Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника





Скачать 201.41 Kb.
НазваниеМодуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника
Дата публикации21.08.2014
Размер201.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
1 слайд

Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника
На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

А значит, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
2 слайд

И для каждого родителя вопрос духовно-нравственного воспитания детей должен является одним из ключевых. Так как к сожалению в наше время в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; недостаточность патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды СМИ разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей и не правильному формированию мировоззрения, отсутствию нравственности.
3 слайд

А это значит, что изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.



4 слайд

Сегодня восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная («Родной край, его история - это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» - Писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.)

Акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

5 слайд

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает - становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
6 слайд

Таким образом, возникла необходимость в возникновении нового учебного предмета, способствующего в развитии духовно-нравственного воспитания личности современного школьника. Министерством образования и науки Российской Федерации был включен новый учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года.

______________

Вводится он с третьей четверти четвертого класса, то есть в начальном звене. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом «обучаемости» и «воспитуемости» младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Мы все знаем и по себе, что детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Над этим стоит задуматься, ведь от этого зависит наш завтрашний день.

Все мы сначала дети, а затем взрослеем и из страны детства все уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Если взглянуть на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Изучив все лучшее, что было наработано в педагогике, ученые новаторы предоставили новый учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который направлен на воспитание физически здоровой души, наполненной  духовной энергией, интеллектуально развитой личности.

_______________
8 слайд

Из опыта работы

Первый год преподавания комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» начался в четвертых классах с января месяца 2011 года. В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей) в нашей школе с 11 января 2011 года осуществляется преподавание одного модуля ОРКСЭ из шести: это «Основы светской этики» (100% обучающихся). Комплексный курс «ОРКСЭ» - первый шаг реализации концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России, которая лежит в основе внедрения новых стандартов.

Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.

Список модулей:

С целью ознакомления и последующего выбора обучающего модуля курса ОРКиСЭ и его введения необходимо предварительно провести родительское собрание, анкетирование обучающихся, их родителей.
8 слайд

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в них воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Необходимо родителей постоянно вовлекать в процесс образования, заинтересовывать, стимулировать.

Родители нашей школы были ознакомлены со всеми нормативными документами. Проинформированы, что учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового предмета носят светский, культурологический характер. Содержание обеспечивает знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.


10 слайд

Цель введения предмета ОРКиСЭ: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

Родители обучающихся серьёзно отнеслись к выбору модуля, так как поняли что значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико и проведение федерального эксперимента, введение нового предмета, направлено на содействие семье и обществу в решении воспитательных, педагогических и моральных проблем.

Родители были озадачены и заинтересованы введением нового курса, что повлекло за собой более углублённое изучение данного вопроса. Они неоднократно пользовались информацией предложенной на стенде оформленном в классе. Изучали выложенный материал в интернете.
10 слайд

Передо мной, как учителем тоже возникла необходимость в повышении своих знаний. С 6.12.2010 по 24.12.2010 года прошла обучение в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Основы религиозных культур и светской этики» в количестве 72 часов. (Удостоверение №6648 от 24.12.10г.)

Ознакомилась со всеми нормативными документами, методической литературой, программой, содержанием учебников. На основе изученного материала составлено тематическое планирование. Разработана серия уроков и внеклассных мероприятий.

И начался кропотливый процесс познаний.
12 слайд

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Очень часто в нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом».

Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями встала проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
13 слайд

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
14 слайд

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
15 слайд

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
16 слайд

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

На начало изучения курса все обучающиеся были обеспечены учебниками «Основы светской этики» и обучающими дисками. Для плодотворного овладения знаниями по изучению ОРКСЭ необходима совместная работа родителей и учителя. В помощь освоения нового модуля были предоставлены книги «Для учителя» и «Для родителя», которые находились в библиотеке в свободном доступе и пользовались большим спросом.
17 слайд

Для коррекции преподавания учителем неоднократно в течение 3 и 4 четвертей использовался метод мониторига, тестирования, анкетирования обучающихся. Проводились беседы, круглые столы, консультации с родителями. На уроках применялись современные методы, приёмы и технологии.

18 слайд

Часть уроков проводилась в компьютерном классе, что в свою очередь подогревало интерес к изучению этого предмета. Несмотря на то, что курс носит безоценочный характер, дети нетолько с интересом слушали и изучали предложенную информацию, но и сами были активными участниками образовательного процесса, используя дополнительный материал. Очень понравилась работа в сборных группах, в парах, «брать интервью», готовить сообщения, выпускать газеты, делиться традициями своей семьи. Новизна материала, совместное изучение с семьёй, нравственная направленность курса способствует сплочению родителей и ребёнка.
19 слайд

По отзывам родителей «учебники и диски помогают в преподавании курса.

Родители также отметили положительные и отрицательные стороны изучения модуля «Основы светской этики».

Положительное: знакомство с особенностями культур, воспитание толерантности, расширение кругозора, развитие диологической речи, активная самостоятельная творческая деятельность, личностно-ориентированный подход.

Отрицательное: требует большой подготовки, отсутствие техники, сложность в восприятии материала.

Учитывая мнение родителей, для облегчения процесса обучения и поддержания обратной связи с родителями была введена рабочая тетрадь, в которой были следующие разделы: словарик, опорный план, рассказ в виде рисунка, рубрика «хочу сказать» - «хочу спросить».
20 фото с уроков из отчёта

В процессе обучения (в период 3-4 четверти) дети получили большой багаж знаний. На основе своих знаний ими были подготовлены презентации на различные темы. Поэтому форма заключительного урока была выбрана: защита творческих работ. В результате все обучающиеся получили «зачёт» по изучаемому предмету и массу положительных эмоций.
21 слайд

В заключении как итог изучения модуля «Основы светской этики» было проведено анкетирование детей (всего - 26):

  • Понравилось на уроках – 24 – 92%

  • Не нравилось: 2 – 8%

  • Что больше всего запомнилось: работать с электронными дисками, просмотр видеоматериалов, интересные уроки, яркие учебники, работа по отдельным темам, работа в парах, в группах, брать интервью, выпускать и защищать свои газеты.

Таким образом итоги анкетирования показывают положительное отношение к новому курсу. Изучение нового курса вызвало некоторые проблемы, но мы понимаем, что любой эксперимент всегда сопровождается трудностями. Тем не менее, можно считать, что изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» интересно и полезно нашим детям, способствует формированию толерантности и развитию нравственных качеств.

Родители с нашим мнением согласны, отметили: «Предмет познавательный, интересный, направлен на воспитание нравственных качеств, терпимости, уважения к людям и к всему окружающему»
22, 23, 24 слайды - три слайда с диаграммами

Для оценки нравственного развития личности была разработана следующая анкета, которая заполняется респондентом.

При ответах на вопросы с 1 по 20 используйте следующие варианты оценок:

1-очень низкая, 2-низкая, 3-средняя, 4-высокая, 5-очень высокая

Оцените значимость для Вас следующих человеческих качеств и чувств:

1. Доброты

1

2

3

4

5

2. Милосердия

1

2

3

4

5

3. Любви к людям

1

2

3

4

5

4. Бескорыстия

1

2

3

4

5

5. Оптимизма

1

2

3

4

5

6. Любви к жизни

1

2

3

4

5

7. Достоинства

1

2

3

4

5

8. Чести

1

2

3

4

5

9. Ответственности

1

2

3

4

5

10. Долга

1

2

3

4

5

11. Верности

1

2

3

4

5

12. Справедливости

1

2

3

4

5

13. Честности

1

2

3

4

5

14. Правдолюбия

1

2

3

4

5

15.Нравственной чистоты

1

2

3

4

5

16. Миролюбия

1

2

3

4

5

17. Патриотизма

1

2

3

4

5

18. Альтруизма

1

2

3

4

5

19. Совести

1

2

3

4

5

20. Сознательности

1

2

3

4

5


Материалы диагностики уровня сформированности нравственных качеств

АНКЕТА                                     

№1 Обведите вариант, с которым вы согласны.http://sh14.oskoluno.ru/level2/register2wht.gif

1.       Если  кто-то  относится  к  тебе  не  очень  хорошо,  то

а)  ты  прощаешь  ему  это,

б)  ты  относишься  к  нему  также.

2.      Когда  кто-то  из  детей  просит  тебя  помочь  на  контрольной,

а)  ты  говоришь,  чтобы  он  сам  все  решал,

б)  ты  помогаешь,  когда  не  видит  учитель.

3.      Если  мама  на  тебя  сердится,  то

а)  у  тебя  ощущение,  что  ты  сделал  что-то  не  так,

б)  ты  думаешь,  что  она  ошибается.

4.      Когда  мама  зовет  тебя  домой,  ты

а)  идешь  сразу  же,

б)  продолжаешь  играть  еще  немного.

5.      Если  ты  знаешь,  что  тебя  могут  наказать  за  что-то,

а)  ты  тревожишься,

б)  тебя  это  не  волнует.
№2) Ответь на вопросы:

-с кем бы хотел подружиться из героев литературных произведений или фильмов?

-почему?

-какие качества привлекают в герое?

- кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

- чем могут помочь телевизионные и литературные герои?
№3) Как бы ты поступил?

-Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.

Что бы ты сделал?

-Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал?

 А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?

№4) ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:

1. Счастье

2. Свобода

3.Мудрость

4.мужество

5.Умеренность

6. справедливость

7 Дружба

8. Добро

9. Зло

10. милосердие

11. Долг

12. Вина

№5)Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

 Как обычно ведет себя ответственный человек?

 Как обычно ведет себя безответственный человек?

 Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

 Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

 Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

№6)  «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

 №7) Найдите ошибки и запишите их количество.

 Текст: « Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок».

Какие ошибки допустил Федя?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРазработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба»
Модуль «Основы светской этики» при правильном подходе позволяет осваивать традиции духовно- нравственного воспитания подрастающего...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconСодержание модуля «Основы светской этики»
Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconРабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и...
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...
Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая воспитания личности современного школьника iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск