Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год





Скачать 174.52 Kb.
НазваниеАнализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год
Дата публикации31.12.2014
Размер174.52 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
Анализ работы

библиотечно-информационного центра

Лицея им. Г.Ф. Атякшева

За 2012-2013 учебный год

 


1. Информационная часть анализа.
Контрольные показатели.

 

год

количество

книжный фонд

 

посещаемость

обращаемость

книгообеспеченность

 

читателей

посещений

книговыдач

учебники

художественная и методическая литература

электронные носители










2011 - 2012

1092

12623

17299

 16191

28896

697

12

1,9

26

2012 - 2013

1179

12164

20649

17118

29013

836

12

2

29





































































































































 

2. Аналитическая  часть  анализа.

 

 
2.1.Обслуживание читателей.
Анализ показателей.

  Исходя из информационной части анализа (контрольных показателей) в 2012-2013 учебном году по сравнению с прошлым годом можно обозначить положительные стороны в работе библиотечно-информационного центра. Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями.

Количество читателей увеличилось, во-первых, за счет появления в библиотечно-информационном центре доступа в Интернет, во-вторых, положительная динамика книговыдачи стала возможной благодаря списанию ветхой литературы, морально устаревшей и не отвечающей требованиям современных учебных планов и программ. А также  поступлению в  библиотечно-информационный центр новой художественной и детской литературы, и большого количества  подписки периодических изданий для школьников.

Возросший показатель читаемости позволяет сделать вывод о достаточной пропаганде книги в прошедшем учебном  году.

Качественный показатель обращаемости составил в текущем году 2, что на 0.1 выше, чем в прошлом году, и превышает норму в 2 раза

                                                                         

Потребности читателей и их удовлетворение.

 

В 2012-2013 учебном году деятельность библиотечно-информационного центра была направлена на обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно– информационных ресурсов школы на различных носителях, на удовлетворение запросов читателей, на пропаганду лучших книг, оказании помощи администрации и учителям в учебной и воспитательной работе, совершенствование предоставляемых библиотечно-информационным центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной  среды.

С этой целью систематически выполнялись библиографические справки, в том числе и с помощью информационных технологий.

Учет запросов ведется в журнале. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов и докладов к урокам, при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и школьных методических объединений. Все запрашиваемые справки читателей были удовлетворены.

К числу индивидуальных форм работы с читателями относятся беседы различного характера (о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах, о библиотечно-информационном центре и информационных ресурсах). Они имели большое значение, так как позволяли осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы возникает оперативная обратная связь.

При проведении бесед о рекомендуемой литературе учитывается содержание книг, уровень читательского развития личности обучающегося, его интерес и характер спроса. Расширение списка рекомендуемой литературы требуют от библиотекаря не только предложения нескольких книг на выбор, но и умения убедить читателя в правильности данного выбора.

На протяжении всего учебного года максимально учитывалось разнообразие интересов читателей:   школьникам выдавалась художественная и учебная литература для чтения в каникулярное время, педагоги школы обеспечивались педагогической и учебной литературой.

Обеспечение свободного доступа пользователей библиотечно-информационного центра к информации широко осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека, Интернет. С совершенствованием традиционных технологий идет освоение новых. Значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг, повысилось их качество на основе использования оргтехники. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам, обучающиеся могут быстро получить необходимую информацию на свой запрос.

Изучение состояния читательского спроса, необходимость максимального удовлетворения запросов читателей позволило сделать следующие выводы:  больше всего читатели пользовались электронными энциклопедиями, справочниками, словарями, программной литературой, художественной литературой и  периодикой.

 

Работа по привлечению читателей.

 

Детей приобщать к чтению нужно с раннего детства, тогда они с радостью становятся постоянными пользователями библиотечно-информационного центра.  И перед библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотечный центр, а способствовать развитию его культуры чтения.  Хорошая книга в данном случае рассматривается как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.

Библиотечно-информационный центр является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекаря, учителей-предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

Освоение новых информационных технологий позволяет работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает библиотечно-информационный центр  особенно привлекательным для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач  библиотечный центр укомплектован компьютерами.                   

С целью привлечения читателей в библиотечно-информационный центр используются различные формы и методы работы:

  • тематические книжные выставки,

  • библиотечные уроки,

  • индивидуальное информирование,

  • презентации новых  книг и журналов,

  • литературные игры,

  • обзоры книг,

  • чтение вслух,

  • использование сети Интернет.

Библиотечно-информационный центр перестал быть просто пунктом выдачи книг. С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

  • совершенствовать письменную речь школьников;

  • пополнять словарный запас обучающихся;

  • формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.

Кроме того, интернет - технологии расширяют кругозор школьников, найти нужную информацию по разным предметам.

В библиотечном центре создана медиатека электронных учебных пособий.

При расстановке фонда используется открытый доступ для выбора литературы, так как это дает читателям дополнительные возможности.

В читальном зале пользователь может изучить художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.

При индивидуальном обслуживании читателей проводятся консультации, беседы. Каждый школьник учится находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. Используется индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.

Широко раскрыть фонд помогают книжные выставки, которые  расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации, составляются рекомендательные списки литературы, буклеты.

С целью приобщения обучающихся к активному чтению применяются различные методы:   

  • мероприятия в игровой форме;

  • «Неделя детской книги»;

  • викторины, конкурсы, турниры знатоков;   

  • расширение открытого доступа к  фондам.

Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря. Поэтому на протяжении всего учебного года преследовала следующие цели:

  • активизация чтения детей,

  • повышение культуры самостоятельного выбора литературы,

  • привлечение в библиотеку новых читателей,

  • повышение статуса  библиотечно-информационного чтения.

Приобщая ребенка к чтению, библиотечный центр не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и реализует более важное дело: защищая его душу,  питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Главное, читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотечном центре.

 
 
2.3. Организация  фондов БИЦ.

Политика формирования фонда.

Главной задачей библиотечно-информационного центра является формирование  фонда и обеспечение обучающихся литературой. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие книги приходят в негодность, поэтому требуется постоянное обновление литературы - пополнение и обновление фонда программной, справочной, познавательной, развлекательной литературой. Учет  фонда библиотечного центра имеет свои особенности.

1. Фонд библиоитечно-информационного центра отвечает принципу универсальности и комплектуется в соответствии с этим принципом.

2. В целях качественного выполнения образовательной функции особое внимание уделяется сбалансированному комплектованию в соответствии со школьной программой.

 

Работа с фондом художественной литературы.

1. Обеспечен свободный доступ к художественному фонду для всех читателей.

2. Соблюдается правильность расстановки фонда на стеллажах с оформлением разделителей.

3. Ведётся контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий.

4. Ведётся работа по мелкому ремонту книг с привлечением обучающихся.

5. Учет приобретенной литературы.

6. Списание ветхой литературы.

 

Работа с фондом учебной литературы.

В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно определяют перечни учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ. Основным принципом формирования заказа является свобода выбора учителем учебников и учебных пособий при оценке обоснованности (правомерности) их использования в учебном процессе в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Общая потребность в пополнении учебного библиотечного фонда лицея на следующий учебный год определялась по его фактическому состоянию с учетом утвержденных на следующий учебный год программ и ежегодной инвентаризации учебного библиотечного фонда и введением новых ФГОС.

 В школе обеспеченность учебниками – 100 % от потребности.

В ходе работы по обеспечению учебно-методической литературой обучающихся   совместно с заместителями директора школы, учителями-предметниками были проанализированы нормативные документы, отражающие учет и формирование библиотечного фонда в школе, а также деятельности библиотечно-информационного центра.

Проводилась  обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки.

В течение года проводилось информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

 

Работа с фондом периодики.

 Оформлена подписка на газеты и журналы. Для обучающихся – 8 экз., журналов, для педагогов – 11 экз., изданий.   Большим спросом у школьников  пользуются журналы и газеты: «Абитуриент», «Детская энциклопедия», «Мир техники для детей», «Юный эрудит».  Педагоги используют в работе журналы: «Качество образования в школе», «Вестник образования», «Советник в сфере образования» с помощью которых достигается повышение научно методического и педагогического мастерства работников лицея..

 

Движение фонда.
 Списана ветхая и морально устаревшая литература (211 экземпляров). Фонд  расставлен так, чтобы был более свободный доступ к нему для всех читателей.

В течение года проводились: инвентаризация фонда, сверка с бухгалтерией, рейды по проверке сохранности учебников, ремонт книг; работа с задолжниками, прием книг взамен утерянных.

 

2.4. Информационно-библиографическая работа.
В течение учебного года библиотечно-информационный центр осуществлял информационно-библиографическое обслуживание обучающихся и педагогов.

Информационно-библиографическая работа строилась в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

По всем этим направлениям  велась большая работа: проводились Дни информации, презентации разного рода изданий, велась разнообразная выставочная работа, издавались многочисленные рекомендательные списки и т.д.

Действовал стеллаж «Чудо на книжной полке», который играл большую роль в информировании читателей о деятельности библиотечного центра, знакомил с книжными новинками, предлагал рекомендательные списки для чтения разной тематики. Своевременно вывешивались списки и информационные бюллетени новых поступлений.

Организация книжных выставок:

  • «День знаний»

  • «Новинки методической литературы»

  • «Дороги без опасности»

  • «Наш любимый Югорск»

  • «195 лет со дня рождения А.К. Толстого»

  • «Бородинское сражение»

  • «130 лет со дня рождения Б.С. Житкова»

  • «Дети. Книга. Чтение».

  • «Учителями славится Лицей»

  • «Как хорошо уметь читать»

  • «Жизнь во имя любви» (к 120-летию М.Цветаевой)

  • «Царскосельский лицей»

  • «Кто живет в лесу»

  • «Большая перемена»

  • «110 лет со дня рождения Е.А. Пермяка»

  • «День народного единства»

  • «105 лет со дня рождения А. Линдгрен»

  • «Сказки со всего света»

  • «По страницам книг Г. Остера»

  • «Права детей»

  • «Моя земля – Югория»

  • «Международный день борьбы со СПИДом»

  • «75 лет со дня рождения Э. Успенского»

  • «Веселое Новогодие»

  • «Книги-юбиляры – 2013 года»

  • «2013 год – год Экологии в России»

  • «Готовимся к предметным неделям»

  • «140 лет со дня рождения Л.А. Чарской»

  • «75 лет со дня рождения В.С. Высоцкого»

  • «Наш Лицей»

  • «Выбери себе профессию»»

  • «В мире книг Ж. Верна»

  • «Готовимся к экзаменам»

  • «На страже Отчизны»

  • «Женский день – 8 марта»

  • «100 лет Сергею Михалкову»

  • «Неделя детской книги»

  • «Сказки Г.Х. Андерсена»

  • «Русский язык – живой как жизнь»

  • «Путь в страну здоровья»

  • «190 лет со дня рождения А.Н. Островского»

  • День космонавтики»

  • «Введение и реализация ФГОС»

  • «Горькая правда войны»

  • «Настоящая сказочница Софья Прокофьева»

  • «День славянской письменности и культуры»

Клуб «Я – читатель!»

«Структура книги» (1 классы), «Журналы и газеты для детей» (2 классы), «Рассказы и сказки о животных» (1 классы), «Сказки зарубежных писателей» (2 классы), «Рассказы о детях Носова, Пермяка (1 классы), «Алфавитный и систематический каталог»» (2 классы), «Сказки со всего света» (2 классы), «Сказка – ложь, да в ней намек» (1 классы), «Моя земля – Югория» (2 классы), «Где хранится информация» (1 классы), «Мастера улыбки: В. Драгунский, Н. Носов» (2 классы), «Путешествие по стране С.Я Маршака» (1 классы), «Витаминки от Э. Успенского 2 классы, «Михалков – детям» (2 классы), «Наша Родина – Россия» (1 классы), «Сказки Шарля Перро» (2 классы), Литературная игра «Путешествие по книгам» (1 классы).

Уроки библиотечно-информационной грамотности:

«Твои первые энциклопедии, словари, справочники» (3-е классы), «Алгоритм поиска информации при подготовке к ЕГЭ» (11-е классы), «Структура книги», Библиографическое и аннотированное описание (7 классы), «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система» (8 классы), «Алгоритм поиска информации при подготовке к ЕГЭ» (11-е классы); «Справочная литература (6 классы), «Структура книги» (4 классы).

  • Работа по программе «От библиотечного порога к знаниям дорога» (5-е классы).

  • Беседа – обзор «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю» (6 классы), Устный журнал: «В мире книг» (6 классы), беседа-обзор «Литература по географии, экологии и природе ХМАО», литературный утренник «Король сказок – Андерсен», Информационные часы: «Детям о правах» (5 классы), правовой брейн-ринг «От Абитуриента до студента» (11 классы)

 

Повышение информационной культуры (библиотечные уроки).

Повышение информационной и библиотечной культуры – важная задача библиотечного центра. С обучающимися всех классов  проведены библиотечные уроки, согласно плану работы на 2012-2013 учебный год, на которых ребята знакомились с основными элементами книги, учились работать со справочной литературой, периодическими изданиями.

В целях повышения информационной культуры обучающихся проводились согласно графику библиотечные уроки:

 

1  классы «Знакомство с библиотекой. Правила пользования».

                      ( цель: познакомить детей с библиотекой, правилами поведения

                       и пользования).

2 классы «Газеты и журналы для младших школьников»

                     (цель: знакомство с периодикой, с историей возникновения

                        газет и журналов).

3 классы    «Выбор книг в библиотеке»

                      (цель: научить обучающихся правильно выбирать литературу с

                      учетом их возрастных особенностей).

 4 классы  « Удивительный мир энциклопедий, словарей и справочников»

                      (цель: познакомить со справочной литературой,

                      научить обучающихся быстро находить информацию).

 5 классы      «История книги, древние библиотеки».

                      (цель: расширить кругозор обучающихся, познакомить их с

                      библиотеками Древнего Египта, Древней Руси, рассказать о

                       первопечатнике И.Федорове).

 

Справочно-информационная работа.

 

Общее количество библиографических справок за год - 47.

Тематика справок:

  • Как появилась мода;

  • Все о деревьях;

  • Золотое кольцо России;

  • Развитие речи у дошкольников;

  • Народный костюм;

  • О дельфинах;

  • Замки Средневековья;

  •  Биографии зарубежных композиторов.


 

 

Рекламная деятельность.
Реклама библиотечно-информационного центра:

1. Оформление интерьера библиотечно-информационного центра 2.Красочно оформлен отдел детской литературы для начальной школы.

2.Устная реклама во время перемен, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с учителями, обучающимися, родителями.

3.Наглядная реклама (информационные объявления о выставках, мероприятиях, проводимых библиотекой).

5. Информационные стенды

6.Проведена экскурсии обучающихся в библиотечно-информационный центр.

7. Регулярное оформление тематических и юбилейных выставок, выставок творческих работ школьников, информационных листов.

8. Проведение тематических бесед, обзоров новой литературы, устных журналов, экскурсий по библиотечным полкам.

9. Выходы в классы с различными формами библиотечной работы.

11. Участие в общешкольных мероприятиях

12.  Праздник посвящения в читатели

 

 

 

Выводы.

 

Анализируя работу библиотечно-информационного центра Лицея им. Г.Ф. Атякшева за 2012/2013 учебный год, можно сделать следующий вывод: библиотечно-информационный центр в течение года оказывал помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов. Оформлялись книжные выставки.  Прививался интерес к систематическому чтению не только художественной литературы, но и к периодической печати.  Работа библиотечного центра проводилась в соответствии с годовым планом  и планом работы школы на 2012/2013 учебный год.

Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

 

Исходя из вышесказанного, школьный библиотечно-информационный центр ставит следующие  задачи на 2012-2013 учебный год:

 

1.   Пополнять фонд новой художественной и детской литературой.

2.   Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

3.   Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки. 

4.    Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии;

5. Обучать читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

6.  Наладить более активную и полную работу с родителями;

7. Продолжать повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.

 

                                                                                        

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconАнализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год
«Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы»
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки боу «Кичменгско-Городецкая средняя...
...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы школьной библиотеки моу ирмо «Ширяевской сош» на 2012-2013 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки маоу «Ашапская средняя общеобразовательная...
...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки муниципального образовательного учреждения...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconОтчет о результатах самообследования за 2012-2013 учебный год
Качество учебно-методического обеспечения, библиотечно-информационного обеспечения
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки Центра Образования №1989 на 2014-2015 учебный год. Вводная часть
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconАнализ работы школы за 2012-2013 учебный год
Центра образования в 2012-2013 учебном году с точки зрения эффективности проводимых педагогических мероприятий, выявить и обозначить...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки моу фировская средняя общеобразовательная...
Обеспечение учебно воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconАнализ методической работы При планировании методической работы мбоу...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconФомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013
Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы Негосударственного образовательного учреждения «Академический...
План работы педагогического коллектива лицея выполнен в соответствии с целью лицея и поставленными задачами на 2012-2013 учебный...
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconИтоги работы Центра за 2012-2013 учебный год в соответствии с поставленными...
В соответствии с поставленными перед коллективом задачами на 2012 – 2013 учебный год, работа «Центра» была направлена на
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной...
В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям
Анализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф. Атякшева За 2012-2013 учебный год iconПлан работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной...
Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск