Скачать 194.34 Kb.
|
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак по Федеральным Государственным образовательным стандартам для 1 класса Пояснительная записка Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы В.В.Алеева , Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка» в начальной школе является предметом цикла эстетических дисциплин. Цель учебного предмета: Формирование основ эмоционально-ценностного отношения к музыке через приобщение к музыкальной культуре мира Задачи: - сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека - развить способности эмоционального восприятия музыки, интереса к музыкально-творческой деятельности - развить образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальные способности в различных видах деятельности - воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, к традициям своего народа - сформировать основы коммуникативных качеств личности Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета музыка в 1 классе выделяется 33 часа, 1 час в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют индивидуально-личностному развитию учащихся, эмоционально-эстетического восприятия музыки, творческого потенциала. Материально-техническое обеспечение Данная программа обеспеченна учебно-методическими комплектами для учащихся 1класса по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак (Дрофа 2011г..) Учебники: «Музыка» 1 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак Пособия для учащихся: «Музыка. Рабочая тетрадь 1 класс» Пособия для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 1класс «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 1 класс Содержание программы Раздел № I «Музыка в жизни человека» 1.«Нас в школу приглашают задорные звонки» (урок-экскурсия) Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание увлекательного путешествия в музыкальную страну. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.
2.«Музыка, музыка всюду нам слышна» (урок-путешествие) Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко).
3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» (урок-прогулка) Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.
Г. Струве «Я хочу увидеть музыку…».* 4. Краски осени. (урок путешествие) Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах. Людей искусства по-прежнему неудержимо влечет к себе природа. Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Разговор об осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.
Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В. Ван Гог «Тополиная аллея осенью».
Продолжение темы об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.
6. Марш деревянных солдатиков (урок экскурсия). Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации.
7. Детский альбом П.И. Чайковского(урок-экскурсия). Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.
8. Детский альбом П.И. Чайковского(урок-путешествия)). Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.
9. Народные праздники (народные праздники Красноярского края) (Урок –игра) Знакомство с народными традициями и праздниками, особенностями музыкального фольклора Красноярского края Слушание и исполнение: Народные песни, игры, прибаутки, заклички Красноярского края 10.Народные праздники (народные праздники Красноярского края) (Урок игра) Знакомство с народными традициями и праздниками, особенностями музыкального фольклора Красноярского края Слушание и исполнение: Народные песни, игры, прибаутки, заклички Красноярского края 11. В музыкальном театре (Урок экскурсия) Знакомство с театральным творчеством, значения определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.. Слушание: Фрагменты балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Пение: «Здравствуй, гостья зима» Творческое задание: импровизация 12. В музыкальном театре. Балет (Урок путешествия в сказку) Знакомство с театральным творчеством, значения определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.. Слушание: Фрагменты балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Пение: «Здравствуй, гостья зима» Творческое задание: импровизация 13. Давайте сочиним оперу (Урок путешествия в сказку) Музыкальная история про Чиполлино и его друзей. Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.
Чиполлино».
14. Давайте сочиним оперу (Урок игра) Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.
Чиполлино».
Раздел № II Основные закономерности музыкального искусства 15. Волшебная страна звуков. (урок экскурсия) В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
16. Водят ноты хоровод (Урок игра). Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд.
17. Где живут ноты? (урок путешествия) Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).
18. Композитор – исполнитель – слушатель (урок – путешествия) Знакомство с концертным залом. Значение триединства композитора-исполнителя и слушателя Слушание: П.И. Чайковский «Мелодия» Пение: «Музыка» Г. Струве Творческое задание: Вокальная и инструментальная импровизации 19 - 20. Мелодия –интонация-музыкальность Знакомство с Выразительностью и изобразительностью в музыке, интонации как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности – мелодия Слушание: «Утро», «Вечер» Сальманов «Мимолеьности» С. Прокофьев Пение: «Музыка» Г. Струве Творческое задание: вокальная и инструментальная импровизация 21. Музыкальное эхо (урок-загадка) Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки.
22 – 23. Музыкальность картин. Музыкальный лад. (Урок виртуальная прогулка) Знакомство с музыкально-выразительными средствами: окраска настроения и характера – музыкальный лад
24. Музыкальные инструменты. Тембры краски. Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр , выразительные возможности.
25. Легко ли стать музыкальным исполнителем? Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться.
Раздел № III Музыкальная картина мира 26. Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать (урок игра). Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.
27. Ноги сами в пляс пустились (урок-игра). Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте.
28 -29 . Русские народные музыкальные инструменты (урок путешествие). Оркестр русских народных музыкальных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.
30. Весенний вальс. Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Пианино, рояль. Слушание: П. Чайковский «Вальс цветов».
31 -32. В музыкальном театре. В концертном зале Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.
Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям.
33.Но на свете почему-то торжествует доброта (Музыка в мультфильмах) (Урок путешествия в страну мультфильмов) Значение мультипликационных фильмов в жизни детей, музыки в мультфильмах Слушание и просмотр фрагмента м/ф «Улыбка Исполнение песен разученных в течении года по выбору учащихся Требование к уровню подготовки учащихся По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся Личностные результаты: Будут сформированы -мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности - эмоционально-ценностное отношение к искусству; -возможность реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; -позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности. Получат возможность для формирования: -Понимать значение музыкального искусства в жизни человека; - Освоить позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; -Эстетически переживать музыку, понимать роль музыки в собственной жизни Метапредметные результаты: Научатся - строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме; - проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыкального и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; - находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; -участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города) Предметные результаты научатся: - понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; - воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш); - узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, металлофон, аккордеон); - называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо); - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах; - исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; - вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: - исполнять знакомые песни; - участвовать в коллективном пении; - музицировать на детских музыкальных инструментах; - передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения, импровизацию, изобразительные средства. По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся получат возможность научиться: -высказывать собственные наблюдения о музыке; -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения; -разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры); -разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. -участвовать в коллективной творческой деятельности; -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных видах музыки. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися Средства контроля Контроль осуществляется в следующих видах: - текущий, тематический, итоговый. Форма контроля: - устный опрос; - самостоятельная работа; - тесты-презентации; - тест-игра. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов-игр в конце каждой четверти Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся: Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это является основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
- ценностном постижении произведения искусства, образном самовыражении в творчестве -устойчивочти интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желание познакомиться с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве Высокая степень – устойчивое, средняя – перодическое, низкая – эпизодическое проявление интереса к музыке 2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: - выражение положительных чувств, эмоций, переживаний, способность к сопереживанию - высказывание самостоятельных взглядов и суждений (повышенный уровень) - способность к нравственной оценке Высокая степень – устойчивое, средняя – перодическое, низкая – эпизодическое проявление положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке 3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: - способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать (высокий уровень) - способности размышлять о музыкальном образе, особенности музыкально-выразительных средствах Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся Методы музыкального образования и воспитания младших школьников: метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод игры; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; стилевой подход; метод восхождения от частного к общему; творческий метод; метод перспективы и ретроспективы; метод художественного контекста. Список обеспечения УМК: - Музыка. 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. (2 части) - Музыка. 1 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 95, [1]с.: ил. - Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2011. – 207, [1] с.: нот. - Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г. - Музыка. 1 кл.: CD, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г. |