Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности»





НазваниеПрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности»
страница1/7
Дата публикации19.04.2015
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н., учителя МБОУ «СОШ № 26», г. Стерлитамак Республики Башкортостан
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «НАЧАЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………….. .1

2. Нормативно правовая база…………………………………………………… .2

3. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей……………………… 2

4. Цель и задачи программы…………………………………………………….. 4

5. Ожидаемый результат………………………………………………………… 4

6. Содержание……………………………………………………………………. 5

6.1. Ценности и отношения……………………………………………….. 5

6.2. Знания…………………………………………………………………. 6

Темы к размышлению для этических бесед……………………… 6

Изречения великих людей о нравственности…………………….. 7

Список личностей…………………………………………………... 9

Книги для чтения…………………………………………………... 9

Мультфильмы и фильмы для просмотра………………………….10

6.3. Умения и навыки……………………………………………………...10

6.4. Социальные роли и позиции………………………………………… 11

6.5. Жизненный опыт……………………………………………………... 12

7. Модель реализации программы…………………………………………….... 15

Направления развития духовно-нравственного воспитания детей……..15

Система мероприятий по реализации программы……………………….16

8. Используемая литература……………………………………………………...23

9. Приложения………………………………………………………………….....27
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа разработана для реализации в течение двух учебных четвертей II-ой и III-ей (с ноября по март) и рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Мы – коллектив авторов: Кузьмина Елена Сергеевна и Пырова Лариса Николаевна составили свою программу «Начала нравственности», которая направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации; современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы МОУ «СОШ № 26» г. Стерлитамак. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
2. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422);

Социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от 154.12.2002 г. № 30-51-914/16);

Закон «О защите прав ребенка»,

Концепция модернизации Российского образования на 2004-2008 гг. и на период до 2010 г. от 29.12.01. №1756-р.;

Закон Республики Башкортостан «Об образовании»;

Программа развития образования в Республике Башкортостан на 2004-2005 годы (Одобрена постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2003 г. № 323);

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма у российского общества» (2001-2005 гг.)

Республиканская программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»; Уфа, 2004 г.

Программа развития образования в г. Стерлитамак на 2004-2008 г.

Городские программы «Духовно-нравственное воспитание», 2007-2010 гг.; «Концепция семейного воспитания», 2004 г.
3. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно. Образовательные учреждения после свертывания деятельности пионерской и комсомольской организаций в 1990 году в незначительных объемах используют новые формы реализации воспитательного потенциала детского и молодежного движения в нравственном воспитании.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[30, 74]. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.

Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цельсоздание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

  • образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

  • развитие толерантности в общении учащихся;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины»Республики Башкортостан;

  • вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

  • воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

  • приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.


5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

  • диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

  • диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

  • изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

  • развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.




  • диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

  • диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

  • письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

  • диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

  • диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

  • диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

(Приемы диагностики в Приложении 1)
6. СОДЕРЖАНИЕ

6.1. ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).
6.2. ЗНАНИЯ

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

(Словарь нравственных ценностей и понятий в Приложении 2).
Темы к размышлению для этических бесед

  • Как жить? К чему стремиться?

  • Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается?

  • Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

  • Кто создал правила человеческого поведения?

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  • Зачем быть вежливым?

  • Неразлучные друзья – взрослые и дети.

  • Дружба – это…

  • Как выбирать друзей?

  • Отзывчивость и доброта.

  • Спешите делать добро.

  • Что значит быть откровенным.

  • Как мы выглядим.

  • О лени и лентяях.

  • Причины обид.

  • Кто такие эгоисты?

  • Правда и ложь – какие они?

  • Что такое характер?

  • Душевность и бездушность.

  • Что значит быть счастливым?

  • Мир без улыбки. Какой он?

  • Кем и каким я хочу быть?

  • Достоинства и недостатки.

  • Маленький, да удаленький.

  • Человек в природе и его здоровье.

  • Дом, в котором ты живешь.

  • Прогулки в лес.

  • У природы нет плохой погоды.


Изречения великих людей о нравственности

  • Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание ЧЕЛОВЕК.

К.Г.Паустовский
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconСоздание условий для воспитания личности гражданина и патриота в рамках кадетского класса
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России фгос второго поколения, приоритетным...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПротокол № от от Директор школы: Программа кружка «Радуга» для учащихся начальных классов
Программа «Радуга» разработана в рамках реализации фгос школы I ступени. В основу разработки программы положены следующие документы:...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconСеминар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного...
Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПроблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла
Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися....
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПрограмма "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconО проведении окружного этапа XIII областных школьных Кирилло Мефодиевских чтений
В целях воспитания духовно-нравственного начала на примере этнокультурных традиций России, изучения и распространения лучшего опыта...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconРабочая программа по технологии Класс 1 4 Автор составитель: Нагорнова...
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск