Скачать 40.86 Kb.
|
Авторы: Фаттахова Зоя Ивановна, заведующая Детской библиотекой поселка Калья, Североуральского округа Хусаинова Лариса Юрисовна, учитель начальных классов, Североуральский городской округ, поселок Калья, МОУ НОШ №10 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ (ББГ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ПОСЕЛКОВОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ. Наступивший век со всей уверенностью можно назвать веком информации; ее поток будет нарастать с каждым днем. Поэтому уже сейчас ясно, что успех каждого отдельного человека будет зависеть от его способности находить, анализировать информацию и умело ее использовать. Информационная грамотность теперь нужна каждому как никогда. Информационная грамотность есть способность:
Очень жаль, что отделы образования, выделяя мизерное количество часов библиотекарю, сводят его работу, в основном, на выдаче учебников, книг. А между тем для библиотекаря в школе огромное поле деятельности, и на первом месте – обучение азам информационной грамотности с учителями, детской библиотекой, родителями. Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности: 1. Использовать ББГ в учебно-воспитательном процессе. 2. Разработать систему занятий с младшими школьниками по формированию у них основ ББГ. 3. Разработать единые требования к развитию библиотечно-библиографических умений, навыков, знаний и применению их в учебно-воспитательном процессе. 4. привлечь родителей к процессу формирования у учащихся основ ББГ. Приобретенные знания на протяжении всего периода обучения должны систематически закрепляться в учебной деятельности, только тогда будет достигнут эффект. Представляем ориентировочную модель выпускника начальной школы: В работе с учебниками умеет:
Библиотечно-библиографические знания(ББЗ) и умения:
Для эффективной организации и проведения библиотечных уроков необходимо взаимодействие с учителями и родителями. Взаимодействие может выражаться в следующих формах и методах:
Пропаганда основ ББЗ начинается в нашей школе с 1 класса. Предусматривается постоянное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению разделов книжного фонда; к использованию алфавитного и систематического каталогов, картотек; со знакомства с «Энциклопедией для маленьких» к работе со справочной литературой. Определенные темы повторяются; знания углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале. При проведении библиотечных уроков важно учитывать возраст детей: в младшем школьном возрасте включать больше игровых моментов, обеспечивать иллюстрированное оснащение уроков (н-р: урок-сказка, библиотечный поезд, урок-аукцион и т.д.); целесообразно использовать оценочную систему, различные формы поощрения. В конце учебного года полученные знания необходимо закрепить, проведя итоговое занятие. Надо видеть, какое удовлетворение получают дети от умения работать с книгой, находить в ней нужную информацию и использовать ее пусть пока на уроке. Но это – ступенька к интересу узнавать новое. Не зря говорят: тот, кто владеет информацией, владеет миром. Нам приходится констатировать факт: в поиске информации соперник книге – Интернет. Да, там пользователь найдет любую нужную ему информацию, но куда интереснее найти ее в книге, поэтому детей надо учить! И мы хотим это делать, и делаем! Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, мы добиваемся хороших результатов, а наша детская библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды. Программа библиотечно-библиографических уроков, проводимых совместно с учителем начальных классов для 1-4 классов. «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» 1 класс
2 класс
(Кто и как создает книги. Из чего состоит книга: обложка, корешок, страницы, иллюстрации, оглавление, предисловие)
(Понятие о периодической печати. Детские газеты и журналы, их читательское назначение, рубрики, статьи, заметки, журналист, корреспондент) 3 класс
(Внешние условия чтения: тишина, освещение, поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, внимание к тексту, предисловие и послесловие, роль иллюстраций)
(Порядок расстановки книг, полочные разделители, книжные выставки, первое знакомство с каталогом) 4 класс
(Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках)
(Серии научно-познавательных книг, их разнообразие; отличие от художественной литературы, авторы-ученые, журналисты) |
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование информационных технологий в работе школьного библиотекаря (из опыта работы библиотекаря школы №18 Марковой Е. П)» | ||
Урок. 9 класс Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации... Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации (ббк). Расстановка библиотечного (книжного) фонда | Урок в первом классе тема: «знакомство с библиотекой» Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечной – библиографической грамотности «библиотека», «книжный... | ||
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности... Гоу средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт Петербурга | Компьютерные технологии в преподавании курса обж На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой... | ||
Задачи работы «МО» на 2010-2011 учебный год Методической грамотности и инновационной культуры учителей общественных дисциплин | Центальная библиотека «Библиотечно – библиографической классификации», а внутри разделов по алфавиту авторов и заглавий. Библиографический бюллетень предназначен... | ||
Заполнение полей при создании многоуровневой библиографической записи Приложение №2 к инструкции «Создание библиографической записи в Корпоративном электронном каталоге» | Общие правила и требования составления В целях повышения библиографической грамотности знание этого стандарта библиотекарям необходимо также доводить до сведения учащейся... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей» Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,... | План работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,... | ||
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф.... Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями | Викторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,... Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помощи учителя или библиотекаря... | ||
План работы библиотеки моугимназии №25 на 2010-11 учеб год* Основные задачи Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа№1» |