Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой)





Скачать 472.06 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой)
страница1/5
Дата публикации16.09.2014
Размер472.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_________/.

Протокол № ______

«_____»________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________/___________./.

« _____ » ______2013 г.


«Утверждаю»

Директор

________________/ Смирнова Н.М../

« _____»__________2013 г.


Рабочая программа

по учебному курсу «Окружающий мир»

( УМК «Начальная школа ХХІ века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

3 класс

Составила:

Груздева Светлана

Александровна

п. Островское, 201

Окружающий мир.
Количество часов: всего - 68, в неделю - 2

Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции « Начальная школа 21 века». Руководитель - член -корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2010г

Учебник Н.Ф Виноградова. Окружающий мир. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ; Вентана-Граф, 2010г

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для 3 класса.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости 1} системе «человек — природа — общество»;

  1. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  2. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  3. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.


Планируемые результаты освоения предмета.

Освоение предмета "Окружающий мир" позволяет достичь личностных, предметных и матапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлена двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • формирование основ российской гражданской идентичности.

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

  • понимание особой роли России в мировой истории.

  • воспитание чувства гордости за национальные достижения.

  • воспитание уважительного отношения к своей стране.

  • воспитание уважительного отношения к истории страны.

  • воспитание любви к родному краю.

  • воспитание гуманного отношения к людям.

  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности и вероисповедания.

  • понимание роли человека в обществе.

  • принятие норм нравственного поведения в природе.

  • принятие норм нравственного поведения в обществе.

  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • формирование основ экологической культуры.

  • понимание ценности любой жизни.

  • освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира.

  • расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника.

  • формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  • Содержание тем учебного курса

  • Третий класс (68 ч) Введение (1ч)

  • Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

  • Земля наш общий дом (10 ч)

  • Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

  • Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

  • Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

  • Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.

  • Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

  • Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.

  • Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).

  • Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

  • Растительный мир Земли (11 ч)

  • Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

  • Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

  • Охрана растений.

  • Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

  • Грибы (1 ч)

  • Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

  • Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

  • Животный мир Земли (11ч)

  • Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

  • Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

  • Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

  • Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

  • Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

  • Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

  • Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

  • Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

  • Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

  • Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

  • Торговля. Возникновение денег.

  • Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

  • Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по учебному курсу «Русскому языку» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по курсу математики для учащихся 3 класса рассчитана...
«Математика» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПояснительная записка рабочая программа построена на основе требований...
Изучение предмета осуществляется по программе умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна
Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Образовательной...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по окружающему миру. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт (...
Русский язык: Учеб для 2 кл нач шк. В 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов- м.: Вентана- граф, 2008
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок составлен составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённого приказом...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4г классе
«Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, на основе авторской...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская...
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения...
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск