Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»





Скачать 110.72 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»
Дата публикации15.04.2015
Размер110.72 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Информатика > Программа курса
ПРОГРАММА КУРСА

«Основы библиотечно-библиографической грамотности»

1 -9 класс.
Библиотекарь: Суставова Лилия Дмитриевна

2014-2015учебный год.

Пояснительная записка

Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и  расширения учебной  деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.
Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
·        индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
·        групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;
·        экскурсии по библиотеке;
·        проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
·        библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
·        игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:
·        знания возможностей библиотеки;
·        умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;
·        знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
·        знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);
·        умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);
·        умения бережно обращаться с произведениями печати.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся.

В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.)

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1.     Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.


2.     Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3.     Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.
Участники занятий в процессе работы учатся:
1.     Воспринимать  и анализировать информацию;
2.     Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его;
3.     Строить доказательство и умозаключение;
4.     Ясно и конкретно выражать свои мысли;
5.     Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.
Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе:
·        Дать представление учащимся о современных информационных технологиях;
·        Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее;
·        Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы  с ней;
·        Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки.
Блок I (1 – 4 классы) – знакомство учащихся с основными понятиями (информация, информационная культура), источниками информации, методами усвоения информации (рациональные приемы чтения) через беседы, обзоры, конкурсы, игры.
Блок II (5 – 6 классы) – учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами (справочно-библиографический аппарат книги, библиотеки), методами усвоения информации (методы работы с текстом).
Блок III (7 – 9 классы) – учащиеся расширяют знания предыдущего блока и формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации (выбор источников информации, самостоятельная реферативная работа).
Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.
Количество часов в год – 40

Количество часов в неделю – 1-2


п/п

Тема урока

Содержание темы

Кол-во часов







1 класс




1

Первое посещение библиотеки

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, картотеками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов. Основные правила пользования библиотекой.

1

2

Маленькое путешествие в историю книги.

Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги.



1

3

Книга начинается…



Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

1

4

Творческий конкурс.

Лучшее оформление книжной закладки. Лучшее оформление обложки.

1







2 класс




1

Структурные подразделения библиотеки.

Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.

1

2

Структура книги.



Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация.

1

3

Книжная иллюстрация

Художники – иллюстраторы детской книги.




4

Твои первые энциклопедии, словари, справочники

Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к данному виду литературы.




5

Записи о прочитанном.

Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Практикум.

1







3 класс




1

Структура книги.
 



Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие).




2

Чтение и творчество.



Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.

1

3

Как читать книгу.



Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций.

1

4

Я прочитал и советую тебе.



Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.

1

5

Энциклопедии, словари, справочники.

Обучение умению пользоваться справочной литературой

1







4 класс




1

Выбор книг в библиотеке.

Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

1

2

Книга и ее создатели.



Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах.

1

3

Справочная литература.



Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

1

4

Наш помощник – каталог.

Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.



1







5 класс




1

Библиотеки России.



Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.

1

2

Структура книги.



Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: аннотация, послесловие, комментарии, оглавление.

1

3

Записи о прочитанном.

Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Практикум.

1

4

Мир информации.



Понятие «информация», ее виды и свойства. Носители информации. Информационные структуры и каналы.

1

5

Выбор книг в библиотеке.



Расстановка фонда в библиотеке. Система визуального ориентирования: книжные выставки, каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы.

1







6 класс




1

Справочная литература.



Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

1

2

Работа с информацией.


Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты). Простейшие конспекты, понятие свертывания информации.

1

3

«Что и как найдем в библиотеке?»

Самостоятельный поиск литературы по справочно-библиографическому аппарату и фонду библиотеки

1

4

Алфавитный каталог и его структура.

Понятие и особенности алфавитного каталога. Практикум.

1

5

Словари - наши друзья и помощники

Виды словарей, работа со словарями.

1







7 класс




1

СБА библиотеки.


Структура, назначение, способы пользования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска.

1

2

Книга и ее создатели.



Структура книги, использование аппарата книги при чтении. Знакомство с новыми терминами: серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.




3

Деловая книга для тебя.



Знакомство с книгами в помощь изучению предметов школьной программы

1

4

Чтение как удовольствие.



Специфика чтения художественной литературы. «Медленное» чтение, перечитывание.

1







8 класс




1

«Сюжеты с карандашом»

Об установках чтения-изучения. О пометках при чтении (символах остановки внимания).

1

2

Методы самостоятельной работы с литературой.



Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы.

1


3

Составление плана, тезисов, списков литературы.

Практикум совместно с учителем.



1

4

Каталоги, каталожная карточка.

Элементы библиографической записи. Правила пользования каталогами.

1







9 класс




1

Правила оформления письменных работ

Повторение правил оформления письменных работ (титульный лист, список литературы)

1

2

Информационно-поисковая система в библиотеке.

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки.

1

3

Картотека памяти

Об основных формах записи-выписке, цитате, плане и технологии записывания.

1







Всего часов

40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconЗадачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической...
Фаттахова Зоя Ивановна, заведующая Детской библиотекой поселка Калья, Североуральского округа
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconМетодические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографической...
Культуру чтения – школьникам: Методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографических знаний»:...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconУрок. 9 класс Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации...
Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации (ббк). Расстановка библиотечного (книжного) фонда
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconОсновы библиотечно-информационного дела
Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей,...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconУрок в первом классе тема: «знакомство с библиотекой»
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечной – библиографической грамотности «библиотека», «книжный...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconРеферат по истории основам информационно-библиографической грамотности...
Гоу средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт Петербурга
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconМультимедийные технологии библиотечно-информационной
...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconМультимедийные технологии библиотечно-информационной
...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconРабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности»
Рабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Л. Л....
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconЦентальная библиотека
«Библиотечно – библиографической классификации», а внутри разделов по алфавиту авторов и заглавий. Библиографический бюллетень предназначен...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconЗаполнение полей при создании многоуровневой библиографической записи
Приложение №2 к инструкции «Создание библиографической записи в Корпоративном электронном каталоге»
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconПрограмма «библиотечно-информационные знания младшим школьникам»...
Основы культуры чтения, библиотечно-информационные знания- это традиционно библиотечные уроки. Перед вами рекомендации и примерная...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconОбщие правила и требования составления
В целях повышения библиографической грамотности знание этого стандарта библиотекарям необходимо также доводить до сведения учащейся...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей»
Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,...
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» iconТематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности»
Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск