Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»





Скачать 232.25 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»
Дата публикации11.12.2014
Размер232.25 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс
Комитет по образованию администрации Зиминского районасканирование0001

Районный конкурс методических разработок

«Духовно- нравственное развитие и воспитание личности

гражданина России»

Читательская конференция

По творчеству В. М. Шукшина

«Нравственность есть Правда»

Разработала и провела

Учитель русского языка и литературы

МОУ Хазанская СОШ

Анисимова Елена Александровна

2011 год
Цель:

  • углубить и расширить знания о жизни и творчестве В.М.Шукшина

  • обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни

  • проанализировать рассказы В.М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и выступить с отзывом о фильме

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о философской концепции В. М. Шукшина

  • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

  • учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;

  • развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения.

  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные

  • подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.


Форма проведения:

читательская конференция для учеников 10-11 классов
Оборудование:

портрет В.М.Шукшина, выставка его книг, книги о Шукшине, альбомы, папки-раскладушки, сочинения-эссе, синквейны, экспозиции, творческие работы школьников о жизни и творчестве писателя; мультимедийная презентация о жизни Шукшина, демонстрация отрывков из фильма «Калина красная»

Основные проблемы:

  • Какие важнейшие нравственные проблемы поднимает в своём творчестве Василий Шукшин?

  • Против каких нравственных пороков он восстает?

  • Что с нами происходит?

  • В чем причина сегодняшней бездуховности?

  • Возможно ли возрождение человеческой души?

  • Так ли мы живем?

  • В чем он, высший смысл жизни?


Предварительная подготовка:

Творческая группа

  1. Нарисовать иллюстрации к рассказам В. М. Шукшина.

  2. Сделать объемную картину «Дом в Сростках, где провел детство В. М. Шукшин»

  3. Написать эссе, синквейны по творчеству Шукшина

  4. Посмотреть фильм «Калина красная», написать отзыв

  5. Подготовить исполнение песни «Динь-дон, колокольный звон…»

Чтецы

  1. Чтение наизусть стихотворений, посвященных Шукшину

Биографы (работа в паре)

1.Рассказ о некоторых фактах из жизни Шукшина

Исследователи (групповая работа)

  1. Анализ рассказов «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик»

  2. Посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная». Выступить с отзывом о фильме

Техническая группа

  1. Подготовить мультимедийную презентацию

  2. Демонстрация фрагментов фильма «Калина красная»

Анкетирование

Попытка искреннего слова о себе:

1. Довольны ли вы собой и как вам живётся?

2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда?

3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

4. Чем вы особенно дорожите в близких?

Ход конференции

«Нравственность есть Правда…» (В. М. Шукшин)

В этих словах Шукшина не просто эстетический критерий. Это самый надежный жизненный ориентир, ведь правда не может быть безнравственной

Слайд 1 портрет В. М. Шукшина

Учиться понимать человека…

Эпиграф:

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.

В. М. Шукшин.

Учитель: Василий Макарович Шукшин однажды сказал: « В восемнадцать лет самая пора думать, ощущать в себе силу, разум, нежность – и отдать все это людям. Кому же еще? Вот счастье, по- моему. Можно, конечно, принять восемнадцать лет как дар Жизни, с удовольствием разменять на мелочишку чувств, небольших, легко исполняемых желаний – так тоже можно. Тоже будет, что вспомнить, даже интересно будет… Только жалко, ведь это единственный раз! Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро - не успеешь оглянуться, уже сорок. Вернуться нельзя. Можно не пропустить…»

Чтец:

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
(Кондаков)

Творческая группа

( Демонстрирует картину с изображением домика Шукшина)

Биограф1:

Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

Слайд 2 Поповы Сергей Федорович и Агафья Михайловна- дед и бабушка В. М. Шукшина

Биограф 2:

А он родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.

Слайд 3 Мария Сергеевна Шукшина с сыном Василием

Биограф 1:

В 1943 военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.

Слайд 4 В. Шукшин среди учащихся Бийского автомобильного техникума 1946 г

Биограф 2:

С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось.

Слайд 5 В. Шукшин среди учащихся Бийского автомобильного техникума 1946 г

Биограф 1:

В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.

Слайд 6 В. Шукшин в период службы на Черноморском флоте

Биограф 2:

После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

Слово автора

Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”: “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.

Биограф 1:

Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.

Из воспоминаний Шукшина: “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.”

“Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.

Председатель комиссии иронически спросил:

– Белинского знаешь?

– Да, - говорю.

– А где он сейчас живёт?

В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.

Биограф 2:

Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964). Шли по стране его прекрасные фильмы. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шоферы, колхозники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.

Биограф 1:

«Калина красная»- один из любимейших фильмов многих почитателей таланта Шукшина- писателя, актера, режиссера. Мы предложили посмотреть этот фильм Лончаковой Альбине, Загильдееву Станиславу, Малютову Андрею. Сейчас они поделятся своими впечатлениями с нами.

Шукшин встречался с заключенными Бийской исправительной колонии, получал много писем. Фильм получил признание за рубежом)

( Ребята делятся своими впечатлениями о фильме «Калина красная»)

Учитель:

Шукшин всегда с огромной любовью и нежностью, благодарностью и в то же время с чувством вины пишет о матери. Давайте посмотрим сцену свидания Егора Прокудина с матерью из фильма «Калина красная». Играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.

  • Как вы думаете, почему режиссер принял такое решение - утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?

  • Что хотел сказать Шукшин в «Калине красной» смертью Егора Прокудина?

Просмотр отрывка из фильма «Калина красная». Сцена гибели Егора Прокудина.

Учитель:

При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”

Чтец:

В.Высоцкий «Канатоходец»

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!
Посмотрите! Вот он без страховки идёт!
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон – всё равно не спасти!
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.
Он смеялся над славою бренной,
но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шёл под барабанную дробь!
Посмотрите! Вот он без страховки идёт!
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон – всё равно не спасти!
Но – замрите! Ему остаётся пройти
Не больше четверти пути.

Биограф 2 :

Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.

Учитель:

У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: “Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зёрнышка этой беды. Если есть — выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек”.

Задумываетесь ли вы о своих поступках?

Заглядываете ли вы себе в душу?

Всегда ли по-человечески мы поступаем?

Всегда ли мы справедливы и милосердны?

Не равнодушны ли мы по отношению к близким?

Анализ анкет показал, что эти вопросы волнуют вас. На них также пытался найти ответ и Василий Макарович Шукшин.

Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал:“Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”.

Он создал галерею героев, с лёгкой руки самого писателя прозванных “чудиками”. Так кто же он, «чудик», этот обозначенный критикой общим словом герой Шукшина, что в нем такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти потерянное ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?

( В. Г. Распутин «Твой сын, Россия, горячий брат наш»)

Давайте обратимся к рассказу «Чудик»

1. Уточним значение слова «чудик».

По словарю Ожегова: «небывалое, поразительное, выдающееся , удивляющее своей необычностью».

2. Кого в повседневной жизни мы называем «чудиками»?

( Людей, необычных в своих поступках. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение)

3.Синонимы к этому слову: странный, добрый, непутевый, двадцать два несчастья, дурачок.

4. «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось»…

5. Вспомним, в какие ситуации попадает герой рассказа?

(Сцена в магазине, в поезде знакомство с интеллигентным человеком. Кто такой интеллигентный человек? Человек, обладающий большой внутренней культурой, человек умственного труда. Обладающий знаниями. В самолете, на почте, в гостях у брата…)

6. Как в подобных ситуациях повел бы себя обыкновенный человек?

7. Можно ли попутчика Чудика назвать интеллигентным человеком?

8. Какие грани души раскрывает Чудик перед ним? ( Общительность, искренность)

9. Как к нему относятся окружающие?

  1. Расскажите о взаимоотношениях Чудика с братом и его женой .

  2. Понимает ли он сам, как к нему относятся окружающие?

Несмотря на свою простоту, Чудик размышляет над проблемами: В чем смысл жизни? Что есть добро и зло?

  1. Почему только в финале рассказа автор сообщает нам фамилию, имя, отчество героя? ( Василий Егорович Князев)

  2. Докажите, что Шукшин, действительно, наследует и развивает традиции русской классической литературы? ( Исследует характер героя через его поступки, речь героя выступает как средство его социальной характеристики).

  3. Какова роль юмора в творчестве Шукшина?

  4. Как вы оцениваете финал рассказа?

Вывод:

Человек приходит в мир радоваться и удивляться жизни: небу, земле, дождю, людям, песне. Приходит, чтобы творить добро. И когда с грубостью сталкиваются герои Шукшина, в которых не иссяк еще запас теплоты, добра, честности, понимаешь, что это только кажется, что доброта - неотъемлемая часть жизни.

Рассказ «Алеша Бесконвойный»

Перечисление «чудиков» можно продолжать сколько угодно. Они в большинстве рассказов Шукшина, которые читаются то с грустью, то с радостью, а чаще всего с тревогой, и которые все вместе создают пестрое и, однако же, целостное впечатление. Потому что все это отдельные черты одного характера, который Шукшин писал от начала и до конца и который в основном успел написать. Это характер человека свободного и самостоятельного по своей натуре, «бесконвойного», всеми возможными способами и чудачествами старающегося отстаивать свое естественное право быть самим собой, иметь собственное мнение и до всего на свете доходить своим умом и своим опытом. Герой Шукшина характер целен и ограничен, ибо он не дает поставить себя в общий ряд, а живет отдельно и самостоятельно, как и положено жить человеку. И уже тем одним он вызывает расположение к нему и беспокойство по отношению к себе.

  1. Почему Костю Валикова прозвали Алешей Бесконвойным?

  2. Что же он делал в субботу?

  3. Что о герое мы узнали из предыстории? (воевал, был обманут женщиной, жена не понимает, но смирилась)

  4. Каким вам представляется характер Алеши Бесконвойного?

  5. Алеша Бесконвойный, тот самый, что добился топить баню по субботам, разжигает Алеша каменку, смотрит на разгорающийся огонь и: думает: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково».

  6. Согласны ли вы с точкой зрения Валентина Григорьевича Распутина, что «чувство личности, чувство собственного достоинства у героев Шукшина можно назвать исступленным»?

Вывод:

Итак, горячечное чувство личности, перехлестывающее через край благоразумия, - первая и главная особенность, «странность» героя Шукшина.

До него еще никто в литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу, по делу мающейся души. Вот и произнесено слово, одно из главных слов Шукшина-душа. Ведь болит она, душа. Зубы болят к ночи, а душа?

  • Что такое душа?

Из словаря Ушакова Д. Н.

  • Что такое нравственность?

  • Безнравственность?

«Духовность- стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств ».

Из словаря Ожегова:

«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил».

Рассказ «Мастер»

В нем прослеживаются проблемы любви и уважения к человеку; вместе с учащимися осознаём необходимость сострадания, сопереживания, так необходимые любому живому существу. Уточняем литературоведческий термин “рассказ”. Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: “Вот рассказы, какими они должны быть:

1) рассказ-судьба,

2) рассказ-характер,

3) рассказ-исповедь.

Самое мелкое, что может быть, — это рассказ-анекдот. Нет, литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка”. И вот пример — рассказ «Мастер».

Мы продолжаем линию “особенное в людях”: память, совесть, правда, талантливость — по Шукшину.

Проблемная беседа по рассказу «Мастер»

  1. Начинается рассказ сказово: “Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр”.

  2. Что открывает в судьбе героя уже первая фраза? (Это “жил-был” настраивает на необычную историю жизни Сёмки, по прозвищу Рысь, помогает представить портрет героя.)

  3. Каким мы представляем себе Семку? Его характер?

  4. Сам Шукшин не делает выводов, не поучает. Просто поведал историю Сёмки, но какая трагедия открывается за этим?

  5. Так что это, рассказ-судьба, рассказ-характер или исповедь?

  6. Идея красоты его “выпрямила”. А что же сломало?

  7. В чём причина Сёмкиной боли?

Л.Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.

8.  А для Сёмки?

9. Можем ли мы вообразить, какова его дальнейшая судьба?

Вывод:

Рассказ «Мастер» поднимает глубокие нравственные и философские проблемы: что же есть истинная красота, мастерство, какую роль играет творчество в жизни человека?

Характерной особенностью рассказов о "чудиках" является то, что Шукшин изображает своих "странных" персонажей в очень важный для них момент, "застигает" их в час тоски, скандала, обиды или же (что бывает значительно реже) в минуты творческого подъема. Почему так обошлись с "чудиком" и что ему теперь делать? - вот вопрос, занимающий писателя, который любит своих героев за то, что они способны бороться против хамства, вероломства, защищать свое право на творчество, на "научное исследование" и т.п. Он пишет в этой связи: "Герои мои... хотят найти дорогое интересное дело в жизни, не истратить совести, не обозлиться, не иссушить душу"

Звучит песня в исполнении Маши Архипенко « Динь – дон, колокольный звон… »

Рассказ «Крепкий мужик»

Учитель:

Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно. Вы согласны с этим мнением? Идеализирует ли своих героев Шукшин? ( В рассказе «Крепкий мужик» Николай Сергеевич Шурыгин- отрицательный персонаж)

Главное для Шукшина – ни где человек живёт, а как он живёт, какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.

  1. Какое событие всполошило всю деревню?

  2. Как к нему отнеслись жители деревни?

  3. «И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню, собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ»…Расскажите о жизни и гибели церкви.

  4. Каким мы представляем характер Шурыгина Николая Сергеевича?

  5. Сравните жизненную позицию Семки и Шурыгина Николая Сергеевича.

В.Распутин: “Хамство есть способ утверждения личности. Так считалось всегда. И ведёт оно к разрушению личности. Когда человек не умеет проявить себя как личность иным образом, он обращается к животным началам и находит, по-видимому, в этом, несмотря на протестующий голос совести, какое-то удовлетворение. Другими словами говоря, хамство есть признак неразвитости, несостоятельности личности или её деградации…”

Вывод:

Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа — память, совесть, правда).

Вечная тема — борьба добра со злом.

Академик Д. С. Лихачев написал прекрасные «Письма о добром». Они адресованы всем, в первую очередь молодым.

( Импровизированное письмо Лихачева участникам конференции)

Прочитайте, выразите свое отношение :

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных. Конечно, если не перейдена известная грань. Природа в этом смысле сама помогает человеку, ибо она «живая». Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, вырубками, газами, сточными водами… Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении

  • Каждая группа читает составленный заранее синквейн по творчеству Шукшина

  • Собирательный образ героев Шукшина ( на клейких листочках участники конференции записывают черты героев Шукшина, приклеивают к листочку, зачитывают) Например: добрый, чудаковатый, странный, беззащитный, честный, искренний, доверчивый, талантливый, красивый, правдивый…

Чтец:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


(Ю. Левитанский)

Учитель:

Из рабочих записей Шукшина.


“Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

“Добрый, добрый. Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

“Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

VI. Заключительное слово учителя:


Нет с нами писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Голос Шукшина — искренний и мучительно воплощенный, голос человека с растревоженной душой и совестью. Сейчас можно со всей определенностью сказать: это был голос боли народной.

Приложение №1

Отзыв о фильме В.М.Шукшина «Калина красная»

Почему повесть и фильм называются «Калина красная»? Калина – простое дерево, скромное, неяркое. Ягоды калины горькие вначале, яркие позже и только «побитое» морозами, оно вдруг становится ярким, ягоды – сладкими, нежными, тонкокожими.

Калина – это Егор Прокудин («Горе» - горький»). Только побитый жизнью как морозами, он открывается во всей своей красе.

Василий Шукшин, сам выходец из простых людей алтайского села Сростки, свои произведения посвятил «простым» людям. Его повесть «Калина красная» не исключение. Ее главная тема – поиск своего места в жизни, осознание настоящих ценностей. Главный герой Егор Прокудин – вор рецидивист – выходит после отбывания срока из заключения, его душа, как он сам говорит, просит праздника, и вот он начинает разыскивать своих старых дружков, но кого-то он не застал, где-то его встречают в штыки, а воровском притоке весь праздник портит милиция. И вот отсюда-то этот бесшабашный, вечно искавший криминальных приключений ворюга, начинает приоткрываться с другой стороны: когда «Губастый» решает убить хозяйку воровской хаты, Егор останавливает его, и по сути спасает ее, и всех загнанных в угол воров. Проявляется благородство его натуры, неприятие убийства, умение рискнуть собой ради других. И вот теперь ему пригодился адресок, который Егор оставил просто так, на всякий случай, он решает податься к Любе, с которой знаком заочно по переписке. И вот они встретились Люба и «ворюга несусветный». Отсюда для Егора начинается отсчет новой жизни. И оказалось простушка – Люба совсем непростой, а мудрой, она сумела за строчками писем разглядеть настоящую душу Егора, увидеть на фотографии грустные глаза Егора. Сам Егор еще не знает, чего он хочет от жизни, а доверчивая Люба, которую каждый может обмануть, как говорит сам Егор, не так-то легко поддается на обман, она видит сердцем. Как легко она отметает все наносное, напускное в словах Егора, дает понять, что ценит в жизни совсем другое. Это перст судьбы, милость божья, что мятущаяся, начавшая переосмысливать свою душу, встретила на своем пути простых бесхитростных, открытых для всех страдающих людей. Вся предыдущая жизнь Егора была пустой, бессмысленной: он не сделал ничего хорошего, не создал семью, не вырастил ребенка, у него даже нет друзей. Он сам говорит: «Сорок лет прожил, а рассказать нечего». В фильме фоном звучит песня «Постой паровоз…». Действительно вся жизнь Егора «опасная трясина» и «вечная игра». А теперь пришло понимание, что заигрался, а настоящая человеческая жизнь проходит мимо. Раньше для него важны были деньги. «Я бывал богат, как король…», но легкие деньги легко уходили, оставалась нечистая совесть, он двадцать лет не видел мать, потому что: «Как я могу прийти к ней такой?!» Он говорит Любе, чтобы она явилась, как будто из собеса и вручила ей деньги от сына будто бы от организации, потому что как бы ей (матери) не было трудно, она ни за что не возьмет дармовые деньги, и бывая богатым он не может осчастливить родного единственного в мире человека, она не возьмет его «нечистых» денег. В фильме две линии: жизнь Егора в криминальном мире и новая жизнь. В новой жизни его встретили простые труженики, он пока чужой среди них, но они друг другу близки, они угощают его от всего сердца, и вот уже пошла беседа между людьми, кто-то запел про Русь, запел сердцем с надрывом, и беседа смолкла, эти люди едины, они понимают друг друга, чувствуют одинаково, и только от Егора зависит, станет ли он одним из них. Но старая жизнь цепко держит его, он хочет праздника среди своих, считает, что может купить его за деньги. В предвкушении он ведет себя как барин, готовый осчастливить компанию, но видит совершенно чужих, равнодушных, падких на дармовщину людей, понимает что деньги ничто. Трудно, в сравнении, познает Егор даже не жизнь, а самого себя. Его душа жаждет искренности, любви, понимания, прощения. Егор умен, проницателен, много повидал в жизни, но жизнь-то видел с изнанки и сам жил шиворот навыворот. Он быстро разбирается, кто есть кто: Любе он говорит, что она доверчивая очень; так же быстро раскусил Николая – бывшего мужа Любы. («Что ты можешь сделать? Смотришь тут со стяжком, а руки трясутся…»). Не любит ни перед кем пресмыкаться. Выгнал посланца от воров; отказался возить начальство «я как будто в глаза всем заглядываю…». А как открывается его душа при обращении к березкам: нежная, ласковая, способная любить. И если уж он выбрал свой путь, то на мелочи не разменивается; он тверд, верен, постоянен. Кульминация всего – смерть Егора; он знал, что старая жизнь не легко не отпустит, но не хотел чтобы кто-нибудь пострадал от его ошибок. Он отсылает парня – сеяльщика, т.к., знает, что «Губастый» явился не с добром, он знает за грехи надо платить и он готов за счастье платить самою высокую цену. В нем был всегда стержень. Губастый говорит о нем: «Чего его жалеть, он всегда был мужиком, мужиком и остался». Он оказался белой вороной в волчьей стае. Его смерть – это искупление грехов и одновременно жертва за счастье и тех, кто подарил ему это счастье.

Лончакова А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно нравственное воспитание и развитие личности школьника- гражданина России
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconМодуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая...
На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconШадринск 2011 год Миссия школы
Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconПрограмма по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconПрограмма "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconРабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:...
Конкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск