Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова





Скачать 98.63 Kb.
НазваниеСотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова
Дата публикации17.09.2014
Размер98.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова.

Кондратьева Е.А.зав.школьной библиотекой

Наволокина Л.Н.учитель начальной школы

почётный работник общего образования РФ

город Астрахань

bibliomama@mail.ru navolokinalyobov@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа№1»

Перемены, произошедшие в нашей стране в последние 20-25 лет имели множество последствий, которые привели к обесцениванию идеалов старшего поколения и отсутствию чётких ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Всё это привело к тому, что современная Россия среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации. Силовые методы, ужесточение законов не исправят ситуацию, хотя бы потому, что если гражданин лишен духовно-нравственных основ то и законы исполняться не будут. Поспешная перестройка системы образования привела к развалу идеологической базы школьного воспитания, дав взамен весьма размытые идеалы западного образа жизни. А ведь именно всем укладом школьной жизни нравственные ценности, формируемые в семье, могут воспитываться и развиваться наиболее системно, последовательно и глубоко. Одним из действенных способов воспитания духовности служит приобщение к чтению художественных текстов. К сожалению, искусство, литература, утратили в современной кризисной ситуации свои лидирующие позиции в сфере духовно-нравственного обогащения, гуманизации общества. Перестали быть средой, питающей духовное развитие детей и молодежи. В первую очередь это связано с упадком культуры, которое повлекло за собой снижение уровня культуры чтения населения. Результаты тестирования PISA1 показали, что по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности Россия заняла места в последней двадцатке среди 65 развитых стран мира, принимавших участие в тестировании. Неутешительная тенденция к снижению уровня читательской грамотности наблюдается уже на протяжении ряда лет2. Для исправления ситуации, принятая на государственном уровне «Национальная программа поддержки и развития чтения»3 обозначила одной из важных составляющих культурной компетентности человека – читательскую компетентность.4В «Стратегии национальной безопасности Российской федерации до 2020года», утверждённой указом Президента РФ 12 мая 2009 года стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности приписано науке, образованию и культуре. Решать задачи такого масштаба способен высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Среди ключевых компетенций в новом «Федеральном государственном стандарте» - информационная и общекультурная. Во многом формированию этих навыков способствует повышение читательской активности школьников.

Данные специалистов5 говорят, что отношение человека к книге формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому такое пристальное внимание уделяется в нашей школе привлечению детей к чтению именно в этой возрастной аудитории.

Наиболее качественно эта задача может быть решена только в тесном сотрудничестве педагога и библиотекаря. Синтез приёмов и методик педагогической и библиотечной работы, даёт наибольший эффект в развитии читательской активности школьников.

Пока вопрос о введении библиотечного факультатива в нашей школе находится в стадии обсуждения. Поэтому, учитель начальной школы Наволокина Л.Н. и зав. библиотекой Кондратьева Е.А. регулярно проводят совместные уроки внеклассного чтения в одном классе, а некоторые из них, выборочно, в рамках обязательных библиотечных уроков – повторяются по параллели.

Своей целью мы ставим научить младших школьников:

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-давать нравственную оценку героям произведения;

-выбирать достойные идеалы и образцы для подражания;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

-самостоятельно выбирать книги для чтения;

-работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

-планировать чтение.

Наше сотрудничество продолжается уже на протяжении достаточно длительного времени – порядка 14 лет, интегрированные уроки – 11лет, регулярные уроки внеклассного чтения – 6 года. С каждым выпуском стараемся совершенствовать и разнообразить формы и методы воздействия на эмоциональную и интеллектуальную составляющую личности ребёнка. Если в начале нашего сотрудничества акцент делался на внеклассные мероприятия, то в последствии сформировался комплекс уроков и внеурочных занятий, которые дают наиболее стойкий положительный эффект при привлечении детей к чтению. К настоящему времени совместная деятельность оформилась в социальный проект школьной библиотеки и учителя начальной школы «Книга – лучший советчик и друг».

Областная детская библиотека



школа

Поделки


Школьная библиотека

учитель



Занятия с детьми

класс







Творческая группа

Внеклассные мероприятия

Айболит

Ремонт книг

Юные библиотекари

Помощь в библиотеке

Создание библиотечки в классе


Рисунки


Творческие работы


Разделение учеников на группы по интересам (Юные библиотекари, Айболит, Творческая группа) позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в рамках нашего проекта.Плодотворное сотрудничество учителя и библиотекаря невозможно без рационального разделения обязанностей при подготовке урока. Работа над уроком нами условно поделена на 4 этапа, на каждом из которых подключается или учитель или библиотекарь:

1 этап (учитель+библиотекарь) – разработка и утверждение темы.

2 этап (библиотекарь) – текстовое наполнение урока; создание презентации или флипчарта.

3 этап (учитель) – разработка методики; подготовка детей.

4 этап (учитель+библиотекарь) –занятие.

При подготовке и проведении урока учитываются возрастные и личностные особенности восприятия материала ребёнком.

В первом классе, пока детей обучают технике чтения, для них проводятся ознакомительные экскурсии в школьную библиотеку. Уроки построены на основе громкого чтения вслух. Задания на дом несложные, игрового плана ( например: «Придя домой, представьте, что вы тёплый солнечный лучик. Постарайтесь вызвать радостную улыбку на лицах своих близких (сказать добрые слова, порадовать вашими успехами в школе, оказать помощь в домашней работе)). Каждый урок сопровождается презентацией и работой с интерактивной доской, книжной выставкой.

В последующих классах, помимо игровых педагогических технологий, которые позволяют заинтересовать ученика основами работы со словом и информацией, используются и привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, и интеграция с художественным творчеством, трудовой деятельностью (разгадывание ребусов, кроссвордов, игры со словами, самостоятельное составление аннотаций, иллюстраций, создание книг-самоделок и др.). Для развития чувства ответственности за порученное дело ребятам предлагается активно включаться в подготовку общешкольных праздников(например, традиционно отвечают за театрализованное закрытие «Книжкиной недели».). Во вторых классах вводим понятие «краеведческая литература». В основе занятий лежит знакомство со стихами местных поэтов; на уроке, посвящённом фольклору, ненавязчиво приучаем детей оперировать литературоведческими терминами и определениями.

В третьем классе на уроках внеклассного чтения в игровой форме школьники знакомятся с элементами и понятиями, которые помогут им в средней школе. На занятии по книге Д.Родари «Приключения Чипполино», с помощью сказочного «Чиппортфолио» ребята знакомятся с правилами составления плана сочинения по литературным произведениям.

В четвёртом классе знакомимся с новыми литературными приёмами в стихосложении: фигурными стихами, тавтограммами, логогрифами и т.п. На протяжении всех четырёх лет обучения мы не оставляем без внимания знакомство с элементами книги6 (для повышения общекультурного уровня обучающихся), приёмы работы с информацией. С первого класса большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию. На уроке «Стихи о самом главном», ребята с помощью поэтических текстов раскрывают для себя понятия известных слов в контексте гражданского и патриотического воспитания.

Материалы любого занятия стараемся связать с актуальными проблемами жизни ребёнка, что дополнительно мотивирует детей. Подача материала строится на принципах: наглядности (сопровождение презентациями), возможности проявлять двигательную активность (инсценировка, игры), постановке творческих проблемных задач(при определении целей и задач урока), использования проектной деятельности (мини-проекты, начиная с 3 класса), применения коллективной и групповой работы (командные соревнования и групповые домашние задания), обязательной расстановке нравственных акцентов (дать оценку поведения того или иного литературного героя). В течение урока происходит частая смена деятельности - для обеспечения постоянной заинтересованности школьников на занятии.

Перед переходом детей из младшей ступени на среднюю проходит праздник посвященный окончанию 4 класса. Учащиеся суммируют полученные знания, представляют свой литературный проект, оформленный в виде книг-самоделок.

Ещё одной важной задачей, которую мы решаем в рамках нашей деятельности, является постепенное вхождение учащихся начальной школы в информационно-культурное поле города.

Нами запланировано и осуществляется сотрудничество с областной детской библиотекой. В 1 классе мы побывали на обзорной экскурсии, а во втором включились в программу «Золотой ключик Страны чтения». Таким образом, в этом классе один урок внеклассного чтения в месяц проводится вне стен школы в необычной, интересной обстановке, что стимулирует интерес к чтению и расширяет знания учащихся об информационных центрах. Также мы посещаем музеи, памятники города, знакомя учащихся со всем культурно-историческим наследием.

Для возрождения традиции семейного чтения ведётся разнообразная по форме и методам работа с родителями. Сюда относятся выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы по планам чтения, вовлечение родителей в игровые формы на проводимых, совместно с родителями, внеклассных занятиях и утренниках. В этом году для сайта школы подготовлен материал для родителей «Путешествуем в сказку вместе». Основу этих путешествий составляют книга Л.П.Стрелковой «Уроки сказки» и разработанные нами на её основе презентации. Семейная викторина на празднике, посвященном творчеству Э.Успенского, помогла многим родителям осознать важность совместного чтения, а игра «Устами младенца» способствовала улучшению взаимопониманий между родителями и детьми. Подобные мероприятия, проводимые регулярно, помогают сплочению семьи, укреплению внутрисемейных отношений, что также является одной из главных задач нашей работы.

Результатом наших совместных усилий является тот факт, что ученики, прошедшие через серию наших интегрированных уроков: обладают более широким словарным запасом; имеют представление о литературоведческих терминах и понятиях, необходимых школьнику для усвоения литературы как искусства слова; обладают навыками критического осмысления прочитанного; могут аргументировано высказать свою точку зрения; умеют пользоваться различными источниками информации при работе над заданием, а главное, дают нравственную оценку прочитанного. К 4 классу у них сформирован устойчивый интерес к чтению книг. Проводимый ежегодно анализ читательских формуляров также позволяет подтвердить эффективность сотрудничества библиотеки и учителя: классы, прошедшие через серию таких интегрированных уроков, из года в год остаются самыми читающими в школе. Успеваемость в классах выше, чем по параллели. Особенно показательным стал наш опыт при работе в классе коррекционного обучения(2007-2009гг). Рассчитывать на высокие показатели успеваемости в нём не приходилось, но благодаря применённым педагогическим технологиям, удалось добиться возникновения у детей чувства успеха, веры в себя, понимание актуальности получения новых знаний для дальнейшей самостоятельной жизни. Этот класс особо отличается в средней школе нестандартными творческими общешкольными мероприятиями.

Проводя данные мероприятия, мы стараемся воспитывать деятельного, мыслящего, эмоционального, духовного, культурно-образованного, творческого, компетентного читателя, осознающего необходимость дальнейшего личностного роста и нравственного самосовершенствования. Пока нам это удаётся.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Следуя этому высказыванию, последний коллективный проект, созданный детьми, посвящён именно краеведческой тематике: «Вот она какая – моя улица родная». Эта электронная экскурсия по улицам, на которых живут наши ученики, доступна в электронном приложении.


1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

2 См. Википедия «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» 2000-2009гг.

3 Федеральное агенство по печати и массовым коммуникациям, 2007г.

4 Сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

5 Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя .
Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков/ Н. С. Егорова // Начальная школа. - 1998. - N 9. - С. 11-16 Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Н.Н.Светловская // Начальная школа. - 2003.-№11. - с.11.

6 Обложка, страницы, иллюстрация, содержание, колонцифра, шмуцтитул и т.п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма воспитательной работы в начальной школе/ Юсупова А. Х./ Мбоу «Школа №34»
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой...
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconОсновной план действий по программе духовно-нравственного развития,...
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности»
Кузьмина Е. С., Пырова Л. Н., учителя мбоу «сош №26», г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма по предмету «Физическая культура и ритмика» для учащихся...
«Физическая культура и ритмика», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconО. В. Григорьев, С. Н. Томских Сотрудничество библиотекаря военного...
О. В. Григорьев, С. Н. Томских Сотрудничество библиотекаря военного вуза с читателем
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconСеминар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного...
Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПроблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла
Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися....
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconПрограмма духовно-нравственного воспитания «Через красивое к человечному»
Организационно-правовое обеспечение деятельности школы 2 Структура школы и система её управления
Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы средствами художественного слова iconДобро пожаловать в школьную библиотеку!
Библиотека это образование в самых разных проявлениях, в широком и узком понимании этого слова. В школе возможна хорошая работа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск