Скачать 263.01 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий Кафедра библиотечно-информационной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Информационные ресурсы СД. Ф.1 Цикл специальных дисциплин Специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» Квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов» Составитель: Т. В. Беляева, преподаватель Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «30» августа 2011 г. Протокол № 1 Зав. кафедрой М.В. Носырева Тюмень 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса: Формирование у студентов знаний и навыков использования традиционных и новых информационных технологий и умения ориентироваться в информационных потоках и массиве. Задачи курса: - обеспечить знания традиционных и новых информационных технологий; - сформировать навыки поиска и обработки профессиональной информации; - закрепить и углубить представления о разнообразных профессиональных информационных потребностях субъектов информационного рынка; - обеспечить студентам практический опыт создания информационных продуктов и услуг. Требования к уровню освоения содержания дисциплины – Учебная дисциплина формирует навыки для профессиональной деятельности по следующим основным направлениям: - научно-исследовательская; - производственно-практическая; - методическая, информационно-консультационная. Объем курса и виды учебной работы: Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом: На отделении очного обучения дисциплина изучается в течение IV, V, VI семестров. Изучение курса осуществляется в форме лекционных и семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной работы студентов. Общий объем дисциплины – 376 часов (88 часов лекционных занятий, 104 часов – практических и семинарских, 184 часов – самостоятельная работа студентов). Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, прослушавший курс «Информационные ресурсы», должен знать структуру мирового и отечественного рынков информационных продуктов и услуг, ориентироваться в многообразии электронных и традиционных ресурсов в различных отраслях науки и производства. Итоговая форма контроля: семестр IV – зачет; семестр V – зачет; семестр VI – экзамен. При составлении учебно-методического комплекса использованы материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Информационная культура личности» составленного Ю. П. Степановой* __________________________________________________________________ * Информационные ресурсы : учеб.-метод. комплекс для студ. очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность / сост. Ю. П. Степанова ; Челябинская гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – 39 с. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Введение в изучение курса (цель, задачи, основное содержание курса; его место в системе профессиональной подготовки специалистов в библиотечно-информационной деятельности; структура курса). Раздел I Состав и свойства информационных ресурсов Тема 1.1 Мировой информационный рынок и генерация создания информационных ресурсов. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние. Области современного информационного рынка: информация, электронные сделки, электронные коммуникации. Рынок информации как предмет данного курса. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности. Базы данных как основной информационный продукт. Сегментация – важнейший метод изучения рынка информации. Тенденции развития мирового рынка информации. Тема 1.2 Информационные ресурсы: понятие и состав. Определение понятия информационных ресурсов. Характеристика состава информационных ресурсов: опубликованные и неопубликованные первичные документы; библиографическая, реферативная и обзорно-аналитическое продукция; базы и банки данных; компьютерные сети и связи. Типизация информационных ресурсов: по целевому назначению, по форме свертывания, по форме представления, по содержанию, по временному охвату. Тема 1.3 Свойства информационных ресурсов. Особенности информационных ресурсов: неисчерпаемость, постоянный рост объема потока, изменчивость состава информационных ресурсов, сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов, неразрывное единство элементов информационных ресурсов. Их влияние на процессы формирования и обеспечения доступности информации. Возможности информационных технологий в формировании и использовании информационных ресурсов. Недокументированная информация как часть социальных коммуникаций. Использование недокументированной информации (экспертного знания) для прогнозирования и развития информационных ресурсов. Библиотеки, архивы, информационные центры, научные организации, музеи, издательства и другие учреждения, обеспечивающие создание, хранение и использование информационных ресурсов. Мониторинг информационных ресурсов и информационных потребностей в деятельности информационных учреждений. Тема 1.4 Документные печатные ресурсы. Соотношение понятий «документный поток» и «документные массивы». История и методика их изучения. Свойства и признаки документного потока. Влияние типо-видовой, тематической, географической, организацонно- фирменной, издательской, авторской, языковой структуры документного потока на состав и структуру документного массива. Документные массивы. Цели создания и хранения документных массивов. Принципы формирования состава и структуры документных массивов. Документные массивы в системе вторичных источников информации. Тема 1.5 Электронные информационные ресурсы Электронные информационные ресурсы: определение, классификация по виду и физическим носителям. Определение понятия «база данных». Место базы данных в структуре электронных ресурсов. Базы данных как наиболее востребованный вид современных электронных ресурсов. Классификация баз данных: по широте тематического охвата, по профилю предоставляемой информации, по целевому назначению, по способу доступа и т.д. Типизация баз данных в соответствии с предоставляемой информацией: документографические, фактографические, лексикографические и полнотекстовые. Этапы формирования баз данных. Документы, регламентирующие процесс формирования баз данных. Сетевые ресурсы: определение, составляющие (электронная почта, глобальная система телеконференций, онлайновые средства коммуникации, поисковые машин и т.д.). История становления и развития электронных сетей. Интернет как основная электронная сеть Раздел II Формирование информационных ресурсов Тема 2.1 Генерация мировых информационных ресурсов. Состав мировых информационных ресурсов: порталы, банки и базы данных, CD-ROM, ресурсы сети ИНТЕРНЕТ. Деятельность международных и национальных ассоциаций, федераций, комитетов и советов на рынке информации (ЮНЕСКО, IFLA, ECIA, IFIP и др.) Деятельность ведущих зарубежных институтов научной информации и ведущих библиотек: международная служба The Scientific & Technical Information Network, деятельность Института научной информации (США), Library of Congress, National Library of France и др. Глобализация информационных ресурсов. OCLC- центр корпоративной каталогизации и справочного обслуживания. Информационные продукты и услуги OCLC. Ведущие центры автоматизированного информационного поиска (Mead Data Central, Dialog Information Service и др.). Базы данных ProQuest,комплекс корпорации Direct EBSCO Publishing как пример многоотраслевых полнотекстовых баз данных. Крупнейшая полнотекстовая политематическая электронная библиотека Lexis-Nexis. Универсальные журнальные службы как канал доступа к зарубежным периодическим изданиям (PubList, Periodicals.net и др.) – «Book in the press»- источник оперативной информации. Организация национальной библиографии как специфической инфраструктуры информационной деятельности. Международное библиографическое сотрудничество в контексте мирового информационного содружества. Тема 2.2 Структура информационных ресурсов. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) – совокупность научных библиотек и информационных организаций, специализирующихся на сборке, обработке и распространении информации. Цели создания ГСНТИ и принципы ее функционирования. Организационно-функциональная структура ГСНТИ. Деятельность крупнейших национальных информационных центров ВИНИТИ, ИНИОН РАН, ВНТИЦ, Российская книжная плата, ВНИИКИ, ВНИИПИ, НПО «Информкультура» и др. Универсальные библиографические ресурсы РФ: история и современное состояние текущей национальной библиографии. Издания РКП. Сводные каталоги: история, классификация, функции. Классификаторы и рубрикаторы – инструменты изучения предметной области. Система общероссийских классификаторов и рубрикаторов технико-экономической информации, гуманитарной информации. Тема 2.3 Защита информации. Информационная безопасность и защита информации: определения и генезис. Общее и особенное. Субъекты и объекты защиты. Политические, правовые, организационные, программные меры по защите инфрмации и регламентированию ее распространения. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об обязательном экземпляре документов», «О библиотечном деле» Субъекты и объекты правового регулирования. Система авторского права. Информационная безопасность. Защита прав личности на доступ к информации. Защита информации с ограниченным доступом (коммерческой, банковской, профессиональной). Защита информационных систем. Раздел III Особенности информационных ресурсов отраслевых комплексов Тема 3.1 Информационные ресурсы негуманитарных областей науки. Естествознание, техника, медицина: характеристика предметной области. Особенности объектов и предметов исследований в данных областях. Сферы и этапы профессиональной деятельности. Секторы науки. Типы проводимых научных исследований и разработок, фундаментальные, поисковые, прикладные НИР, опытно-конструкторские и технологические разработки. Инновации как конечная цель научно-технической и научно-медицинской деятельности. Особенности документального потока по естествознанию, технике, медицине и его влияние на состав и структуру ИР. Информационные продукты органов НТИ федерального уровня. Информационные продукты федеральных НТБ (ГЦНМБ, ЦНСХБ). Основные направления деятельности Росинформресурса. Традиционные и информационные ресурсы региональных органов НТИ. Основные направления деятельности отраслевых ЦНТИ: АО «Информэлектро», ВНИИ научно-технического прогресса и информации в строительстве и др. Информационные ресурсы историко-научных и историко-технических исследований, их информационные продукты. Зарубежные информационные ресурсы по естествознанию и технике. Традиционные и сетевые источником библиографической информации. Общенаучные, общетехнические и отраслевые библиографические БД (Science Citation Index, Engineering Index, Pascal current Contents, Medline и др.). Деятельность института научной информации США. Базы данных патентной информации в составе STN International. Специфика информационных потребностей. Цели и направления изучения информационных ресурсов: изучение информационного обеспечения различных отраслей и проблем; выявление круга организаций – создателей ИР; оценка и качества ИР и их соответствия информационным потребностям пользователей; информационное взаимодействие специалистов. Тема 3.2 Правовые информационные ресурсы. Правовой информации: определение и управления. Определение и разновидности источников права. Юридические акты как объект изучения и учета. Виды юридических актов. Систематизации законодательства – база для формирования сборников законов. Виды государственных документов. Система издания и распространения нормативно-правовых документов. Официальная неофициальная публикация правовых документов. Типы изданий государственных документов: текущая публикация, сборники материалов отдельных заседаний органов государственной власти, универсальные сводные издания, общие справочники по законодательству, тематические издания государственных документов, издания отдельных документов. Система распространения правовой информации за рубежом. История и современное состояние издания государственных документов в РФ. Юридическая литература как источник правовой информации. Библиографические ресурсы. Парламентская библиотека РФ – центральное звено в системе текущей библиографической информации по праву. Система ретроспективных библиографических пособий в области права. Справочно-правовые системы («Эталон», «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс»). Публичные центры правовой информации. Специфика информационных потребностей. Цели направления изучения информационных ресурсов: изучения информационного обеспечения различных отраслей и проблем; выявление круга организаций создателей ИР; оценка качества ИР и их соответствия информационным потребностям пользователей; информационное взаимодействие специалистов. Тема 3.3 Информационные ресурсы социально-экономической сферы. Особенности объектов и предметов исследований в социально-экономической сфере. Специфика документного потока и массива социально-экономической тематики. Круг потребителей социально-экономической информации и особенности их информационных потребностей. Документные полнотекстовые и фактографические ресурсы социально-экономической сферы. Периодические, продолжающиеся и справочные издания. Библиографические ресурсы: текущие и ретроспективные. Обзорно-аналитические ресурсы. Учреждения, создающие и обеспечивающие доступ к социально-экономической информации: издательства, отраслевые информационные центры (ВНИИКИ, Роскомстат, Центр деловой информации), универсальные (РГБ, РНБ, Библиотека РАН) и отраслевые библиотеки (ВГБИЛ, ГНПБ им. К.Д. Ушинского, ГПИБ и др.), библиотеки отраслевых НИИ РАН (библиотека НИИ Востоковедения, НИИ Мировой экономики и др.), государственные архивы (ГАРФ, РГИА и др.). Базы и банки данных. Сетевые информационные ресурсы. Специализированный портал Social Science Information Gateway – каталог ресурсов сети Интернет по общественным наукам. Web-сайты организаций как источник новостной и фактографической информации. Цели и направления изучения информационных ресурсов: изучения информационного обеспечения различных отраслей и проблем; выявление круга организаций – создателей ИР; оценка качества ИР и их соответствия информационным потребностям пользователей; информационное взаимодействие специалистов. Тема 3.4 Информационные ресурсы сферы художественной культуры. Виды и жанры искусств. Влияние специфики выразительных средств разных видов искусств на отраслевой документный поток. Организационная структура учреждений культуры и искусства. Влияние творческих организаций, НИИ, новых издательских структур на количественный и содержательный состав массива и потока изданий по искусству, художественной литературе и литературоведению. Библиография искусства и художественной литературы (ХЛ): объект, основные принципы и функции. Тенденции развития библиографии искусства и ХЛ. Издание произведений искусства и ХЛ. Влияние технических возможностей тиражирования и распространения произведений ХЛ и искусства на функциональную и видовую структуру массива изданий. Проблемы подлинности, художественной ценности. Сочетание различных видов информации в изданиях и проблема их классификации. Отраслевой документальный поток. Типо-видовая, содержательная, издательская структура. Периодические и продолжающиеся издания. Библиография произведений искусства и ХЛ: история, современное состояние, проблемы. Изография, нотография, дискография, фильмография. Библиография искусствоведческой и литературоведческой литературы. Современное состояние, тенденции развития. Информационные поисковые системы в области ХЛ и искусства. Традиционные и электронные. Сетевые информационные ресурсы в сфере художественной культуры. Web-сайты учреждений культуры и искусства: содержание, оформление, поиск информации. Цели и направления изучения информационных ресурсов: изучения информационного обеспечения различных отраслей и проблем; выявление круга организаций – создателей ИР; оценка качества ИР и их соответствия информационным потребностям пользователей; информационное взаимодействие специалистов. Тема 3.5 Информационные ресурсы учреждений и организаций. Информационные ресурсы организаций и их компоненты: определение, цель, задачи, функции. Классификация информационных элементов: документные, фактографические, объектографические, служебные и др. Отражение внутрифирменной информации в информационных ресурсах учреждения. Типизация документов в зависимости от целевого назначения и выполнение управленческих функций: организационно-правовые, плановые, распорядительные, справочно-информационные и справочно-аналитические, отчетные. Рассредоточенность внутренних информационных ресурсов по структурным подразделениям организации. Основные структурные подразделения – создатели и держатели информационных ресурсов (службы информации, библиотеки, архивы, проектные и технические отделы, маркетинговые отделы и др.). Роль библиотеки и службы информации в формировании информационных ресурсов. Справочно-поисковый аппарат и путеводитель по информационным ресурсам организации (сводная номенклатура). Требования к информационным ресурсам организации. Совместимость информационных ресурсов в пределах организации и их конвентируемость в масштабе отрасли, региона, страны. Создание предметно-ориентированного рубрикатора как инструмент формирования информационных ресурсов организации. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар № 1 Мировой информационный рынок и генерация создания информационных ресурсов Семинар № 2 Информационные ресурсы: понятие и состав. Семинар № 3 Документные печатные ресурсы. Семинар № 4 Электронные информационные ресурсы Семинар № 5 Генерация мировых информационных ресурсов. Семинар № 6 Структура информационных ресурсов. Семинар № 7 Защита информации. Семинар № 8 Информационные ресурсы негуманитарных областей науки. Семинар № 9 Правовые информационные ресурсы. Семинар № 10 Информационные ресурсы социально-экономической сферы. Семинар № 11 Информационные ресурсы сферы художественной культуры. Семинар № 12 Информационные ресурсы учреждений и организаций. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическая работа № 1 Информационные ресурсы: понятие и состав. Практическая работа № 2 Свойства информационных ресурсов. Практическая работа № 3 Управление государственными информационными ресурсами. Практическая работа № 4 Информационное обеспечение потребителя. Практическая работа № 5 Обсуждение результатов работы «Информационное обеспечение темы». Практическая работа № 6 Электронный документ. Практическая работа № 7 Правовые основы создания и использования электронных информационных ресурсов. Практическая работа № 8 Web-сайт как электронный ресурс Практическая работа № 9 База данных как авторитетный информационный ресурс Практическая работа № 10 База данных: разработка технического задания. Практическая работа № 11 Анализ информационного пространства сети Интернет Практическая работа № 12 Информационное обслуживание в электронной среде. Практическая работа № 13 Информационные службы с онлайновым доступом. Практическая работа № 14 Структура и состав мировых информационных ресурсов. Практическая работа № 15 Защита информации. Практическая работа № 16 Сжатие и развертывание информации. Формализация. Практическая работа № 17 Поисковые возможности государственных справочно-правовых систем. Практическая работа № 18 ГСНТИ: современное состояние Практическая работа № 19 Анализ реферата ВИНИТИ Практическая работа № 20 Анализ стандартов системы СИБИД Практическая работа № 21 Информационные ресурсы библиотечной сети России. Практическая работа № 22 Информационные ресурсы архивного фонда России Практическая работа № 23 Информационные ресурсы негуманитарной сферы (естествознание, техника, медицина). Практическая работа № 24 Правовые информационные ресурсы. Практическая работа № 25 Информационные ресурсы социальной сферы. Практическая работа № 26 Информационные ресурсы сферы экономики. Практическая работа № 27 Информационные ресурсы сферы художественной культуры и искусства. Практическая работа № 28 Информационные ресурсы гуманитарной сферы (педагогика, филология и литературоведение) Практическая работа № 29 Внутренние информационные ресурсы организации. Практическая работа № 30 Формирование информационной базы предприятия. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНУ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России : науч.-метод. пособие / А. Б. Антопольский. – Москва : Либерея, 2004. – Вып. 14. – 423 с. 2. Боголюбов, М. М. Информационные ресурсы естествознания и техники : учеб. пособие / М. М. Боголюбов. – Санкт-Петербург, 2000. – 24 с. 3. Годин, В. В. Модульная программа для менеджеров. Т. 17 Управление информационными ресурсами / В. В. Годин, И. К. Кореев. – Москва : Инфра-М, 1999. – 366 с. 4. Гриханов, Ю. А. Библиотечные фонды : стратегия развития : монография / Ю.А. Гриханов, Н. З. Стародубова, Н. И. Хахалева ; Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2008. – 144 с. 5. Дрешер, Ю. Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Дрешер. – Санкт-Петербург : Профессия, 2008. – 464 с. – (Библиотека). 6. Сагитова, Л. К. Информационные ресурсы Росинформкультуры : учеб.-метод. пособие / Л. К. Сагитова. – Москва : Литера, 2009. – Вып. 52. – 128 с. – (Современная библиотека). 7. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. Н. Столяров. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 224 с. – (Профессиональный практикум). 8. Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение региона : специфика краеведческой деятельности библиотек : учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – Москва : Литера, 2009. – 160 с. – (Современная библиотека). Дополнительная литература:
|
Практическая работа №1 Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного... | Рабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения... | ||
Практическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные... Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного... | Информационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)... | ||
Литература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых... «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному... | Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | ||
Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | Программа дисциплины «История исторической науки» для магистерской... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской... | ||
1. Информационные системы и технологии Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский... | Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | ||
Информационное обеспечение нир огма К числу важнейших из них, несомненно, относятся информационная деятельность библиотек; новые библиотечно-информационные технологии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационные технологии в образовании приобретают все большее распространение. Их использование позволяет эффективно применять... | ||
Информационные ресурсы библиотеки мбоу "сош №13" | Электронные информационные ресурсы по физической культуре и спорту | ||
Электронные информационные ресурсы по физической культуре и спорту | Самостоятельная работа: 124 час. Итоговый контроль: экзамен. I. Организационно-методический... Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении цикла обще-профессиональных дисциплин, таких как информационные... |