Скачать 370.56 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС: программа воспитательной работы в начальной школе/ Юсупова А.Х./ МБОУ «Школа №34» Московского района г. Казани МБОУ «Школа №34»Московского района г. Казани Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС» Автор : Юсупова А.Х. учитель 1 квалификационной категории 2012 год Паспорт программы Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы) Основание для разработки Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс) Ожидаемые результаты:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Актуальность программы Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений. Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
Принципы реализации программы
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Методы и формы
Направления Направление I. «Здоровье» Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи работы в направлении «Здоровье»: - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. - Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»: 1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса. 2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания. 3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом. 4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья. Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: - психическое и физическое здоровье, - традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, - культура сохранения собственного здоровья, - ответственность за здоровье других людей, - гармония души и тела, режим дня и здоровье, - воля и её значение в сохранении здоровья, - самовоспитание, саморегуляция и здоровье. Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; - встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований; - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы; - беседы и дискуссии на различные темы; - тематические консультации для родителей; - обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме. Направление II. «Учение» Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы по направлению «Учение» : - Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»: 1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда. 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений. Основные понятия направления «Учение»: - умственное развитие, - способности, - уровни интеллектуального развития, - умственные способности, - фантазии в жизни человека, - способности к творчеству, - культура умственного труда. Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»: - внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; - интеллектуальные игры внутри класса, в параллели; - интеллектуальные бои. Направление III. «Общение» Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи деятельности в направлении «Общение»: 1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. 2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». 3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса. 4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»: - Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе. - На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы. - Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений. - Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения. - Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения. - Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе. - Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения. Основные понятия направления «Общение»: -эмоции и чувства, - рефлексия, - сочувствие, - сопереживание, - умение управлять собой, -лидерство, - изолированность, -одиночество. Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: - интерактивные игры; - тематические классные часы; - тренинг общения детей и родителей; - самопрезентации и самопредставление; -праздники, конкурсы, ролевые игры. Направление IV. «Нравственность» Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»: - Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. - Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Основные понятии направления «Нравственность»: - нравственный выбор, - нравственная позиция, - нравственное поведение, - нравственные ценности, - жизненные ценности, - самоактуализация и самореализация. Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»: - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Дискуссии по нравственной тематике. - Изучение нравственного наследия мира. - Читательские конференции. - Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Праздники, сюрпризы, конкурсы. - Экскурсии, походы. - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. Направление V. «Досуг» Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи: 1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. 2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям. 3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. 4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»: - Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий. - Просвещение и консультация в выборе кружков, секций. - Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности. - Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях. - Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся. - Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы. Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»: - празднование памятных дат в жизни обучающихся; - празднование памятных дат календаря; - посещение театров, музеев, выставок, - театрализованные представления; - фестивали, презентации; - конкурсы. Направление VI. «Гражданин» Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него. Задачи: 1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. 2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»: - Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам. - Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся. - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. - Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора. Основные понятия направления «Гражданин»: - право, - закон, - права и обязанности, - правонарушения, - преступления, - ответственность, - долг, - честь, - достоинство, - личность, - правовые нормы, - совесть, - справедливость. Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: - Тематические классные часы. - Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. - Конкурсы, викторины по правовой тематике. - Праздники, читательские конференции по праву. Направление VII. «Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: 1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. 3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей. 4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми. Основные моменты деятельности классного руководителя: - Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка. - Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми. - Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка. - Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы. Основные понятия направления «Семья»: - семья, - уклад жизни и традиции семей, - родительский дом, - родословная, - семейные корни, - авторитет отца и матери, - духовное общение в семье, - братья и сестры в семье и их взаимоотношения, - младшие и старшие дети, - традиции отношения к старшим в семье, - положение ребенка в семье. Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: - Тематические классные часы. - Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек. - Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи). - Походы выходного дня, экскурсии, викторины. - Дни творчества, дни открытых дверей. - Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. - Читательские конференции по проблемам семьи. |
Анализ воспитательной работы. Тема воспитательной работы школы: «Создание... В 2011 – 2012 учебном году в сентябре школа отметила свой 50-летний юбилей. В ходе подготовки были подготовлены: книжка-альбом о... | Анализ итогов воспитательной работы в мбоу «Красносельцовская средняя... Реализация воспитательных задач в школе ведется с опорой на воспитательные программы | ||
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя... Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной... | ||
Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива школы... Развитие воспитательной системы в школе непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа... | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
Программа коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной... Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31 | Www src Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
План работы шмо классных руководителей моу мпл №2 на 2011-2012 учебный год Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Программа семинара «максимальная защита здоровья птицы» Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Диалектическая психология – драма становления Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Спонсируйте на расстоянии это просто! Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Бюджетный процесс в сми за период 08. 11 – 14. 11. 2010 Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Бюджетный процесс в сми за период 18. 01-24. 01. 2010 Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов» | План воспитательной работы составила: зам директора по вр баринова Н. П При составлении плана воспитательной работы учитывались требования фгос начальной школы, а также основные положения проектов фгос... |