Скачать 174.52 Kb.
|
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г.Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год 1. Информационная часть анализа. Контрольные показатели.
2. Аналитическая часть анализа. 2.1.Обслуживание читателей. Анализ показателей. Исходя из информационной части анализа (контрольных показателей) в 2012-2013 учебном году по сравнению с прошлым годом можно обозначить положительные стороны в работе библиотечно-информационного центра. Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями. Количество читателей увеличилось, во-первых, за счет появления в библиотечно-информационном центре доступа в Интернет, во-вторых, положительная динамика книговыдачи стала возможной благодаря списанию ветхой литературы, морально устаревшей и не отвечающей требованиям современных учебных планов и программ. А также поступлению в библиотечно-информационный центр новой художественной и детской литературы, и большого количества подписки периодических изданий для школьников. Возросший показатель читаемости позволяет сделать вывод о достаточной пропаганде книги в прошедшем учебном году. Качественный показатель обращаемости составил в текущем году 2, что на 0.1 выше, чем в прошлом году, и превышает норму в 2 раза Потребности читателей и их удовлетворение. В 2012-2013 учебном году деятельность библиотечно-информационного центра была направлена на обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно– информационных ресурсов школы на различных носителях, на удовлетворение запросов читателей, на пропаганду лучших книг, оказании помощи администрации и учителям в учебной и воспитательной работе, совершенствование предоставляемых библиотечно-информационным центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды. С этой целью систематически выполнялись библиографические справки, в том числе и с помощью информационных технологий. Учет запросов ведется в журнале. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов и докладов к урокам, при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и школьных методических объединений. Все запрашиваемые справки читателей были удовлетворены. К числу индивидуальных форм работы с читателями относятся беседы различного характера (о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах, о библиотечно-информационном центре и информационных ресурсах). Они имели большое значение, так как позволяли осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы возникает оперативная обратная связь. При проведении бесед о рекомендуемой литературе учитывается содержание книг, уровень читательского развития личности обучающегося, его интерес и характер спроса. Расширение списка рекомендуемой литературы требуют от библиотекаря не только предложения нескольких книг на выбор, но и умения убедить читателя в правильности данного выбора. На протяжении всего учебного года максимально учитывалось разнообразие интересов читателей: школьникам выдавалась художественная и учебная литература для чтения в каникулярное время, педагоги школы обеспечивались педагогической и учебной литературой. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотечно-информационного центра к информации широко осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека, Интернет. С совершенствованием традиционных технологий идет освоение новых. Значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг, повысилось их качество на основе использования оргтехники. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам, обучающиеся могут быстро получить необходимую информацию на свой запрос. Изучение состояния читательского спроса, необходимость максимального удовлетворения запросов читателей позволило сделать следующие выводы: больше всего читатели пользовались электронными энциклопедиями, справочниками, словарями, программной литературой, художественной литературой и периодикой. Работа по привлечению читателей. Детей приобщать к чтению нужно с раннего детства, тогда они с радостью становятся постоянными пользователями библиотечно-информационного центра. И перед библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотечный центр, а способствовать развитию его культуры чтения. Хорошая книга в данном случае рассматривается как элемент, формирующий мировоззрение ребенка. Библиотечно-информационный центр является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекаря, учителей-предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы. Освоение новых информационных технологий позволяет работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает библиотечно-информационный центр особенно привлекательным для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач библиотечный центр укомплектован компьютерами. С целью привлечения читателей в библиотечно-информационный центр используются различные формы и методы работы:
Библиотечно-информационный центр перестал быть просто пунктом выдачи книг. С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:
Кроме того, интернет - технологии расширяют кругозор школьников, найти нужную информацию по разным предметам. В библиотечном центре создана медиатека электронных учебных пособий. При расстановке фонда используется открытый доступ для выбора литературы, так как это дает читателям дополнительные возможности. В читальном зале пользователь может изучить художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки. При индивидуальном обслуживании читателей проводятся консультации, беседы. Каждый школьник учится находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. Используется индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями. Широко раскрыть фонд помогают книжные выставки, которые расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации, составляются рекомендательные списки литературы, буклеты. С целью приобщения обучающихся к активному чтению применяются различные методы:
Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря. Поэтому на протяжении всего учебного года преследовала следующие цели:
Приобщая ребенка к чтению, библиотечный центр не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и реализует более важное дело: защищая его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Главное, читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотечном центре. 2.3. Организация фондов БИЦ. Политика формирования фонда. Главной задачей библиотечно-информационного центра является формирование фонда и обеспечение обучающихся литературой. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие книги приходят в негодность, поэтому требуется постоянное обновление литературы - пополнение и обновление фонда программной, справочной, познавательной, развлекательной литературой. Учет фонда библиотечного центра имеет свои особенности. 1. Фонд библиоитечно-информационного центра отвечает принципу универсальности и комплектуется в соответствии с этим принципом. 2. В целях качественного выполнения образовательной функции особое внимание уделяется сбалансированному комплектованию в соответствии со школьной программой. Работа с фондом художественной литературы. 1. Обеспечен свободный доступ к художественному фонду для всех читателей. 2. Соблюдается правильность расстановки фонда на стеллажах с оформлением разделителей. 3. Ведётся контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий. 4. Ведётся работа по мелкому ремонту книг с привлечением обучающихся. 5. Учет приобретенной литературы. 6. Списание ветхой литературы. Работа с фондом учебной литературы. В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно определяют перечни учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ. Основным принципом формирования заказа является свобода выбора учителем учебников и учебных пособий при оценке обоснованности (правомерности) их использования в учебном процессе в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Общая потребность в пополнении учебного библиотечного фонда лицея на следующий учебный год определялась по его фактическому состоянию с учетом утвержденных на следующий учебный год программ и ежегодной инвентаризации учебного библиотечного фонда и введением новых ФГОС. В школе обеспеченность учебниками – 100 % от потребности. В ходе работы по обеспечению учебно-методической литературой обучающихся совместно с заместителями директора школы, учителями-предметниками были проанализированы нормативные документы, отражающие учет и формирование библиотечного фонда в школе, а также деятельности библиотечно-информационного центра. Проводилась обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки. В течение года проводилось информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. Работа с фондом периодики. Оформлена подписка на газеты и журналы. Для обучающихся – 8 экз., журналов, для педагогов – 11 экз., изданий. Большим спросом у школьников пользуются журналы и газеты: «Абитуриент», «Детская энциклопедия», «Мир техники для детей», «Юный эрудит». Педагоги используют в работе журналы: «Качество образования в школе», «Вестник образования», «Советник в сфере образования» с помощью которых достигается повышение научно методического и педагогического мастерства работников лицея.. Движение фонда. Списана ветхая и морально устаревшая литература (211 экземпляров). Фонд расставлен так, чтобы был более свободный доступ к нему для всех читателей. В течение года проводились: инвентаризация фонда, сверка с бухгалтерией, рейды по проверке сохранности учебников, ремонт книг; работа с задолжниками, прием книг взамен утерянных. 2.4. Информационно-библиографическая работа. В течение учебного года библиотечно-информационный центр осуществлял информационно-библиографическое обслуживание обучающихся и педагогов. Информационно-библиографическая работа строилась в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации. По всем этим направлениям велась большая работа: проводились Дни информации, презентации разного рода изданий, велась разнообразная выставочная работа, издавались многочисленные рекомендательные списки и т.д. Действовал стеллаж «Чудо на книжной полке», который играл большую роль в информировании читателей о деятельности библиотечного центра, знакомил с книжными новинками, предлагал рекомендательные списки для чтения разной тематики. Своевременно вывешивались списки и информационные бюллетени новых поступлений. Организация книжных выставок:
Клуб «Я – читатель!» «Структура книги» (1 классы), «Журналы и газеты для детей» (2 классы), «Рассказы и сказки о животных» (1 классы), «Сказки зарубежных писателей» (2 классы), «Рассказы о детях Носова, Пермяка (1 классы), «Алфавитный и систематический каталог»» (2 классы), «Сказки со всего света» (2 классы), «Сказка – ложь, да в ней намек» (1 классы), «Моя земля – Югория» (2 классы), «Где хранится информация» (1 классы), «Мастера улыбки: В. Драгунский, Н. Носов» (2 классы), «Путешествие по стране С.Я Маршака» (1 классы), «Витаминки от Э. Успенского 2 классы, «Михалков – детям» (2 классы), «Наша Родина – Россия» (1 классы), «Сказки Шарля Перро» (2 классы), Литературная игра «Путешествие по книгам» (1 классы). Уроки библиотечно-информационной грамотности: «Твои первые энциклопедии, словари, справочники» (3-е классы), «Алгоритм поиска информации при подготовке к ЕГЭ» (11-е классы), «Структура книги», Библиографическое и аннотированное описание (7 классы), «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система» (8 классы), «Алгоритм поиска информации при подготовке к ЕГЭ» (11-е классы); «Справочная литература (6 классы), «Структура книги» (4 классы).
Повышение информационной культуры (библиотечные уроки). Повышение информационной и библиотечной культуры – важная задача библиотечного центра. С обучающимися всех классов проведены библиотечные уроки, согласно плану работы на 2012-2013 учебный год, на которых ребята знакомились с основными элементами книги, учились работать со справочной литературой, периодическими изданиями. В целях повышения информационной культуры обучающихся проводились согласно графику библиотечные уроки: 1 классы «Знакомство с библиотекой. Правила пользования». ( цель: познакомить детей с библиотекой, правилами поведения и пользования). 2 классы «Газеты и журналы для младших школьников» (цель: знакомство с периодикой, с историей возникновения газет и журналов). 3 классы «Выбор книг в библиотеке» (цель: научить обучающихся правильно выбирать литературу с учетом их возрастных особенностей). 4 классы « Удивительный мир энциклопедий, словарей и справочников» (цель: познакомить со справочной литературой, научить обучающихся быстро находить информацию). 5 классы «История книги, древние библиотеки». (цель: расширить кругозор обучающихся, познакомить их с библиотеками Древнего Египта, Древней Руси, рассказать о первопечатнике И.Федорове). Справочно-информационная работа. Общее количество библиографических справок за год - 47. Тематика справок:
Рекламная деятельность. Реклама библиотечно-информационного центра: 1. Оформление интерьера библиотечно-информационного центра 2.Красочно оформлен отдел детской литературы для начальной школы. 2.Устная реклама во время перемен, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с учителями, обучающимися, родителями. 3.Наглядная реклама (информационные объявления о выставках, мероприятиях, проводимых библиотекой). 5. Информационные стенды 6.Проведена экскурсии обучающихся в библиотечно-информационный центр. 7. Регулярное оформление тематических и юбилейных выставок, выставок творческих работ школьников, информационных листов. 8. Проведение тематических бесед, обзоров новой литературы, устных журналов, экскурсий по библиотечным полкам. 9. Выходы в классы с различными формами библиотечной работы. 11. Участие в общешкольных мероприятиях 12. Праздник посвящения в читатели Выводы. Анализируя работу библиотечно-информационного центра Лицея им. Г.Ф. Атякшева за 2012/2013 учебный год, можно сделать следующий вывод: библиотечно-информационный центр в течение года оказывал помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов. Оформлялись книжные выставки. Прививался интерес к систематическому чтению не только художественной литературы, но и к периодической печати. Работа библиотечного центра проводилась в соответствии с годовым планом и планом работы школы на 2012/2013 учебный год. Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены. Исходя из вышесказанного, школьный библиотечно-информационный центр ставит следующие задачи на 2012-2013 учебный год: 1. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой. 2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей. 3. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки. 4. Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии; 5. Обучать читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; 6. Наладить более активную и полную работу с родителями; 7. Продолжать повышать свою квалификацию и профессиональный уровень. |
Анализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год «Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы» | Анализ работы школьной библиотеки боу «Кичменгско-Городецкая средняя... ... | ||
План работы школьной библиотеки моу ирмо «Ширяевской сош» на 2012-2013 учебный год Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | План работы библиотеки маоу «Ашапская средняя общеобразовательная... ... | ||
План работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи... Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | План работы библиотеки муниципального образовательного учреждения... Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | ||
Отчет о результатах самообследования за 2012-2013 учебный год Качество учебно-методического обеспечения, библиотечно-информационного обеспечения | План работы библиотеки Центра Образования №1989 на 2014-2015 учебный год. Вводная часть Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | ||
Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год Центра образования в 2012-2013 учебном году с точки зрения эффективности проводимых педагогических мероприятий, выявить и обозначить... | План работы библиотеки моу фировская средняя общеобразовательная... Обеспечение учебно воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | ||
Анализ методической работы При планировании методической работы мбоу... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической... | Фомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013 Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки... | ||
План работы Негосударственного образовательного учреждения «Академический... План работы педагогического коллектива лицея выполнен в соответствии с целью лицея и поставленными задачами на 2012-2013 учебный... | Итоги работы Центра за 2012-2013 учебный год в соответствии с поставленными... В соответствии с поставленными перед коллективом задачами на 2012 – 2013 учебный год, работа «Центра» была направлена на | ||
План работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной... В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям | План работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной... Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в |