МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов»
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца
____________Доронина И.В.
« 06 » июня 2012 г.
| Утверждено приказом директора
Директор МБОУ «СОШ №21 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповца
____________Кравцова В.Л.
«17» сентября2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной школе
в количестве 506ч. (базовый уровень)
( УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Составлена на основе авторской программы
Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.
Составители: Долматова Г.В.
Марова Т.Н.
Меркурьева С.В.
г. Череповец
2012г
Литературное чтение
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Литературное чтение» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (автор Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2012)*(см. Примечание), примерной программой начального общего образования по образовательной области «Литературное чтение», созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы*, 2009 год
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Данный курс направлен на:
Развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма)
Формирование читательской деятельности школьников, компонентов учебной деятельности, а также УУД;
Обеспечение учета индивидуальных возможностей каждого ребенка
ЗАДАЧИ КУРСА
Обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
Научить обучающихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения.
Отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно.
Включать детей в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах
Формировать литературоведческие представления
Расширять круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009г., рег. №177785 от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении о введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ №2080 от 24.12.2010, зарегистрирован Минюстом России 1..02.2011 года, рег. №19776
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №21 с углублённым изучением отдельных предметов» на 2011-2012 учебный год;
Учебный план 1 ступени обучения МБОУ «СОШ №21 с углублённым изучением отдельных предметов» на 2011-2012 учебный год;
ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребенка. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение литературного чтения начинается в курсе обучения грамоте. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю, из которых один час отводится на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка,которые входят в образовательную область «Филология». На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая оказывает огромное влияние на становление личности ребенка: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНОЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
Принятие и освоение социальной роля обучающегося. Развитие мотивов учения и формирование его личностного смысла.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитее этических чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности.
Освоение начальных форм рефлексии.
Формирование умения моделировать.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий.
Использование различных способов поиска.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанное построение речевого высказывания.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д..
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Определение общей цели и путей её достижения.
Готовность конструктивно разрешать конфликты.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.
Формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений.
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, элементарным приёмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
Раздел программы
| Программное содержание
| 1 класс
| Виды речевой и читательской деятельности
| Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?) Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения)) Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением
| Круг чтения
| Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
| Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
| Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог
| Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
| Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений
| Чтение: работа с информацией
| Представление об информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге
| 2 класс
| Виды речевой
и читательской деятельности
| Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.
Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение смысловых частей текста, абзацев.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения. Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида | |