Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.02.2014
Размер69.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы

Автор: Титорова И.В., учитель информатики МБОУ «Лицей № 89» г.Кемерово

Задачная форма обучения как форма системно-деятельностного подхода

(на примере предмета Математика).


Титорова И.В., учитель информатики, лицей № 89, г.Кемерово.


Задачная форма обучения как форма системно-деятельностного подхода 1

(на примере предмета Математика). 1

1. Введение. 1

Данное выступление основана на работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о развивающем обучении, Г.П. Щедравицкого и Ю.В. Грамыко о мыследеятельностной педагогики. А также на собственном опыте работы в системе РО и в МД-педагогике. Тема выступления «Задачная форма обучения в системно-деятельностном подходе (в рамках предмета Математика)». 1

2. Понимание задачи в традиционной школе и в в системно-деятельностном подходе. 1

3. Арифметический квадратный корень. 3

4. Демонстрация задачной формы на примере понятия
арифметический квадратный корень. 4

5. Список литературы. 5



1. Введение.

Данное выступление основана на работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о развивающем обучении, Г.П. Щедравицкого и Ю.В. Грамыко о мыследеятельностной педагогики. А также на собственном опыте работы в системе РО и в МД-педагогике. Тема выступления «Задачная форма обучения в системно-деятельностном подходе (в рамках предмета Математика)».

2. Понимание задачи в традиционной школе и в в системно-деятельностном подходе.


В педагогической культуре существует теория развивающего обучения Эльконина – Давыдова. В ней ставится задача формирования теоретического мышления ребенка через решение им учебных задач. В моем выступлении я постараюсь раскрыть и продемонстрировать задачную форму обучения.

В.В. Давыдов в своей лекции, которую он читал в КемГУ в 1994 году, приводил пример, в котором ребенку необходимо было решить некоторую предметную задачу – управляя рычажками провести игрушку через лабиринт, причем ребенку не было известно, за какое направление отвечает каждый рычаг (рисунок 1). Некоторые дети начинали решать ее, и методом проб и ошибок научались проводить игрушку через любой лабиринт (по словам Давыдова на это уходило около 20-25 попыток). А некоторые дети вначале просили поставить фигурку на свободное поле и пытались понять зависимость между движениями рычажков и движением фигурки, а после того, как такие закономерности ребенок устанавливались, ребенок безошибочно проходил любой лабиринт.

Каждый учитель на своем предмете постоянно сталкивается с такими разными способами решения задачи. В первом случае – это перебор известных способов решения. Во втором – это выделение некоторого существенного отношения, анализ и работа с ним. Покажем эти два способа на решении математической задачи: «Дана геометрическая фигура (рисунок 2), необходимо разрезать ее так, чтобы из полученных частей сложить квадрат.

Возможен первый подход – раз задача «разрезать» фигуру, то будем предлагать различные варианты разрезания и складывания данной фигуры (рисунок 3) Легко убедиться, что ни один из предложенных вариантов не приводит к успеху.



Возможен другой подход – перестать разрезать! Необходимо перевести задачу из предметной плоскости в теоретическую, перевести ее в плоскость математики:

- Что общего между исходной фигурой и квадратом? У них одинаковая площадь.

- Площадь искомого квадрата равна пяти исходных квадратиков.

- Значит, сторона квадрата должна равняться .

- Значит, в исходной фигуре нужно найти отрезок длиной .

- Это не может быть не один «прямой» разрез. - иррациональное число.

- Разрез должен быть по диагонали.

Теперь, когда идея задачи выделена, осталось правильно разрезать (рисунок 4).



И первый (эмпирический), и второй (теоретический) подходы при решении задач имеют место быть. И тот, и другой способы могут быть эффективным в различных ситуациях. Подчеркну лишь, что это разные способы. Назовем первый – традиционным. Для того чтобы ребенок присвоил этот способ, нужно, как в примере В.В. Давыдова «нарешивать» однотипные задачи. Но как вырастить вторую способность? Мы считаем, что для этого и необходима системно-деятельностный подход.

Задачная форма организации предметного материала состоит из пяти этапов:

  1. решение предметной задачи

Берется одна предметная задача, в которой спрятано некоторое понятие, которое должен освоить ребенок. Желательно, чтобы эта задача соотносилась с историческим контекстом, была подобна той, что решали люди сформировавшее искомое понятие.

  1. анализ, выделение главного отношения

В ходе групповой работы ученики при помощи учителя должны выделить в предметной задаче искомое теоретическое понятие.

  1. моделирование

Понятие обязательно должно быть переведено в рисунок, схему. Необходимо заметить, что такая способность перевода объекта с одного знакового языка на другой является одной из фундаментальных психических способностей человека.

  1. варьирование модели

Необходимо выстроить действия, которые можно выполнять с данным понятием, оно должно стать для ребенка «операционным».

  1. контрольно-оценочный акт

Решение частных задачи для рефлексии освоенного способа и приобретения навыка использования построенного теоретического понятия.

3. Арифметический квадратный корень.


Рассмотрим, как можно строить понятия в задачной форме обучения на примере темы "Арифметический квадратный корень".

Вы можете вспомнить и объяснить что такое квадратный корень сейчас?
Многие окончившие школу скажут: "Что-то связано с возведением в квадрат", некоторые "", кое-кто ()2 = a, иногда решают иррациональные уравнения, но воспроизвести текст, что арифметический квадратный корень есть неотрицательное число, квадрат которого равен подкоренному выражению, т.е. =b, следовательно b 2 = a, это могут единицы.

Зададимся вопросом, почему символ имеет такое сложное название: арифметический квадратный "корень"? Термин "арифметический" произошел от греческого ariqmoz, что означает число (неотрицательные, целые или дробные). Но число не как знак, а как характеристика какой-то величины. Какой? Термин квадратный - это не просто а2. Имеет ли он (термин) отношение к фигуре "квадрат"? Оказывается, еще в древности решались две задачи: вычисление площади квадрата и нахождение стороны квадрата по известной площади.



Из позднелатинского языка radix - корень и первая измененная буква r перешла в современный знак .

Обратимся к определению в учебнике. "Арифметический квадратный корень из числа а есть неотрицательное число, квадрат которого равен подкоренному выражению", или на алгебраическом языке =b, следовательно b 2 = a, - сторона квадрата, а - его площадь

Все, что было сделано выше, есть "построение" понятия "арифметический квадратный корень" методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Для учащихся, понятие будет строится от конкретного к абстрактному.

На этой основе теперь можно решать педагогическую задачу.

I. Дидактическая единица;



II. Методическая единица;

- Решение задач на вычисление площади квадрата;
- Решение задач на нахождение стороны квадрата;
- Введение обозначения и их история;
- Решение частных примеров;
- Определение арифметического квадратного корня;
- Связь арифметического квадратного корня и модуля;
- Решение сложных заданий;
- Индивидуальная работа;
- Работа с понятием арифметический квадратный корень.

4. Демонстрация задачной формы на примере понятия
арифметический квадратный корень.


1. Ученикам предлагаются две задачи:

задача 1: Дан квадрат со стороной 2 метра. Постройте квадрат вчетверо большей площади и найдите его сторону.

Данная задача не должна вызвать затруднения и ученики должны построить искомый квадрат и показать, что его сторона равна 4 метра (рисунок 5).



Задача 2: Дан квадрат со стороной 1 метр. Построить квадрат вдвое большей площади и найти его сторону.

Построение искомого квадрата – это более сложная задача для ученика, но она решаема, возможно с некоторой помощью учителя (рисунок 6). Нахождение стороны – это проблема, и она не может быть разрешена имеющимися средствами ученика.



2. Учитель фиксирует, что длина квадрата с площадью 2 м2 несоизмерима со стороной квадрата с площадью 1 м2. Данная величина (сторона квадрата) откладывается на числовом луче (рисунок 7) и ей дается имя «арифметический квадратный корень».



Учитель дает историческую справка о происхождении имени данной величины и ее обозначении . «Арифметический» произошел от греческого ariqmoz, что означает неотрицательное число. В языке от корня растут (производятся) слова, в биологии - растение, дерево и т.д. Что же растет в математике от "корня"? Из арифметического квадратного корня "произрастает" квадрат. В позднелатинском языке radix означает корень, первая измененная буква r перешла в современный знак.

3. Детям дается определение арифметического квадратного корня: «неотрицательное число, квадрат которого равен подкоренному выражению». Учитель совместно с детьми фиксирует смысл слов «возведение в квадрат» и «извлечение квадратного корня» Ученики решают простейшие задачи:

задача 3: Извлечь квадратный корень из 25, 16, 5 записать полученное выражение, показать геометрический смысл данного выражения.

4. Ученикам предлагаются более сложные задачи на закрепление понятия «Арифметический квадратный корень»:

задача 4: Постройте квадрат со стороной «корень из девяти», вычислите значение полученной стороны.

задача 5: Докажите что .

5. Список литературы.


  1. В.В. Давыдов. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). – М., 1972.

  2. В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. – М., 1986.

  3. Ю.В. Громыко. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. – М., 1992.

  4. Ю.В. Громыко. Мыследеятельностная педагогика. – Минск, 2000.

  5. Ю.В. Громыко. Организационно-деятельностные игры в народном образовании. – М., 1990.

  6. Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. – М., 1995.

  7. Г.З. Пименов. Основная проблема образования. - http://localhost/Md/Problema/Problema.htm.

  8. А.В.Нечипоренко. Ситуация учения-обучения в МД-педагогике. - http://localhost/Md/sit/sit.htm.

  9. Губанов А. Ю., Губанова Т. М. Моделирование. - http://localhost/Md/model/model.htm.

  10. Титоров Д.Ю. Задачная форма на уроках естественно-научного цикла. - http://localhost/Md/seminar2/seminar2.htm.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск