№
| Тема урока
| Тип урока
| Учебно-творческое задание
| Элементы содержания
| Требования к уров
ню подго
товки обучающих
ся
| Формы
конт
роля
| Элементы дополните
льного содержания
| Домашнее зада
ние
|
Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)
|
1
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств
| Урок формирования новых знаний
|
| Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
| Знать виды пластических и изобразительных искусств, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
| Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических искусств)
|
| Принести природный мате
риал (вето
чки, колос
ки зонтичные расте
ния)
|
2
| Рисунок – основа изобразительного творчества
| Урок формирования но
вых знаний
| Зарисовки с натуры отдельных растений, веточек (колоски, зонтичные растения).
Материал: карандаш, уголь, фломастеры
| Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок – основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
| Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, уголь, фломастер)
| Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ
| Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок
|
|
3
| Линия и ее выразительные возмож-
ности
| Комбини
ро
ван
ный урок
| Выполнение линейных рисунков: трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т.д.) Материалы: карандаш, уголь.
| Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А.Матисса, П.Пикассо, В.Серова
| Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
| Анализ результатов собственной художествен
ной деятельности.
|
| Подобрать репродукции графических работ А.Матисса, П.Пикассо, В.Серо
ва
|
4
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
| Ком би
ни
ро
ван
ный урок
| Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью
| Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А.Остроумовой- Лебедевой
| Знать основы языка изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
| Просмотр и анализ работ
|
| Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями
|
5
| Цвет. Основы цвето
ведения
| Ком би
ни
ро
ван
ный урок
| Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной Королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца». Гуашь, кисти
| Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.
| Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешивания цветов.
| Экспресс - выставка
|
| Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты(насыщенности)
|
6
| Цвет в произведениях живописи
| Ком би
ни
ро
ван
ный урок
| Изображения осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжествен
ный, тихий
| Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Зрительный ряд: И.Грабарь «Хризантемы», К.Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу моря»
| Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов, передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
| Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ
|
| Принести иллюстрированные книги о животных или рисун
ки, фотографии живот
ных
|
7
| Объемные изображе
ния в скульптуре
| Ком би
ни
ро
ван
ный урок
| Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки.
| Выразительные возможности объемного изображения.
Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др.; Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В.Серова
| Знать определение термина «анималистичес-
кий жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостостоя
тельной работе
| Опрос. Просмотр и анализ работ.
|
| Подготовить вопросы к викто
рине по содержанию
|
8
| Основы языка изображе
ния
| Повторитель
но – обобщающий урок («Конкурс знатоков»)
| Выполнение конкурсных заданий
| Обобщение материала: виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
| Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция) средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения
искусства
| Подведение итогов конкурса
|
| Составить кроссворд (5-6 слов) используя приобретенные знания
|
Тема 2 . Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
|
9
| Реальность и
фантазия в творчестве художника
| Урок формирования новых знаний
|
| Изображение как познание окружающего мира и выражения отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
| Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве
|
|
| Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения
|
10
| Изображение предметно
го мира.
Натюрморт
| Комбинированный урок
| Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: ф.А4, цветная бумага, ножницы, клей
| Многообразие форм изображений мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
| Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства(ритм, пятно, композиция)
| Просмотр и самоанализ работ
|
| Подобрать репродукции натюрмортного жанра
|
11
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
| Комбинированный урок
| Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус цилиндр, куб, призма)
| Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
| Иметь представление о многообразии и выразительности форм
| Игра «Определи произведение и его автора по фрагменту». Просмотр и анализ работ
| Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности
| Подобрать изображения природных форм, и форм созданных человеком
|
12
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
| Комбинированный урок
| Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.
Материалы: карандаш, ф.А4
| Плоскость и объем. Перспектива и способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
| Знать правила объемного изображения геометрических- тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натурой
| Просмотр и анализ работ
| Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Понятие ракурса
|
|
13
| Освещение. Свет и тень
| Комбинированный урок
| Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы:
Черная и белая гуашь или акварель, ф. А4
| Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
| Знать основы изобразительной грамоты: светотень.
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
| Фронтально опрос(устно). Самоанализ работ учащимися
|
| Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники их произведения натюрмортного жанра» (П.Сезанн,В.Ван Гог,И. Машаков и др.)
|
14
| Натюрморт в графике
| Комбинированный урок
| Выполнение натюрморта в технике печатной графике(оттиск с аппликацией на картоне
| Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А.Дюррера, В. Фаворского
| Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, отношение к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики: работать в технике печатной графики
| Просмотр и анализ работ
| Гравюра и её виды(офорт,ксилография,линогравюра). Выразительные возможности гравюры
| Продолжение работы над проектом
|
15
| Цвет в натюрморте
| Комбинированный урок
| Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, ф. А3
| Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета(локальный) и цвет в живописи(обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И.Маршаков «синие сливы», А.Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
| Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
| Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества
|
| Завершение работы над проектом
|
16
| Выразительные возможности натюрморта
| Урок обобщение
|
| Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражении е в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе.
Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Презентация проектов .Зрительный ряд: И. Грабарь «Неприбранный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, цветы и фрукты». Натюрморты Ван Гога, Моне и Сезанна
| Знать жанр изобразительного искусства(натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (Ван Гог, Моне, Машков)
Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра
| Анализ и оценка результатов проектной деятельности
|
|
|
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
|
17
| Образ человека-главная тема искусства
| Урок формирования новых знаний,умений,навыков
|
| Портрет как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение в искусстве обычных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники портретисты: Рембрант, Ф.Рокотов, В.Боровицкий,
Д. Левицкий, И.Репин
| Знать жанры изобразительного искусства: портрет выдающихся художников- портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин).
Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра
|
| Типология портрета
| Подобрать репродукции портретного жанра И.Е.Репина, которые рассматривались на уроке
|
18
| Конструкция головы человека и её пропорции
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков
| Работа над изображением головы человека с соотнесены
ми по-разному деталями лица (аппликация вырезанных форм из бумаги)
| Закономерность в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Симметрия лица, Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта
| Принимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
| Просмотр и анализ работ
|
| Офор
мит ь в технике коллажа рамку для портре
та, которая отража
ла бы ваши личные интере
сы и увлече
ния, прине
сти зеркало
|
19
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
| Комбинированный урок
| Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: ф. А 4, уголь, мелки, карандаш
| Образ человека в графическом портрете.
Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О.Кипренского, И.Репина, В.Серова
| Знать: пропорции лица человека и головы; выдающихся представителей русского искусства (А. Дюрер, Леонардо Да Винчи, В.Серов.) и их основные произведении портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, карандаш) при работе с натуры
| Выборочный просмотр
| Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты А.Дюрера, Леонардо Да Винчи, В.Серова
|
|
20
| Портрет в графике
| Комбинированный урок
| Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага
|
| Знать: пропорции лица человека и головы, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в работе с натурой
| Просмотр анализ и оценка работ
| Портрет
ный рисунок в истории изобразительного искусства. Силуэт: история возникновения и развития. Силуэт в русском изобразительном искусстве
| Подо
брать небольшие литературные фрагменты, характеризую
щие челове
ка по его предметному окружению
|
21
| Портрет в скульптуре
| Комбинированный урок
| Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Домовой и т.д)
| Человек -основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства.
Выразительные возможности скульптуры. Характер человека в образе человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурные портреты В.И.Мухиной и С.Т.Коненкова
| Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.
Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знание пропорциональ
ных соотношений головы и лица человека
| Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылеплен
ного литературно
го героя.
Анализ и оценка
работ
|
|
|
22
| Сатирические образы человека
| Комбинированный урок
| Изображение сатирических образов литературных героев.
Материалы: ф. А 4, черная акварель или гелевая ручка, тушь
|
| Уметь: Анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами
| Тест. Просмотр и анализ работ
| Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатуры, дружеский шарж, сатирические рисунки
В. Дени, Д. Кардовского
| Сбор материала на тему: «Художники-Портретисты и их произведения»
|
23
| Образные возможности освещения в портрете
| Комбинированный урок
| Наблюдение на туры и наброски (пятном) головы в различном освещении.
Материалы: ф. А 4, черная акварель, кисть
| Изменения образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменения её восприятия. Свет, направление сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения
| Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
| Просмотр и анализ работ
|
| Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении
|
24
| Портрет в живописи
| Комбинированный урок
| Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра и т.п.). Групповая работа
| Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти
| Знать выдающихся художников портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.
Уметь: активно воспринимать и анализировать произведение портретного жанра, работать в технике коллажа
| Представление работ, анализ и оценивание
| Композиция в парадном лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого
| Продолжение работы над проектом
|
25
| Роль цвета в портрете
| Комбинированный урок
| Анализ цветового решения образа в портрете.
Материалы:ф.А4, гуашь, кисть
| Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характеристика героя. Живописная фактура
| Знать о выразительных возможностях цвета им освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи
| Ответь на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» Просмотр и анализ работ.
|
| Завершение работы над проектом
|
26
| Великие портрети
сты
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
| Знать художников портретистов и их творчество (В. Серов, И.Репин, Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра
| Презентация проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности
|
|
|