Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности





Скачать 40.86 Kb.
НазваниеЗадачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности
Дата публикации08.10.2014
Размер40.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Авторы:

Фаттахова Зоя Ивановна, заведующая Детской библиотекой поселка Калья, Североуральского округа

Хусаинова Лариса Юрисовна, учитель начальных классов, Североуральский городской округ, поселок Калья, МОУ НОШ №10
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ (ББГ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ПОСЕЛКОВОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ.

Наступивший век со всей уверенностью можно назвать веком информации; ее поток будет нарастать с каждым днем.

Поэтому уже сейчас ясно, что успех каждого отдельного человека будет зависеть от его способности находить, анализировать информацию и умело ее использовать. Информационная грамотность теперь нужна каждому как никогда.

Информационная грамотность есть способность:

  • осознавать потребность в информации;

  • определять и находить соответствующие источники информации;

  • уметь извлечь информацию из источников;

  • оценивать качество найденной информации;

  • организовать информацию;

  • использовать ее наиболее эффективно.

Очень жаль, что отделы образования, выделяя мизерное количество часов библиотекарю, сводят его работу, в основном, на выдаче учебников, книг. А между тем для библиотекаря в школе огромное поле деятельности, и на первом месте – обучение азам информационной грамотности с учителями, детской библиотекой, родителями.

Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности:

1. Использовать ББГ в учебно-воспитательном процессе.

2. Разработать систему занятий с младшими школьниками по формированию у них основ ББГ.

3. Разработать единые требования к развитию библиотечно-библиографических умений, навыков, знаний и применению их в учебно-воспитательном процессе.

4. привлечь родителей к процессу формирования у учащихся основ ББГ.

Приобретенные знания на протяжении всего периода обучения должны систематически закрепляться в учебной деятельности, только тогда будет достигнут эффект.

Представляем ориентировочную модель выпускника начальной школы:

В работе с учебниками умеет:

  • самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам его приложения;

  • умеет работать со словарями;

  • при изучении нового материала самостоятельно составляет план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов;

  • при контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации.

Библиотечно-библиографические знания(ББЗ) и умения:

  • ориентируется в каталожной карточке;

  • пользуется справочной и энциклопедической литературой.

Для эффективной организации и проведения библиотечных уроков необходимо взаимодействие с учителями и родителями. Взаимодействие может выражаться в следующих формах и методах:

  • выступление на школьном совещании по проблеме «ББГ, ее роль в развитии и воспитании учащихся»;

  • выпуск библиотечного плаката;

  • проведение лектория для родителей.

Пропаганда основ ББЗ начинается в нашей школе с 1 класса. Предусматривается постоянное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению разделов книжного фонда; к использованию алфавитного и систематического каталогов, картотек; со знакомства с «Энциклопедией для маленьких» к работе со справочной литературой.

Определенные темы повторяются; знания углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

При проведении библиотечных уроков важно учитывать возраст детей: в младшем школьном возрасте включать больше игровых моментов, обеспечивать иллюстрированное оснащение уроков (н-р: урок-сказка, библиотечный поезд, урок-аукцион и т.д.); целесообразно использовать оценочную систему, различные формы поощрения.

В конце учебного года полученные знания необходимо закрепить, проведя итоговое занятие.

Надо видеть, какое удовлетворение получают дети от умения работать с книгой, находить в ней нужную информацию и использовать ее пусть пока на уроке. Но это – ступенька к интересу узнавать новое. Не зря говорят: тот, кто владеет информацией, владеет миром. Нам приходится констатировать факт: в поиске информации соперник книге – Интернет. Да, там пользователь найдет любую нужную ему информацию, но куда интереснее найти ее в книге, поэтому детей надо учить! И мы хотим это делать, и делаем!

Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, мы добиваемся хороших результатов, а наша детская библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды.

Программа библиотечно-библиографических уроков, проводимых совместно с учителем начальных классов для 1-4 классов.


«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

1 класс

  • «Знакомство с детской библиотекой. Правила пользования книгой»;

  • «Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал»

  • «Знакомство с книгой»

2 класс

  • «Структура книги»

(Кто и как создает книги. Из чего состоит книга: обложка, корешок, страницы, иллюстрации, оглавление, предисловие)

  • «Газеты и журналы для детей младшего школьного возраста»

(Понятие о периодической печати. Детские газеты и журналы, их читательское назначение, рубрики, статьи, заметки, журналист, корреспондент)

3 класс

  • «Как читать книги»

(Внешние условия чтения: тишина, освещение, поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, внимание к тексту, предисловие и послесловие, роль иллюстраций)

  • «Выбор книг в библиотеке»

(Порядок расстановки книг, полочные разделители, книжные выставки, первое знакомство с каталогом)

4 класс

  • «Первые словари, энциклопедии, справочники»

(Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках)

  • «Научно-познавательная литература для детей»

(Серии научно-познавательных книг, их разнообразие; отличие от художественной литературы, авторы-ученые, журналисты)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconПрограмма курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»
Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование информационных технологий в работе школьного библиотекаря (из опыта работы библиотекаря школы №18 Марковой Е. П)»
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconУрок. 9 класс Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации...
Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации (ббк). Расстановка библиотечного (книжного) фонда
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconУрок в первом классе тема: «знакомство с библиотекой»
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечной – библиографической грамотности «библиотека», «книжный...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconРеферат по истории основам информационно-библиографической грамотности...
Гоу средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт Петербурга
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconКомпьютерные технологии в преподавании курса обж
На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconЗадачи работы «МО» на 2010-2011 учебный год
Методической грамотности и инновационной культуры учителей общественных дисциплин
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconЦентальная библиотека
«Библиотечно – библиографической классификации», а внутри разделов по алфавиту авторов и заглавий. Библиографический бюллетень предназначен...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconЗаполнение полей при создании многоуровневой библиографической записи
Приложение №2 к инструкции «Создание библиографической записи в Корпоративном электронном каталоге»
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconОбщие правила и требования составления
В целях повышения библиографической грамотности знание этого стандарта библиотекарям необходимо также доводить до сведения учащейся...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей»
Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconАнализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф....
Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconВикторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,...
Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconПлан работы библиотеки моугимназии №25 на 2010-11 учеб год* Основные задачи
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Задачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической грамотности iconСотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа№1»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск