Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения





НазваниеДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
Дата публикации10.08.2014
Размер65.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Духовно - нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
Ревуцкая И. П., классный руководитель 3б класса
«Для воспитания детей нужен  не великий  
            ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».
                                                                                                С.Соловейчик
В основе содержания системы учебников «Школа 2100» заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся - в комплексе учебников «Школа 2100» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа 2100» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Т.е. во-вторых, содержание учебников наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа 2100» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.         

Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.

Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок – диалог, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок – семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия, театрализованный урок. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д..

На уроках литературного чтения я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и знание правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Уроки литературного чтения и окружающего мира формируют творческое мышление, прививают любовь к родной культуре, воспитываются доброта, сопереживание, осмысливаются общечеловеческие ценности, поднимается планка духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития ребёнка.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Это обеспечивает эффективность духовно - нравственного воспитания на уроке? Научность, идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.

Передо мной всегда стоит сложная задача - так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызвала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизма, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. На уроках я использую естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.

Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом. Работая с учебной картиной, можно (после знакомства с её содержанием) обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на творчество. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

Потенциальные возможности урока имеют мощные факторы воздействия на духовность ребёнка: знания о мире; умение воздействовать с миром; ценностные отношения к миру – благодаря, чему личности удаётся подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Я уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconМодуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая...
На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно нравственное воспитание и развитие личности школьника- гражданина России
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconГ. слободского
...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconПлан основных мероприятий, реализуемых управлением образования администрации...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в контексте реализации фгос и фгт
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconШадринск 2011 год Миссия школы
Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,...
Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения iconКонкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и...
В. М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и выступить с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск