Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Образовательной программы школы и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской программы С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой и др., утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа соответствует БУП – 2008 (основание - методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в Ярославской области в 2013/2014 уч. г.»)
Количество учебных часов по предмету «Русский язык» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (170 ч. =170 ч.) Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
систематизировать учебный материал;
сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
владеть навыками рефлексивного анализа;
уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
самостоятельно работать с учебником;
целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
систематизировать и классифицировать информацию;
использовать различные виды моделирования.
Межпредметные связи:
- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)
- с уроками изобразительного искусства (написание предложений по иллюстрациям)
Учебно-тематический план
| Тема
| Кол-во часов
|
I
| «Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
|
54 ч
| 1.
| Фонетика.
| 1 ч
| 2.
| Состав слова.
| 1ч
| 3.
| Синтаксис
| 15ч
| 4
| Морфология
| 37ч
|
II
| «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
|
52ч
| III
| «Развитие речи»
| 29ч
|
| Резервные уроки.
| 35 ч
|
| Всего:
| 170ч
|
Содержание курса
170 час (5 ч в неделю)
№ п\п
| Содержательная линия
| Кол-во
часов 170 ч
| Требования ФГОС Планируемые результаты
| Знать
| Уметь
| 1
| Фонетика.
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
| 1
| Звуки буквы, обозначение звуков, словообразование.
| Анализировать, характеризовать звуки и буквы.
Различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
Проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
| 2
| Состав слова
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа
| 1
| Правила написания
корня, приставки, суффикс, окончание;
| Называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
Выполнять разбор слова по составу.
| 3
| Морфология.
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
| 37
| Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
различать предлог и приставку;
| Применять на практике изученные правила правописания числительных.
| 4
| Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения
Словосочетание
Повторение изученного в 1-4 классах
| 15
| Различать слово, словосочетание, предложение.
Знаки препинания в сложном предложении.
Слово и предложение;
Простое и сложное предложение;
| Образовывать словосочетания в нужной форме.
Создавать текст на заданную тему.
Различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
Приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
| 5
| Правописание (формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения.
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
| 52
| Знать правила правописания.
Находить лексическое значение слова в толковом словаре;
| Применять правила правописания:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие в корнях;
- непроизносимые согласные;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный твердый и мягкий знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения.
| 6
| Развитие речи
Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования, сочинения- рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
| 29
| Текст и не текст;
| Решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
| |