Скачать 209.54 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УТВЕРЖДАЮ Директор института Г.В. Вершинин ___________________ 30 августа 2011 г. А. Е. Аникин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПОЗИЦИЯ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ)» 3 КУРС, V, VI семестр ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 070602 — ДИЗАЙН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СПО КОД ДИСЦИПЛИНЫ СД.01-02 Всего по курсу: 140 часов из них: 140 часов — аудиторные занятия Тюмень, 2011 Разработчик: Доцент кафедры средового и граф. дизайна ТГАКИСТ ______________________ А. Е. Аникин Рецензенты: профессор кафедры средового и графического дизайна ТГАКИСТ ______________________ Н. С. Макаров профессор, к. арх., зав кафедрой интерьера КГАСУ ______________________ Л. М. Кулеева Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1. Зав. кафедрой ________________ /Н.В. Крамская/ Одобрена учебно-методической комиссией института «___» __________, протокол № __ Председатель ________________ /И.Е.Чердынцева / © А. Е. Аникин, 2011 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 1.1. Организационно-методический раздел 4 1.2. Цели и задачи занятий по дисциплине «Композиция» .. 5 1.3 Требования к уровню освоения содержания курса «Композиция». 6 II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 6 III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КОМПОЗИЦИЯ» 8 IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4.1. Учебники и учебные пособия 11 4.2. Дополнительная литература 11 4.3. Журналы и периодические издания 12 4.4. Программное обеспечение 12 4.5. Иллюстративные материалы 12 V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 13 5.1. Зарубежные поисковые службы 13 5.2. Российские поисковые службы 13 5.3. Бесплатное программное обеспечение 13 5.4. Образовательные ресурсы 13 5.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 14 VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Организационно-методический раздел Программа по учебной дисциплине «Композиция», 3 курс, составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн», базового уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году. На III курсе студенты переходят от общих композиционных заданий к прикладному интерьерному, средовому проектированию, объёмно-пространственному моделированию. Навыки, знания, представления, полученные на I и II курсах, в этот период должны модифицироваться в прикладном направлении. Студентам предстоит от отвлечённого проектного «школярства» перейти к осознанию проекта как прикладной дисциплины, решающей системные: гуманитарные, художественные, утилитарные, технологические и иные задачи. Курс дизайн-проектирования предполагает на этом этапе большую степень социализации, учёт разнообразных социально-культурных факторов, технологических норм и требований. Впервые проектная игра, какою является учебный процесс, приобретает реальные формы, а многообразие внешних ограничений легко может парализовать воображение и способность применить уже приобретённые навыки к новым условиям. Изучение методологии и приёмов работы над интерьером требует знакомства с большим массивом архитектурной и собственно дизайнерской информации, норм, а также технологий, которые способствуют перестройке мышления студентов. V и VI семестры требуют внимательного отношения к студентам, постоянного интерактива с аудиторией и большой педагогической чуткости. В зависимости от уровня учебных групп, их лидеров, складывающейся учебно-творческой ситуации необходимо варьировать приемы подачи материала и творческой работы студентов, помогать им пройти период проектного «приземления». Поэтому предполагаемая программой разбивка на темы и объём выделенных на них часов должны адаптироваться к каждой из учебных групп. Основное внимание предполагается уделять не только системности работы над проектом, но и поиску личных способов творческой работы. Предстоит знакомство с различными методиками проектирования (аналоговой и инновационной; методами синектики, сценирования и другими; техниками ассоциаций и т.д.). Выработка навыков анализа проектных задач, творческого самоанализа, поиска личных методик и планирования работы важны как навыки самопроектирования. В постановке учебных заданий сочетаются широкая вербальная и визуальная информация и проблемная постановка задач. Преимущественный упор делается на интерьерную проблематику и, в связи с ней — по мере готовности — на средовую проблематику в широком смысле слова (элементы ландшафта, витрины и вывески, объекты в городской среде). Полезно представлять интерьер как частный случай проектирования, который имеет разнообразные проявления и внутри себя (например, в разрешении альтернативных проблем), так и в других видах дизайна: в архитектуре, социальном, экономическом планировании, в создании личной и общественной среды обитания, коммуникативных сред и т.д. Этот подход поможет в дальнейшем легче переходить к иным видам проекта, прорабатывать новые проблемы, в том числе комплексные задачи, мегапроекты, массовые формы социального дизайна. Важно фокусировать студенческое внимание не только на прошлом и настоящем проектной практики, но и на решении перспективных задач: гуманитарных, социальных, культурных, экологических и иных. Возможности для этого предоставляются во время установочных лекций, упражнений и т.д. На протяжении годичного курса чередуются теоретические лекционные занятия, проблемные обсуждения, проектные клаузуры. Постановка учебного задания сопровождается рассмотрением аналогов: работ из методического фонда, мультимедийных, книжных и журнальных материалов. Эскизный поиск — от небольших графических упражнений до рабочего проекта чередуются с штудиями, развивающими углубленное понимание проектных методов. В инструментарий студентов вводятся задания, помогающие им выработать собственные творческие приемы, соответствующие индивидуальности: ассоциативные упражнения и морфологические матрицы, концептуальные наработки; составление зональных планов, цветофактурных карт, рабочих графиков; формальные клаузуры; зарисовки классических дизайнерских разработок и конструктивные проработки деталей и аксессуаров. В качестве коротких упражнений предлагаются клаузуры, связанные не только с интерьерным проектированием, но и с развитием графических навыков и пониманием графического языка дизайна. Изучение навыков пространственного проектирования и моделирования дополняется освоением графических навыков и поддерживается рядом специализированных дисциплин, с которыми программа дизайн-проектирования должна координироваться. 1.2. Цели и задачи занятий по дисциплине Композиция (проектирование):
1.3 Требования к уровню освоениясодержания курса Композиция (проектирование).Учащийся по направлению 070602 «Дизайн» должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как: производственно-технологическая, творческая, организационно-управленческая, учебно-методическая и педагогическая, научно-исследовательская, и аналитическая. К концу курса Композиция(проектирование) учащийся должен:
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КОМПОЗИЦИЯ» V СЕМЕСТР, 17 НЕДЕЛЬ Раздел 1.
Интерьеры эпохи модерна (Ф. Шехтель и др.). Работы Ф. Л. Райта: принцип изнутри наружу; «свободный» план, функциональное зонирование. Отношение к материалу, природность целевой установки. Дом «Тугендхат» Миса ван дер Роэ: целостное пространство; единство методики проектирования архитектуры и внутреннего пространства, мебели. Технологические и духовные установки проектирования интерьера в ХХ веке. Интерьеры и архитектура К. Скарпы: скульптурность, вещественность, живописность. Социальные принципы К. Скарпы.
Материалы: бумага ф. А 4, А 3, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика.
Тематика: Художественно-образный язык дизайна интерьера. Функциональные, психологические, антропометрические факторы. Видеоэкология. Символический (семантический) язык форм.
Работы анализируются исходя из внутренних требований ситуации, сравниваются с аналогами. Вводится понятие анализа примерных затрат материалов и средств. Понятие оптимизации факторов. Общее знакомство с ГОСТами, СНиПами. Конструирование небольшого объекта в интерьере.
Разрабатываются отдельные узлы, их примерная конструкция. Уточняются эргономические факторы, визуальные аспекты В обсуждении найденных решений в качестве примеров используется европейские, японские, американские аналоги 1990-х годов (К. Курокава, А. Исодзаки, работы Э. Соттсасса, Ж. Нувеля, Х. Холляйна, П. Айзенмана, М. Грейвза); работы российских авторов - В. Кубасова, И. Виноградского, групп Бионъектор, Меганом и др. Исполнение: планшеты ф. 600х800 мм, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика. Критерии оценки:
VI СЕМЕСТР, 18 НЕДЕЛЬ Раздел 2.
Рассматривается связь общественного интерьера и городской среды, «интерьеризация» общественной среды и «экстерьеризация» интерьера. Понятия комплексного проекта, мегапроекта. Задачи: понимание единства внутренней и внешней сред; опробование мышления большими и малыми пространственными формами, их разработка.
(в зависимости от выбранной темы) витрины, входной группы; вывесок, визуальных коммуникаций и т.д. Задание: Поиск проекций интерьера в городскую среду с помощью дизайнерских объектов и средств.
проектной идеологии (концепции) и программы в форме словесных концепций, морфологических матриц на основе графических клаузур на темы городской среды.
к оформлению записки: рубрикация, ГОСТы. Определение влияния темы на рубрикацию записки. Поиск инновационных приемов презентации проекта, личности автора.
среды общественного пространства. Задачи интерьеризации и продолжения внутреннего пространства во внешней среде. Эскизы элементов внешней среды, проработка масштабов и габаритов, поиск пластики и цвета. Поиск шрифтов и графических приемов. Отработка приемов угловой перспективы («метод архитектора»). Средовые зарисовки и фотографии, аналитические (колористика, ритмика, графика) коллажи. Исполнение: планшеты ф. 600х800 мм, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика.
рабочего проекта. Словесный и графический анализ проделанной работы.
элементами визуальных коммуникаций и внешними средовыми объектами. Внутри темы - небольшие клаузуры по графическому дизайну («объём, пространство и знак», « «пространственный и плоскостной знак»). Исполнение: планшеты ф. 600х800 мм, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика. Вариант: Альбом (портфолио) по итогам проектирования, включающий весь объем проектирования, концепцию, эскизы, аналитические материалы, элементы рабочего проекта; размышления об итогах проделанной работы. Вариант: Возможна мультимедийная презентация. Особое внимание уделяется дизайнерским приемам репрезентации своих идей и решений как графическими, так и мультимедийными средствами. Критерии оценки:
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Учебники и учебные пособия Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. — М.: Арт-Родник, 2006. — 257 с.: ил. Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев. — Тюмень: Институт дизайна, 2005. — 1056 с., 872 ил. Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. — М.: Индекс Дизайн, 2003. — 324 с., — 212 ил. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. — М.: Слово, 2000. Кузнецов И.Н. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. — Мн.: «Мисанта», 2003. — 416 с. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с. (Серия «Психологическая коллекция»). Папанек В. Дизайн для реального мира /Пер. с англ. — М.: Издатель Д. Аронов, 2004. — 416 с.; ил. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, Культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2004. — 672 с.: - ил. Хиллер Б. Стиль ХХ века. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. — 240 с., ил. 4.2. Дополнительная литература Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1982. — 224 с., ил. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 352 с. Воробьёв Г. Г. Твоя информационная культура. — М.: Мол. гвардия, 1988. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. Глазычев В. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство «Европа», 2006. — 320 с. Гропиус В. Границы архитектуры: Пер. с нем. — М.: Искусство, 1971. — 285 с. Дизайн в высшей школе. М.: ВНИИТЭ, 1994. Дизайн в общеобразовательной системе / Составитель А. Устинов. — М.: ВНИИТЭ, 1994. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. — Минск: Харвест, 1999. Жилище // Словарь-справочник. — М., 2000. Иттен И. Искусство цвета. — М.: Д. Аронов, 2001. Кандинский В. Точка и линия на плоскости // Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001. Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994. Купер М. Как понимать язык цвета. — М.: Эксмо, 2004. — 144 с., илл. Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции. — М.:ВНИИТЭ,1993. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Под ред. и с предисловием К.М. Кантора. — М.: Искусство,1971. — 208 с. Розенблюм Е. Художник в дизайне. — М. 1974. Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне: Дизайн — это элегантность, эффективность и комфорт. — М.: Союз дизайнеров России, 2004. — 256 с., ил Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. 4.3. Журналы и периодические издания (читальный зал) DOMUS // Milano (с 1999 г.) ПРОЕКТ РОССИЯ // Москва (с 1995 г.) ИНТЕРЬЕР ДАЙДЖЕСТ МЕЗОНИН ТАТЛИН КАТАЛОГИ, БУКЛЕТЫ, ПРОСПЕКТЫ с образцами мебели, оборудования в читальном зале библиотеки колледжа 4. 4. Программное обеспечение Лицензионное программное обеспечение: — пакеты программ Adobe, Corel, Word, Archicad, Autocad. 4. 5. Иллюстративные материалы
V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 5.1. Зарубежные поисковые службы Google (www.google.com) Bing (bing.com) 5.2. Российские поисковые службы Яндекс (www.yandex.ru) Mail.ru (www.mail.ru) 5.3. Бесплатное программное обеспечение http://www.blender.org/ http://www.3dspacer.com/ ru.openoffice.org Все категории программ (www.download.com) Все категории программ (www.shareware.com) Все категории программ (www.tucows.com) 5.4. Образовательные ресурсы www.znanium.com Электронно-библиотечная система«ИНФРА-М» учебники и учебные пособия; диссертации и авторефераты; монографии и статьи; сборники научных трудов, энциклопедии; научная периодика, профильные журналы; справочники, законодательно-нормативные документы доступные в едином виртуальном пространстве библиотекам, студентам, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу. www.book.ru Популярная электронно-библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы. ЭБС BOOK.ru соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и отвечает требованиям современного читателя. С электронно-библиотечной системой (ЭБС) сотрудничают издательства, специализирующиеся на выпуске учебной литературы для высшего и среднего профессионального образования, в области гуманитарных и технических наук. e.lanbook.ru Ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других издательств. Цель создания ресурса — обеспечение вузов доступом к научной и учебной литературе по максимальному количеству профильных направлений, поэтому ассортимент электронно-библиотечной системы постоянно расширяется и пополняется. www.elibrary.ru Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2200 российских научно-технических журналов, в том числе более 1100 журналов в открытом доступе. www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система, электронные издания, электронные учебники, электронные книги для вузов. http://ru.wikipedia.org/ — свободная энциклопедия 5.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы www.icsid.org www.design-union.ru www.archcenter.org www.icograda.org designersgotoheaven.com/archive art-design.tyumen.ru/ art-design.tyumen.ru/board/topic.php?forum www.kak.ru www.goldenbee.org www.4block.org bibliothequedesign.com/ VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Классы, оборудованные АРМ, 3D-принтером, HD-проекторами, компьютерами, затемнением, экранами с электроприводом, слайд-проекцией; доступом в Интернет. Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами. Книги, альбомы, учебная литература в читальном зале библиотеки. Каталоги оборудования, мебели, установочных изделий, фирм и предприятий на кафедре средового и графического дизайна. Дисковые накопители в компьютерных классах и читальном зале библиотеки, содержащие примерные работы по проектированию, фрагменты литературы по истории и теории дизайна. Методический фонд лучших работ по дизайн-проектированию и дипломных проектов, а также работ российских дизайнеров. Рабочая программа по дисциплине «Композиция» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта СПО по специальности 070602 «Дизайн» в области культуры и искусства базового уровня (рег. №03-0514-Б, утвержден приказом Минобразования 11 ноября 2002 г.) и учебным планом ИАДВИ ТГАКИСТ. Автор ___________________________А. Е. Аникин Согласовано: зав. научной библиотекой __________________________Н. П. Соколова Композиция проектирование 3 курс 5, 6 семестр |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1 | Программа дисциплины "История графического дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Программа дисциплины "История графического дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Урок для 6 класса. Урок-викторина: «Мир графического дизайна» Нетрадиционный урок для 6 класса. Урок-викторина: «Мир графического дизайна» (коллективно-производственная деятельность: «Логотип... | Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности... Охватывает практически все сферы предметного и средового формообразования, формируя новый мир обитания человека. Динамичное развитие... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Категория слушателей: лица без ограничения возраста, не имеющие знаний по основам графического дизайна | Программа дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в... | ||
Программа дисциплины "История архитектуры и интерьера" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа по учебной дисциплине «История культурологии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 033000. 62 «Культурология»,... | ||
Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа учебной дисциплины «Авторское право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 68 Дизайн, на базе фгос... | Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа по учебной дисциплине «Культура Китая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программное обеспечение для решения задач линейного программирования... Граничениями типа меньше или равно. Основой программы служит алгоритм симлекс метода с возможностью вывода результата в виде графического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шрифт основа графического дизайна. Семь чудес света. Могучая кучка. Творчество Рембранта Влияние научно-технического прогресса на... |