Скачать 61.18 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения. Ковалёва М.Б. учитель начальных классов высшей категории МОУ Багаевская СОШ №3, ст.Багаевская Ростовская область Воспитание духовно-нравственной личности в младшем школьном возрасте. Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. Я глубоко убеждена, что мы – классные руководители, можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема Духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему. В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся. Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский. В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в научной литературе. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности учащегося. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств в учебной деятельности. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки. Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности. Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание человека жить по моральным нормам, принципам, правилам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные ее надо воспитывать. Доброжелательность, сочувствие, терпимость, и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в раннем возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье начинают закладываться основы нравственности. Но порой стереотипы родителей, низкий уровень образования играют свою роль. И мы классные руководители должны разъяснять суть духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, надо начинать именно с себя. В школу и в педагогические вузы должны идти люди нравственно воспитанные. Одной из важнейших проблем должна стоять профессиональная подготовка будущих учителей. К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало». К умственному быту относится, истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек чистой безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. С годами понимание нравственности изменилось. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. Функциями стандарта является - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Модель выпускника. Нравственная личность:
Интеллектуально развитая личность:
Здоровая личность
Литература: 1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. 2.Сеченов И.М. «Психология поведения» М., 1995 3.Щуркова Н.Е «Воспитание. Новые взгляды» М., 1997 4.Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» 2009, 2010 |
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 | Доклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы... Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали... | ||
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование... ... | Содокладчики (по 3 минуты) Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося (заместитель директора по вр н. Н.... | ||
Выступление Айдаровой М. В Как разумно и практически организовать духовно-нравственное воспитание, не допустить пустоты души у подрастающего поколения | Реферат Духовно-нравственное воспитание Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка | ||
Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой... | «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития | Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | ||
Отчет о мероприятиях по реализации районной целевой программы "Патриотическое... Совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан | Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.... | ||
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации новых образовательных стандартов | ||
План основных мероприятий, реализуемых управлением образования администрации... Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в контексте реализации фгос и фгт | Классный час в 3 классе- «Защитники Отечества» Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере выдающихся русских полководцев |