Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы





Скачать 59.07 Kb.
НазваниеДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
Дата публикации10.08.2014
Размер59.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАШИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Л.В.Наумова

МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

В конце 2011 года в послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию были рельефно обозначены ценности российского общества: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В этот момент стало понятно, что необходим документ, отражающий эти ценности и позволяющий сформулировать общие требования к системе образования, к деятельности конкретного образовательного учреждения. Так возникла идея Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности. А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.         

Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.

Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок – диалог, урок-исследование, урок- творческая мастерская, урок – семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия, театрализованный урок. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д..

При обобщении темы «Союзы как части нашей речи» в 7 все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Я предлагаю своим воспитанникам поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.

Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения»,то и там мы находим отражение духовно- нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово «обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Знакомясь с толкованием данного слова по словарю, обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком. Этапы данного урока полностью выстроены на основе формирования духовно- нравственных качеств обучающихся. Об этом свидетельствуют и произведения, к которым мы обращаемся: Антуан де Сент-Экзюпери, в книгах которого «Маленький принц», «Планета людей» прославляется  жизнь как таковая и ее дитя – человек. В процессе урока обучающиеся не только работают над изученным материалом по данной теме , но и размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.

Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети».

Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся, даёт положительные результаты. Так, мониторинг уровня сформированости нравственности и гражданственности за период 2008–2010 г.г. у учащихся (тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой) выявил повышение уровня нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» на 18 %; на 14 % увеличилось количество детей, для которых характерна устойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе (духовное отношение к жизни, альтруистическое отношение к людям, значимость дружбы, значимость соблюдения законов). Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью А.А. Андреева) возрос - на 15 %.Полученные результаты показали, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности: любовь, семья, здоровье, честность, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений. Я уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconДуховно-нравственное воспитание
Мобу «Ичалковская сош», учитель русского языка и литературы Серегина Н. Н. 2014 год
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к истокам русского...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск