Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта





Скачать 107.37 Kb.
НазваниеДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта
Дата публикации14.09.2014
Размер107.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

ГБОУ СОШ №899 г.Москвы Сорокина К.В. Гусейнова М.Э.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №899 им. Л.Паперника г. Москвы

Семинар «Современные подходы к организации воспитательной работы в области духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся».

Тема: Духовно – нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта

Выступление подготовили:

учитель высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 899

Сорокина К.В.

Учитель первой квалификационной категории

ГБОУ СОШ №899

Гусейнова М.Э.


Москва 2013г.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта

Актуальность проблемы:

  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  • В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

Систему духовно-нравственного воспитания можно представить в виде схемы, где центром является база, полученная ребёнком с момента рождения до момента поступления в школу

Рисунок 1 - Нравственное воспитание в содержании образования




Семья - основа воспитания ребенка, идеальный тип социальной структуры. Ребенок не может жить вне семьи, и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка. Именно в семье закладывается характер человека, его мировоззрение, ценностная ориентация.

В своей наивысшей полноте нравственное воспитание способно реализоваться только в семье. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны идти навстречу семье в решении проблем, оказывая необходимую посильную педагогическую помощь. Система образования может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание, осуществляя индивидуальный подход к родителям и ребенку.
В построении эффективной системы воспитания наиболее важной является необходимость наличия духовной и нравственной окружающей ребенка среды

Это относится прежде всего к средствам массовой информации. Идеальным было бы изменение их содержательной сущности. Но, поскольку такая задача в современных условиях вряд ли выполнима, то имеет смысл говорить о защите детей от пагубного воздействия СМИ, с одной стороны, и создании программ альтернативного содержания в средствах массовой информации - с другой.

Для школы первоочередными задачами в плане нравственного воспитания детей являются:

  • развитие творческих сил души ребенка;

  • первичная социализация ребенка, которая выступает бази­сом для включения личности в систему общественных ценностей;

  • приобщение ребенка к познанию жизни своего народа, его духовных и социальных ценностей;

  • приобщение ученика к богатствам науки и культуры.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации. В программах таких предметов как литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, МХК, художественный труд реализуются возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий. Наиболее продуктивно такая работа ведётся на уроках чтения.

Это реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества в соответствии с требованиями ФГОС. В учебники «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.

Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Большую помощь в этом оказывают произведения устного народного творчества. Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста.
Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник переработанный авторами в соответствии с ФГОС нового поколения, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота.

Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. По-прежнему, такие понятия как гуманизм, великодушие, сердечность детям помогают понять произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Пушкина, В.В.Осеевой.

Таблица 1 Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка

Нравственные представления и качества



Патриотизм

 

Любовь к природе родного края
Л. Н. Толстой “Какая бывает роса на траве”;
А. С. Пушкин “…Под голубыми небесами…”;
А. К. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает...”, Г. М. Новицкая “Берёза”

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность,
добродушие


Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
К. Д. Ушинский “Жалобы зайки”;
И. А. Крылов “Чиж и Голубь”;
Л. Н. Толстой “Лев и мышь”


Героизм, отвага, верность


Решительность, настойчивость
русская народная сказка “Лиса и заяц”;
И. П. Токмакова “Я ненавижу Тарасова...”

Долг, ответственность

Долг перед родными и близкими.

Ответственность за слабого
И. П. Токмакова “Это ничья кошка...”;
Д. Биссет“Орёл и овечка”;
Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”;
В. А. Осеева “Сыновья”

Сплочённость, коллективизм

Забота и помощь в семье
Л. Н. Толстой “Отец и сыновья”
В. А. Осеева “Хорошее”

Совесть, совестливость

Бессовестность
русская народная сказка “Лиса и козёл”
Формирование совестливости через внешнее моральное требование
Л. Н. Толстой “Косточка”, “Старый дед и внучек”

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков. Это обогащает и развивает детей духовно, формирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить.

Нравственный потенциал произведения не переходит сам собой во внутренний мир читателя. В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.

Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.

Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе интегрировано в такие виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Так на занятиях в «Школе общения» дети путём разыгрывания сценок, обсуждения возможных ситуаций на уроках и во внеурочное время делятся опытом, учатся принимать коллективные решения, овладевают навыком уважительного отношения к мнению другого человека.

Большая работа ведётся и на классных часах. Так как в современной России утеряны многие вековые традиции, то современные дети, да и их родители с удовольствием включаются в работу по их изучению. Для знакомства детей с наиболее значимыми русскими праздниками с начала учебного года коллективы 1-ого и 3-его классов активно включились в работу над проектом по созданию «Календаря знаменательных дат». В ходе работы дети находят материал о праздниках каждого месяца года, делают сообщения и иллюстрации, а родители помогают оформить собранный материал. Эта работа помогает детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будит их фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию.

Т.о., задача духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле возрождения России, поддержания ее статуса как великой державы. И это не только решение политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Литература:

1.Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2011.

2.Азбука нравственного воспитания. Под ред. Д. чл. АПН СССР И.А. Каирова и канд.пед.наук О.С. Богдановой. Изд.2-е, перераб. и доп. М, «Просвещение», 1975.

3. Чтение и литература. 1-ый и 3-ий кл. В 3-х ч, Ч 1,2,3: учеб./ авт.-сост. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010).

5. Закон Российской Федерации «Об образовании»

6. Примерная программа духовно – нравственного развития, ФГОС, 2011.

7. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов,

М.,Просвещение, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconВведение курса «орксэ» требование времени
Закона «Об Образовании» в которой установлено, что деятельность оу должна быть направлена в первую очередь на духовно – нравственное...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconСодокладчики (по 3 минуты)
Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося (заместитель директора по вр н. Н....
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»

Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconРабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск