Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене





Скачать 198.05 Kb.
НазваниеОрганизация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене
Дата публикации22.04.2015
Размер198.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы


Организация преемственности

в развивающем обучении

в процессе преподавания физики

в основном звене

Педагогический опыт учителя физики

Захаровой Светланы Николаевны

2008г.
1. Актуальность
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  • Содержание образования обогащается развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

  • Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения.

  • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

  • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью, в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества. Для подготовки такого выпускника необходимы образовательные учреждения, способные обеспечить самоопределение, самообразование, саморазвитие личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно – ориентированной самореализации.

Ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования, напрямую соотносятся с целями и задачами, которые ставят перед собой системы развивающего обучения, где развитие ребенка рассматривается как основная цель обучения. Реализация образовательных систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова обеспечивает развитие ребенка как субъекта собственной деятельности, создает условия для успешных личностных достижений в индивидуальном развитии школьника.

С 1999 года работа МОУ СОШ №8 г. Выксы была связана с постепенной и последовательной реализацией системы РО, овладением педагогами новой технологией обучения. Однако с переходом школы на развивающее обучение возникает проблема в сохранении качества содержания, методики обучения при переходе от начального в основное звено. Решением проблемы преемственности школа занимается в рамках областного эксперимента «Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации» под руководством зав.кафедрой педагогики и андрагогики НИРО, члена Ученого и НМЭС НИРО Игнатьевой Г.А.

Анализ учебных программ, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод: достаточно разработанное содержание преподавания для начальной школы в системах развивающего обучения не имеет продолжения в основном звене для преподавания предмета «Физика». Для учащихся, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, разработана экспериментальная четырехлетняя программа по физике В.А. Львовым, однако она требует дальнейшей разработки. В настоящее время разработка технологии и учебников развивающего обучения для основного звена только начинается, практический опыт такого обучения пока ограничен и недостаточно систематизирован. Таким образом, существует главное противоречие между необходимостью создания условий для организации развивающего обучения в основном звене в процессе преподавания физики и недостаточной их представленностью в методической литературе. Данное противоречие явилось условием возникновения моего педагогического опыта «Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене»

Цель опыта: Создание методических условий для развития ученика как субъекта деятельности в процессе обучения физики, через проектирование уроков развивающего типа. Под методическими условиями следует понимать комплекс условий:

  1. конструирование деятельного содержания обучения физики в виде системы учебных задач;

  2. овладение технологией развивающего обучения;

  3. разработка приемов постановки учебных задач, рефлексии;

  4. разработка методики диагностики.

Теоретическую основу моего педагогического опыта составляют работы по теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

На первый план процесса обучения выходит развитие ребенка как процесс становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности. Превращение ребенка в субъект учения, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, составляет основное содержание процесса развития в школьном возрасте.

Цели РО определяют особенности его предметного содержания, методы и формы организации учебного процесса, характер взаимоотношений между его участниками, особенности их общения.

В методическую основу легли следующие дидактические принципы:

  • Принцип развития. Обучение выстраиваются в «зоне ближайшего развития» школьника и учитывает особенности каждого возрастного этапа в становлении личности ребенка;

  • Принцип поиска. В обучении, организованном в форме учебной деятельности, знания не даются в готовом виде;

  • Принцип постановки учебной задачи. Необходимость поиска способа решения новой задачи не диктуется требованиями учителя, учебника или программы, она мотивирована для детей внутренней логикой содержания обучения;

  • Принцип содержательного обобщения. Учитель направляет поисковые действия детей (их пробы, мнения, предложения, вопросы) не на внешние чувственно-представленные, непосредственно наблюдаемые свойства вещей, а на общий принцип их строения. Обобщение строится не через сравнение ряда объектов, а через такое преобразование единичного объекта, которое вскрывает его сущность и поэтому позволяет отождествить его с целым классом объектов;

  • Принцип моделирования. Объект изучения нуждается в особом - модельном способе презентации. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует именно всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ;

  • Принцип соответствия содержания и формы. Для открытия нового способа действия через собственные поисковые действия необходимы особые формы организации совместной учебной деятельности класса и учителя. Основой этой организации является общеклассная дискуссия, в которой каждое высказанное предложение оценивается остальными участниками обсуждения с точки зрения соответствия способа действия достигнутому результату.

Принципы РО определяют основные подходы к обучению, обеспечивают преемственность в работе учителей всех ступений образования, обеспечивают овладение оптимальными формами организации познавательной развивающей деятельности детей и стимулирование развития у педагогов профессиональной рефлексии.

Принципиальная особенность развивающего обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения оно рассматривает их учебную деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения.

Новизна опыта проявляется в том, что методика организации развивающего обучения, хорошо разработанная для учащихся начального звена, усовершенствуется на этапе подростковой школы в процессе преподавания физики, тем самым способствует решению проблемы преемственности.

Ведущая педагогическая идея состоит в проектировании уроков развивающего типа и оперативное управление учебной деятельностью на уроке.

2. Технология опыта

Технология опыта состоит из нескольких блоков.

  1. Конструирование деятельного содержания по физике в виде системы учебных задач;

  2. Проектирование познавательной и учебной деятельности;

  3. Оперативное управление деятельностью на уроке;

  4. Анализ и экспертиза результата деятельности;

  5. Организация внеклассной деятельности с учащимися.

На основе положений теории учебной деятельности В.В. Давыдова, касающихся построения учебного предмета (Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», М., 1996, с.275-282), Игнатьевой Г,А,, Волковой В.О., Шишкиной О.П. были разработаны принципы конструирования деятельностного содержания обучения («Дидактика развивающего обучения», 1998, с.58-59), благодаря которым стало возможно проектирование системы учебных задач по любому курсу в средней школе.

Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и так далее. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача означает только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач. Мною разработано тематическое планирование по физике для учащихся 7 -9 классов через систему учебных и познавательных задач. Такой способ переструктурирования содержания учебной дисциплины обеспечивает возможность решения проблемы преемственности в подростковой школе.

Учебная деятельность – вид деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в различных сферах общественного сознания. Учебная деятельность имеет следующую структуру:

  • актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;

  • определение конечной учебной цели – мотива;

  • предварительное определение системы промежуточных целей и возможных способов их достижения;

  • выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение его модели;

  • действия контроля;

  • действие оценки.


Система развивающего обучения требует от учителя прогнозирования возможных вариантов развития событий, которые обеспечат развитие каждого учащегося в соответствии с уровнем его обучаемости и обученности, и управление учебной деятельности.

Главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения; в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. Поэтому преимущество отдается следующим видам учебно-познавательной деятельности:

  • применение опорных листов;

  • взаимообучение и взаимоконтроль в условиях пар;

  • работа с разноуровневыми тестовыми и программированными заданиями;

  • выполнение заданий практического характера;

  • творческие групповые задания, для подготовки к урокам – моделирования, преобразования модели, отработки открытого способа;

  • оценка учащимися своей работы в условиях рейтингового контроля;

  • зачет, тест, контрольная работа по проверке базовых знаний в различных формах.

Объектом педагогического управления являются процессы, протекающие в образовательной среде, это взаимодействия между ее компонентами: людьми, информацией, формами организации учебного процесса, техническими средствами и энергонасыщенной средой, на фоне взаимодействия с которой протекают все остальные процессы. «Рефлексивность выполняемого действия – неотъемлемое свойство общего способа действия». Наличие рефлексивной способности необходимо и взрослому, несущему ответственность за конечный результат обучения и осуществляющего функцию управления. При отсутствии такой способности результатом попытки оказать «управляющее» воздействие будет не преобразование ситуации, а непредсказуемое изменение ее. В.В. Давыдовым в образной форме представлены основные виды и смыслы управленческой деятельности, понимаемой как целенаправленное преобразование сложной системы. Для ее осуществления от учителя требуется:

  1. целостное видение объекта управления (класса учеников вместе с собой) как самоорганизующейся системы;

  2. личная осознанная включенность в нее, дающая возможность наблюдать и (через рефлексию) осуществлять понимание протекающих процессов;

  3. внутреннее чувство равной значимости всех ее частей (участников), отсутствие априорной жесткой установки (готового управленческого решения или намеченной внесистемной цели), запрет на навязывание своих собственных приоритетов;

  4. целенаправленное создание условий для «посева» или терпеливое ожидание подходящего момента, если настоящая ситуация неблагоприятна для этого;

  5. «подбор семян» - т.е. соответствующих форм деятельности или подходящих «упаковок» информации;

  6. «выращивание»: длительное личное участие в каждой возникшей форме деятельности;

  7. знание сроков «сбора урожая»: способность угадать момент, когда уже можно «подводить итоги», «оформлять результаты» и т.п.

  8. поддержание в себе открытости и восприимчивости к воздействиям со стороны остальной части системы.

Кратчайший путь к управлению сложной развивающейся системой, какой является учебный класс – самоуправление. Учителя в такой самоорганизующейся, самоуправяемой среде должны выполнять роль лидеров, а не «начальников», и каждое преобразование начинать с себя.

Основной организационной формой обучения остается урок. Но он приобретает иной характер по своей внешней форме и структуре. Урок строится в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной задачи.

Развивающее обучение требует специального построения урока, и применение методов, организующих самостоятельную работу учащихся. РО – это опыт реализации нового понимания совместного проектирования учебной деятельности, где ученик взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогами.

Типология уроков в развивающем обучении строится на структуре учебной деятельности и в связи с этим различают следующие типы уроков:

  • постановки учебной задачи,

  • планирования

  • преобразование условий учебной задачи,

  • моделирования,

  • преобразования модели,

  • отработки открытого способа,

  • контроля и оценки.

Возможно слияние различных типов уроков.

Поисково-исследовательский урок - основная организационная форма развивающего обучения.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся


Постановка учебной задачи

Организует принятие цели урока учащимися и перевод ее в цель-мотив

Обнаруживают дефицит знаний и умений, способностей для решения предложенной учителем конкретно-практической задачи, на основе чего формулируют учебную задачу как обобщенное задание, а также цель предстоящей деятельности

Преобразование условий учебной задачи

Организует и непосредственно участвует в коллективном поиске существенного отношения исследуемого объекта, вводит необходимую информацию

Изменяют условия решаемой задачи так, чтобы обнаружить существенное отношение исследуемого объекта

Моделирование

Обеспечивает фиксацию найденного существенного отношения исследуемого объекта в знаково-символической форме, организует и управляет обсуждением моделей

Фиксируют выделенное путем анализа действий с исследуемым объектом существенное отношение в знаковой форме, обсуждают модели, построенные другими учащимися, выбирают те, которые позволяют обнаружить и представить это отношение в наиболее общем виде

Преобразование модели

Осмысливает новое понятие (общий способ действий), которое должны открыть и освоить учащиеся, управляет их действиями

Формулируют новое понятие (общий способ действий), фиксируют формулируемое в письменной форме.

Отработка открытого способа действий

Определяет границы приме-нимости способа и организует выявление частных проявлений существенного отношения исследуемого объекта

Решают конкретно-практические задачи и устанавливают взаимную адекватность общего способа решения учебной задачи и научного понятия, в котором обобщены не только фактическое знание об определенном объекте, но и способ деятельности.

Контроль над выполнением учебных дейст-вий; оценка усво-ения общего спо-соба деятельности как результата решения данной учебной задачи

Организует контрольно-оценочные действия учащихся, для этого ставит задачу контроля и оценки, выделяет ориентировочную основу, в которой фиксируются состав и последовательность операций по решению учебной задачи, организует сам процесс контроля и оценки, создает атмосферу взаимного доверия.

Анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи, устанавливают степень адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи, осмысливают свои способности, меру собственного участия в учебных действиях.


Основные умения учащихся в развивающем обучении:

  • видеть и формулировать проблему;

  • анализировать факты, работать с различными пособиями;

  • выдвигать гипотезы;

  • осуществлять проверку правильности гипотез;

  • формулировать выводы;

  • отстаивать свою позицию при участии в дискуссии.

Основные элементы педагогической деятельности учителя:

  • создание проблемной ситуации;

  • постановка проблемы и ее выявление;

  • организация и управление познавательной деятельностью учащихся;

  • подведение итогов работы – организация дискуссии, само- и взаимооценка деятельности учащихся.

Особым приемом анализа урока и наблюдения за учебной деятельностью, при котором одно и то же содержание рассматривается с разных позиций (учителя и ученика), является интерпретация. При экспертизе урока она выступает в роли уникального средства оценки уровня сформированности учебной деятельности и осуществления внутришкольного контроля за УВП на всех ступенях обучения.

Под развивающим эффектом в РО подразумевается интегральная характеристика уровня сформированности основных психологических новообразований личности учащегося. Для педагога понятие развивающего эффекта определяется как интегральная характеристика уровня сформированности компонентов профессиональной компетентности. Под профессиональной педагогической компетентностью понимается единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности. Содержание теоретической готовности учителя составляют аналитические, рефлексивные, прогностические, проективные умения, а содержание практической готовности учителя – мобилизационные, развивающие, ориентационные, коммуникативные, организаторские и информационные.

Система диагностики развивающего эффекта состоит из трех блоков:

  • предметная диагностика (направленная на определение уровня сформированности теоретического мышления);

  • психологическая диагностика (направленная на выявление способности к групповому взаимодействию, уровню мотивации, тревожности и т.д.);

  • комплексная диагностика (направленная на определение уровня сформированности учебной деятельности).

Во внеурочной деятельности по предмету в качестве одного из средств решения собственных задач подростка распространение получила современная образовательная технология – метод проектов. Ученические проекты как специфический вид исследовательской деятельности условно делят на три группы: по содержанию – это монопредметные и межпредметные; по цели – это стартовые, опережающие, рефлексивные и готовые; по субъективной соотнесенности – это индивидуальные, парные, групповые и коллективные. Сохраняя поисково-исследовательский характер учебной деятельности и формируя эффективные способы работы с различными источниками информации при проектировании, учащиеся выполняют проектные работы, пишут рефераты. Метод проектов – это путь «перехода от обучения к самообучению или от обучения к учению с помощью взрослого». Внеклассные мероприятия, проводимые в ходе декады естественных наук, способствуют повышению интереса к изучению предмета «Физика», развитию творческих способностей учащихся.
Перспективность данного опыта связана с осознанием новизны, с возможностью практического применения полученных результатов в массовой школе.

3. Результативность.

Технология развивающего обучения используется мною на уроках физики на протяжении 7 лет. Применение данной технологии позволяет решить проблему преемственности между начальным и основным звеном, сохранить количество отличников и хорошистов, способствовать дальнейшему развитию учащихся. Неуспевающих в классах развивающего обучения нет.

Мониторинг результативности учебного процесса по физике за период с 2001г. по 2007г. наглядно показывает высокий уровень качества знаний учащихся.
Учащиеся показывают высокий уровень знаний на протяжении всего наблюдаемого периода. Показатель результативности выше в 7 и 8 классах, что объясняется возрастом детей, присущей данному возрасту любознательностью, интересом к естественным дисциплинам. В 9 классе показатель снижается из-за психологических возрастных изменений и материал программы более сложен для осознания учащихся. Мои ученики продолжают успешно и стабильно обучатся в старших классах.

С целью изучения развития учащихся, обучающихся по системе РО, взяты следующие параметры: школьная тревожность, интеллектуальное развитие, характер мотивации деятельности, психологический климат коллектива.
Уровень развития познавательной мотивации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


Изучение характера мотивации деятельности позволяет сделать вывод о положительном отношении учащихся к процессу обучения.

Динамика развития познавательной мотивации за время обучения в школе
Перейдя из начальной школы в среднюю, 82% учащихся класса сохранили достаточно высокий и устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе. У них не было резкого скачка при переходе с одной ступени обучения на другую. Во время подросткового кризиса дети стали жить по другим психологическим законам. Ведущим видом деятельности стало общение со сверстниками, и это снизило показатели учебной мотивации. Далее дана положительная динамика к увеличению количества учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации, преобладает мотив достижения цели, что обусловлено профессиональным самоопределением.
Уровень личностной тревожности
Анализируя результаты диагностики уровня тревожности, отмечаем, что наблюдается положительная динамика к её снижению в самых значимых областях школьной жизни: в ситуациях проверки знаний, самовыражения.

Учащиеся эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, включены в различные учебные ситуации и не испытывают страха. Это способствует гармоничному развитию и успешному обучению.

Интеллектуальное развитие учащихся

Показатели интеллектуального развития учащихся остаются достаточно стабильными, преобладают дети с умственным развитием, соответствующим возрасту. Они коррелируют с успеваемостью учеников.

Учащиеся классов развивающего обучения принимают активное участие в конференциях, семинарах, фестивалях и т.д. Работа по использованию научно-популярной литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов по физике расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к предмету. Учащиеся являются победителями районных викторин «Хочу все знать» (2005–2006 уч.г. - 2чел., 2006–2007 уч.г. - 2чел.), дипломантами областного слета «Дети. Техника. Творчество.» (2005–2006 уч.г. - 2чел., 2006–2007 уч.г. - 1чел.). Учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах по физике (2004г. – I место, 2005г. – II, III места), являются участниками Межрегиональной заочной олимпиады по физике (2007г., 2008г.).

Работа в классах развивающего обучения вызывает необходимость повысить профессиональный уровень самому учителю, широко используя дополнительные знания в области педагогики, психологии и специфики предмета. Используемая технология, позволяет педагогам самостоятельно и осмысленно проектировать ситуации развития и создавать условия для развития своих учеников.

Опытом своей работы систематически делюсь с учителями начальной школы и учителями-предметниками, организую заседания мастерской учителей-экспериментаторов школы, участвую в заседаниях районного методического объединения учителей физики, в семинарах различного уровня. Стала участником проблемно-проектного семинара «Образовательная программа: Профессиональное развитие педагогов и руководителей образования» (НИРО, 2005г.), областного научно-практического семинара «Проектирование программы развития образовательного учреждения (НИРО, 2004г.), приняла активное участие в подготовке и проведении международного семинара по обмену опытом в начальной школе (г. Выкса, 2005г.), областного методического семинара «Сотрудничество в системе развивающего обучения Л.В. Занкова» (г. Выкса, 2007г.), областного научно-практического семинара «Презентация модели диссеминации инновационного опыта кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО» (г. Кстово, 2007г.). Выступила на педагогических советах: 2005г. – «Результативность развития и саморазвития ученика и учителя в процессе построения самообучающейся организации», 2007г. – «Моделирование современного урока в старшей школе», 2007г. – «Инновационные школы Нижегородской области», семинаре зам. директоров школ по УВР с обзором выставки «Инновационный опыт педагогов школы»- 2007г. Провела заседание РМО учителей физики по теме «Технология обучения как учебного исследования» (2004г.), выступила на заседании РМО по теме «Работа с одаренными детьми» (2004г.). Поделилась опытом работы на конференции «Проблема преемственности при переходе из начального в среднее звено школы в системе общего развития Л.В.Занкова», организованной кафедрой педагогики и образовательных технологий НИРО и ФНМЦ им. Л.В. Занкова г. Москвы (2005г.), на районной учительской конференции (2006г.). Являюсь участником Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогических идей» (2007г., 2008г., 2009г.).

В 2007-2008 , 2008-2009 уч. годах в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» награждена грантом Губернатора Нижегородской области.

В ходе работы в классах развивающего обучения мною разработаны:

  • тематическое планирование по курсу "Физика" с 7 по 9 классы через систему учебных задач;

  • проекты и конспекты уроков 7 – 9 классов по данному предмету;

  • карты личностного роста для учащихся 7-9 классов;

  • инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся.

За время работы достигнуты положительные результаты. Технология развивающего обучения нашла поддержку 22 педагогов школы. Происходит перестройка и совместное конструирование оптимальной структуры организационных связей: учитель перестает быть объектом переподготовки, а становится ее субъектом. Складывается новый тип отношений между учеником и учителем, идет процесс сотрудничества и сотворчества, развитие творческой инициативы каждого члена коллектива. В школе развивающего обучения учитель должен быть конгениален ученику и задавать такой потенциал развития, который превосходит любую культуру и образовательную норму.


Список литературы

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Материалы для слушателей курсовой подготовке учителей начальной школы. М., 2003.

  2. Давыдов В.В. теория развивающего обучения. М., 1996.

  3. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. М., 1997.

  4. Джуринский А.М. «Развитие образования в современном мире» М., 1999.

  5. Зверева Н.М. Практическая диагностика для учителя: учебное пособие. М., 2001.

  6. Игнатьева Г.А. Статья. Проектный эксперимент в системе постдипломного образования педагогических кадров.

  7. Игнатьева Г.А., Дмитриева В.В., Шишкина О.П. Преемственность в развивающем обучении. Нижний Новгород, 2000.

  8. Игнатьева Г.А., Волкова В.О., Шишкина О.П. Дидактика развивающего обучения. Н.Новгород, 1998.

  9. Игнатьева Г.А. Статья. Проектирование деятельностного содержания обучения биологии.

  10. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Статья. Проектирование учебной деятельности на уроках различного типа, 2004.

  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. М., 2002.

  12. Сборник материалов: реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 классы). М., 1996.

  13. Система Л.В. Занкова в тульских школах. Сборник материалов из опыта работы учителей. Тула, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПояснительная записка роль и место дисциплины в образовательном процессе
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 10
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 12
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПояснительная записка рабочая программа для студентов 5-го и 6-го...
Рабочая программа для студентов 5-го и 6-го курсов педиатрического факультета составлена с учетом преемственности в обучении будущих...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconГ. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина о развивающем обучении, Г. П. Щедравицкого и Ю. В. Грамыко о мыследеятельностной педагогики. А также...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconМетодическая неделя «Урок в рамках преемственности в обучении на...

Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене icon§ из истории дореволюционной методики физики
П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные, а также дети, живущие в детском...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком и сформированные универсальные учебные действия станут фундаментом...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрактическое преломление принципа преемственности: методика преподавания...

Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconУрок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи
Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное...
Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания физики в основном звене iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс воспитания – многофакторный, в этом его сложность. В обучении же успешность определяется в основном учителем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск