Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба»





Скачать 100.31 Kb.
НазваниеРазработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба»
Дата публикации17.07.2014
Размер100.31 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Культура > Разработка урока
Комитет по вопросам образования администрации города Березники

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с УИОП №3»
Городской смотр-конкурс методических разработок

«Сто идей»


Номинация: «Оригинальные сценарии уроков»

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

По теме: « Дружба »

модуль: «Основы светской этики»

(4 класс)


Составила: Пономарёва Е.В,

учитель начальных классов

Березники

2013

Пояснительная записка
В современном мире детей очень часто сопровождает жестокость, ложь, одиночество, непонимание окружающих, что влечёт за собой негативные последствия в развитии личности ребёнка. Введение курса ОРКСЭ в начальной школе продиктовано временем. Уроки по ОРКСЭ формируют у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, предполагается развития воспитания в соответствие с отечественными историко – культурными традициями, ценностями и нормами культуры, что способствует формированию в ребёнке бережного отношения к историческому опыту своего народа.

Модуль «Основы светской этики» при правильном подходе позволяет осваивать традиции духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения в согласии с ценностными нормами отечественной и духовной культуры.

Сегодня дети, увлечённые компьютерными играми, становятся очень часто одинокими и в какой то степени жестоким, не умеют дружить. Они путают понятия «дружба» и «друг», с понятиями «приятель» и «времяпровождение». Зачастую виртуальные друзья заменяют тех, кто находится рядом. Остро возникает необходимость, объяснить учащимся, что только близкий тебе человек, с которым тебя объединяют общие взгляды на жизнь, интересы и эмоциональное родство может быть твоим другом. Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека.

Общение между людьми строится на том, что если ты хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым, стремись больше знать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить.

Данный урок по теме «Дружба» позволяет показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека, отличать дружеские отношения от других отношений, воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости. На примерах художесвтенных произведений рассматривается роль друга в жизни каждого из нас, умение дружить, беречь дружбу.
Аннотация
Конкурсный материал представляет собой разработку урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Дружба» в модуле «Основы светской этики» (4 класс).

Данный урок по теме «Дружба» позволяет показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека, отличать дружеские отношения от других отношений, воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости.

Урок был представлен на Панораме открытых уроков для учителей 4-х классов в 2013 году.

Цель урока: формирование понятий «дружба», «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

Планируемые результаты:

Личностные: выстраивать добрые дружеские отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности

Предметные: сформировать понятие дружба и друг; оценивать поступки людей и выстраивать конструктивные отношения.

Метапредметные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование урока: тетрадь, цветные карандаши, писчая бумага; карточки со словами: дружба, Вини-Пух и Пятачок, Копатыч и Нюша, Маша и Медведь, Крокодил Гена и Чебурашка. Два листа со словами: интересно и неинтересно, кружочки красного и синего цвета.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное чтение, устное высказывание по теме, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

Ход урока


  1. Организационный момент.



Учитель: Прозвенел уже звонок

Пригласил нас на урок

Сядьте тихо и не слышно

И скорей начнём учиться.

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Откройте тетради и прочитайте тему урока.

Ученики: Тема прошлого урока «Альтруизм и эгоизм»

Учитель: Вспомните, что такое альтруизм и приведите примеры; что такое эгоизм и приведите примеры.

Учитель: Известный сказочник Ш.Перро написал сказку «Золушка». Кого в этой сказке можно считать альтруистом, а кого эгоистом? Почему?

Ученики: Альтруистом можно считать Золушку, так как она помогает всем бескорыстно, а эгоистом можно считать мачеху и её дочерей, так как они пользуются трудом других и сами ничего не делают.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Прочитайте на карточках слова (на доске карточки: Крокодил Гена и Чебурашка; Маша и Медведь; Копатыч и Нюша; Вини-Пух и Пяточок)

Что общего между этими героями?

Ученики: Они друзья. Их объединяет дружба.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики: Дружба. Что такое дружба?

Учитель: Об этом мы сегодня поговорим на нашем уроке. Что такое дружба по вашему мнению?

(составляем рябиновую гроздь)

Дружба

ответственность взаимопонимание доверие помощь другу
4. Работа над новым материалом.

Учитель: В течение урока посмотрим, на сколько мы были правы. Откройте тетради и запишите тему урока.

Беседа: На протяжении жизни человек общается и находится в различных отношениях с людьми, которые его окружают. Это его родители, братья, сёстры, родственники, учителя, одноклассники, когда человек становится взрослым, он общается с коллегами. Но даже если человек не обделён общением, он всё равно часто бывает, одинок, если у него нет друзей.

Бельгийский певец Сальваторе Адамо считал: «Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти исчезнуть на время».

Учитель: - Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»?

- Что по вашему мнению значит «друг должен понять и уйти исчезнуть на время»?

(высказывания детей)
Лётчик и писатель Антуан Сэнт Экзюпери писал: «Если человек уважает только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного»
Учитель: А как считаете вы? (высказывания учащихся)

Откройте учебник на странице 32. Найдите определение, что такое дружба? (зачитываем, записываем в тетрадь).

Ваши одноклассницы подготовили для вас стихи о дружбе. Давайте послушаем, а потом ответим на вопросы.
1 стих-е: Подруга понимает с полуслова,

Смеётся и грустит вместе с тобой.

Совет хороший дать всегда готова,

С подругой можно быть просто собой.

Подруга выслушает и утешит,

С тобой разделит планы и мечты….

Спроси – откуда знаю я всё это?

Да потому что у меня есть ты!
2 стих-е: А. Шалагин «Настроение упало»

Парень рядышком живёт,

Всем советы он даёт:

Как правильно играть в футбол,

Как бить, чтоб получился гол,

Как дверь входную открывать

И как обмана избежать.

Я привык к его советам,

И хвалю его за это.

Сам я думать не желаю,

Его советы воплощаю.

Если кто- то слишком вредный,

И совет для него не «полезный»,

Пусть всё сам решает,

На друга не кивает.
Учитель: - Какая бывает дружба? Что может разрушить дружбу?

- Почему от друга мы ждём только полезного совета и помощи? Всегда ли оправдываются эти надежды?

Физминутка: - Сейчас мы поиграем в игру «Это я, это я это все мои друзья»

Кто из вас хочу узнать, с поведением на пять?

Кто из вас не дружит с мылом?

Кто из вас хочу, узнать гостей любит приглашать?

Кто из вас хочу, узнать не любит маме помогать?

Кто из вас поможет другу при решении задач?

Кто из вас при встрече говорит друзьям «добрый вечер»?

Учитель: Дружба имеет свои отличительные черты. Об этом мы прочитаем в учебнике и запишем в тетрадь.

  1. первая черта – избирательность (с. 32, читаем и записываем в тетрадь)

Учитель:- Как выбрать друга? Чем отличается друг от приятеля или знакомого?

  1. вторая черта - бескорыстность (с.33, читаем, записываем)

Учитель: - Что значит поступать бескорыстно?

  1. третья черта – общность интересов (с.33, читаем записываем)

Учитель: - Какие общие интересы могут быть у друзей?

(коллекционирование марок, открыток, чтение книг любимого писателя, увлечение одним хобби и т.д.)

Учитель: - Почему народная мудрость гласит: «друга легче найти, чем сохранить»?

-. Может ли быть много настоящих друзей? (высказывание учащихся)

Учитель: - Если вспомнить великие произведения, то понятно, что настоящими друзьями могут быть два, три человека.. (фильмы «Добровольцы», «Служили два товарища», книга «Три товарища», «Гарри Потер»)

Существуют ли взаимные обязательства в дружбе? Что объединяет друзей? (чтение текста на с.33)

Учитель: Можно ли считать другом того, кто во всём с тобой соглашается, поддерживает и в хорошем деле, и в озорстве, и в хулиганстве?

(высказывание учащихся)

Сейчас мы послушаем рассказы о дружбе, которые приготовили ваши одноклассники.
Три товарища

Автор: В.Осеева

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял..

- Плохо, - сказал Коля. Откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? – спросил Миша.

- Не знаю.. – тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь.

Учитель:- Как вы думаете, кто из ребят поступил как настоящий друг? Почему?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Настоящий друг

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: - Ай –ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимися последним куском.

Учитель: - О чём спросил сын мать орлицу? Что ответила мама на вопрос сына?

- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей? Чем добываются почёт и уважение?

Учитель: - Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?

- Всегда ли надо говорить другу правду, если ему это неприятно?

(высказывания детей)

Учитель: -А как вы думаете, может ли стать другом: родственник или чужой человек? Ровесник или подросток или взрослый человек? Могут ли быть друзьями родители и учителя? (высказывание учащихся).

5. Обобщение нового материала.

Учитель: -А кого можно считать другом?

Ученики: - Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, то есть несёт ответственность за другого.

Учитель: -Что же такое дружба?

Ученики: Дружба – это когда один человек помогает другому бескорыстно и несёт ответственность не только за себя, но и за своего друга.

Учитель: - Давайте сравним о чём мы говорили в начале урока. (Возвращаемся к рябиновой кисти). В чём мы с вами были правы?

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - О чём говорили на уроке? Что такое дружба? Когда дружбу можно считать настоящей? Какую роль играет дружба в жизни человека?

(высказывания учащихся)

Учитель: - Каким же должен быть настоящий друг?

Закончите предложение: «Я хотел бы, чтобы мой друг…»

Дети на листочках пишут свои высказывания под фонограмму песни «Ты, да я, да мы с тобой».

Учитель: - Я проанализирую ваши ответы и на следующем уроке мы составим портрет вашего друга.

У вас на парте лежат кружки красного и синего цвета. На доске листы со словами «интересно» и «неинтересно». Если вам было интересно на уроке, то возьмите кружок красного цвета и приклейте его к листу со словом «интересно», а сели вам, было, неинтересно возьмите кружок синего цвета и также его приклейте к листу со словом «неинтересно».

Спасибо! Вам всем было на уроке интересно. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё отношение к вашей работе на уроке я тоже могу выразить – значком улыбающийся смайлик.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconМетодическая разработка урока «Альдегиды и кетоны»
Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconДепартамент образования администрации кстовского муниципального района
«Основы религиозных культур и светской этики», с приказом департамента образования администрации Кстовского муниципального района...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск