Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения





Скачать 61.18 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Дата публикации04.07.2013
Размер61.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения.

Ковалёва М.Б.

учитель начальных классов высшей категории

МОУ Багаевская СОШ №3,

ст.Багаевская Ростовская область

Воспитание духовно-нравственной личности в младшем школьном

возрасте.

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. Я глубоко убеждена, что мы – классные руководители, можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема Духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся. Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский.

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в научной литературе. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности учащегося. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств в учебной деятельности. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.

Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности.

Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание человека жить по моральным нормам, принципам, правилам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные ее надо воспитывать. Доброжелательность, сочувствие, терпимость, и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в раннем возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье начинают закладываться основы нравственности. Но порой стереотипы родителей, низкий уровень образования играют свою роль. И мы классные руководители должны разъяснять суть духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, надо начинать именно с себя. В школу и в педагогические вузы должны идти люди нравственно воспитанные. Одной из важнейших проблем должна стоять профессиональная подготовка будущих учителей. К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало». К умственному быту относится, истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек чистой безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. С годами понимание нравственности изменилось. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Функциями стандарта является - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Модель выпускника.

  Нравственная личность:

  • Хранит, защищает и преумножает Жизнь на Земле;

  • Хранит, защищает свое Отечество;

  • Знает и уважает культуру и религию русского и других народов России и мира;

  • Уважает права, достоинства, свободы других людей, почитает родителей и старшее поколение;

  • Уважает власть, избранную народом;

  • Соблюдает правила культуры поведения и общения, ответственно относится к своим делам и поступкам;

  • Знает и выполняет законы международные, государственные, региональные;

  • Знает историю и культуру мира, государства и родного края;

Интеллектуально развитая личность:

  • Способная использовать приобретенные знания и опыт практической и творческой деятельности человека для решения задач реальной жизни;

  • Способная решать экономические, правовые и другие социальные задачи;

  • Готовая к продолжению образования и осознанному выбору его получения после окончания основной и полной школы;

  • Владеет навыками межличностного и межнационального общения; 

  • Владеет способами получения информации;

  • Способная к самообразованию;

Здоровая личность

  • Стремится сохранить и укрепить свое здоровье;

  • Ведет здоровый образ жизни;

  • Умеет противостоять негативным факторам среды;

  • Стремится к духовному и социальному благополучию;

  • Не желает зла себе и окружающим людям;

  • Умеет противостоять житейским трудностям и не впадает в отчаяние.

Литература:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.

2.Сеченов И.М. «Психология поведения» М., 1995

3.Щуркова Н.Е «Воспитание. Новые взгляды» М., 1997

4.Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» 2009, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения icon«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconСодокладчики (по 3 минуты)
Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося (заместитель директора по вр н. Н....
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconВыступление Айдаровой М. В
Как разумно и практически организовать духовно-нравственное воспитание, не допустить пустоты души у подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconОтчет о мероприятиях по реализации районной целевой программы "Патриотическое...
Совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации новых образовательных стандартов
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconПлан основных мероприятий, реализуемых управлением образования администрации...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в контексте реализации фгос и фгт
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения iconКлассный час в 3 классе- «Защитники Отечества»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере выдающихся русских полководцев


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск