум.
| 1
|
|
| 3 класс
|
| 1
| Структура книги.
| Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие).
|
| 2
| Чтение и творчество.
| Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.
| 1
| 3
| Как читать книгу.
| Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций.
| 1
| 4
| Я прочитал и советую тебе.
| Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.
| 1
| 5
| Энциклопедии, словари, справочники.
| Обучение умению пользоваться справочной литературой
| 1
|
|
| 4 класс
|
| 1
| Выбор книг в библиотеке.
| Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
| 1
| 2
| Книга и ее создатели.
| Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах.
| 1
| 3
| Справочная литература.
| Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.
| 1
| 4
| Наш помощник – каталог.
| Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.
| 1
|
|
| 5 класс
|
| 1
| Библиотеки России.
| Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.
| 1
| 2
| Структура книги.
| Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: аннотация, послесловие, комментарии, оглавление.
| 1
| 3
| Записи о прочитанном.
| Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Практикум.
| 1
| 4
| Мир информации.
| Понятие «информация», ее виды и свойства. Носители информации. Информационные структуры и каналы.
| 1
| 5
| Выбор книг в библиотеке.
| Расстановка фонда в библиотеке. Система визуального ориентирования: книжные выставки, каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы.
| 1
|
|
| 6 класс
|
| 1
| Справочная литература.
| Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.
| 1
| 2
| Работа с информацией.
| Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты). Простейшие конспекты, понятие свертывания информации.
| 1
| 3
| «Что и как найдем в библиотеке?»
| Самостоятельный поиск литературы по справочно-библиографическому аппарату и фонду библиотеки
| 1
| 4
| Алфавитный каталог и его структура.
| Понятие и особенности алфавитного каталога. Практикум.
| 1
| 5
| Словари - наши друзья и помощники
| Виды словарей, работа со словарями.
| 1
|
|
| 7 класс
|
| 1
| СБА библиотеки.
| Структура, назначение, способы пользования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска.
| 1
| 2
| Книга и ее создатели.
| Структура книги, использование аппарата книги при чтении. Знакомство с новыми терминами: серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.
|
| 3
| Деловая книга для тебя.
| Знакомство с книгами в помощь изучению предметов школьной программы
| 1
| 4
| Чтение как удовольствие.
| Специфика чтения художественной литературы. «Медленное» чтение, перечитывание.
| 1
|
|
| 8 класс
|
| 1
| «Сюжеты с карандашом»
| Об установках чтения-изучения. О пометках при чтении (символах остановки внимания).
| 1
| 2
| Методы самостоятельной работы с литературой.
| Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы.
| 1
|
3
| Составление плана, тезисов, списков литературы.
| Практикум совместно с учителем.
| 1
| 4
| Каталоги, каталожная карточка.
| Элементы библиографической записи. Правила пользования каталогами.
| 1
|
|
| 9 класс
|
| 1
| Правила оформления письменных работ
| Повторение правил оформления письменных работ (титульный лист, список литературы)
| 1
| 2
| Информационно-поисковая система в библиотеке.
| Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки.
| 1
| 3
| Картотека памяти
| Об основных формах записи-выписке, цитате, плане и технологии записывания.
| 1
|
|
| Всего часов
| 40
| |