ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Шифр дисциплины: Б.3.В.ОД.4
Web-технологии и стандарты
Рабочая программа по направлению 230400.62 «Информационные системы и технологии»
Новосибирск 2014
Рабочая программа составлена ассистентом Катковской К.В.на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230400.62 «Информационные системы и технологии».
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Информационных систем
« 30 » 08 2013г.
Зав. кафедрой ИС
|
| Н. В. Голышев
|
Рабочая программа одобрена советом ЭМФ
« 23 » 09 2013г.
Председатель совета ЭМФ Жаров А. В. Рабочая программа одобрена советом ЭМФ
« 29 » 09 2014г. Председатель совета ЭМФ Жаров А. В. Рабочая программа одобрена советом ЭМФ
«____» ___________ 20___ г. Председатель совета ЭМФ Жаров А. В. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Web-технологии и стандарты» является специальной дисциплиной направленной на освоение базовых технологий и стандартов, используемых для разработки и размещения web-сайтов в среде Internet, а также их активного продвижения. Дисциплина базируется на общеобразовательных и специальных предметах: информатика, информационные технологии, основы алгоритмизации и др. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО): Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-2
| Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
| ОК-6
| Владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий
|
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1
| Способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей
| ПК-2
| Способность проводить техническое проектирование
| ПК-3
| Способность проводить рабочее проектирование
| ПК-27
| Способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий, используемых при создании информационных систем;
основные этапы, методологию, технологию и средства проектирования web-узлов;
языки разметки web-страниц;
основные стандарты, применяемые при разработке и проектировании web-узлов;
Уметь:
применять современные информационные технологии при проектировании web-узлов;
разрабатывать информационно-логическую, функциональную и объектно-ориентированную модели информационной системы web-узла;
Владеть:
технологиями построения и сопровождения web-узлов;
моделями и средствами разработки архитектуры web-узлов.
4.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: 3 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Очное обучение (О)
| Заочное обучение (З)
| Всего часов
| Семестры
| Курс
| 3
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 114
| 114
| Подготовка не ведется
| Аудиторные занятия
| 54
| 54
| Лекции
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 36
| 36
| Самостоятельная работа
| 60
| 60
| Изучение литературы теоретического курса
| 60
| 60
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Вид аттестации
|
| Зачет
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Разделы, темы дисциплины и виды занятий
Раздел и тема
дисциплины
| Лекции
| ПЗ
| ЛР
| СР
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| 3 семестр
| Раздел1. Введение в Web-технологии
| Тема 1.1 Web-стандарты и технологии.
| 2
|
|
|
| 4
|
| 4
|
| Тема 1.2 Каскадные таблицы стилей.
| 2
|
|
|
| 4
|
| 2
|
| Раздел2. Верстка и наполнение web-страниц
| Тема 2.1 Структура web-страницы.
| 1
|
|
|
| 10
|
| 8
|
| Тема 2.2 Верстка web-страниц.
| 4
|
|
|
|
|
| Тема 2.3 Графика и мультимедиа в web-среде.
| 1
|
|
|
| 10
|
|
|
| Раздел 3. Разработка интерактивных web-страниц
| Тема 3.1 Динамический HTML.
| 1
|
|
|
| 4
|
| 8
|
| Тема 3.2 Скриптовые языки программирования на стороне клиента.
| 1
|
|
|
|
|
| 8
|
| Тема. 3.3 Работа с формами в HTML.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 4. Информационная архитектура
| Тема 4.1 Планирование Web-сайта.
| 1
|
|
|
|
|
| 4
|
| Тема 4.2 Оптимизация сайта под поисковые системы.
| 1
|
|
|
|
|
| 8
|
| Раздел 5 Системы управления веб-содержимым(СMS)
| Тема 5.1 Назначение и принципы функционирования CMS
| 1
|
|
|
|
|
| 12
|
| Тема 5.2 Построение сайтов на базе CMS
| 1
|
|
|
| 4
|
| 6
|
| Всего:
| 18
|
|
|
| 36
|
| 60
|
| 5.2 Содержание разделов и тем дисциплины
ТРЕТИЙ СЕМЕСТР
Раздел 1. Введение в Web-технологии Тема 1.1 Web-стандарты и технологии.[1-3]
Базовые web-технологии. Серверное и клиентское программное обеспечение. Web-стандарты-появление и эволюция. Режимы браузера. DOCTYPE документа. MIME-тип документа. Разметка (HTML и XHTML) и стили (CSS) – разделение семантики и оформления. Размещение документов на сервере. Валидация web-страниц. Тема 1.2 Каскадные таблицы стилей. [3]
Спецификации CSS, уровни CSS. Внедрение таблицы стилей в документ. Синтаксис таблиц стилей. Селекторы. Установка значений свойств. Каскадирование и наследование. Валидация CSS. Раздел 2. Верстка и наполнение web-страниц Тема 2.1 Структура web-страницы.[4]
Объектная модель документа (DOM) и объектная модель браузера (BOM). Уровни DOM и их поддержка в браузерах. Дерево документа. Идентификаторы элементов. Иерархия и наследование. Тема 2.2 Верстка web-страниц[1-3]
Типовые подходы к верстке web-страниц. Табличная верстка. Блочная верстка. Сравнение таблиц и слоев. Типовые макеты. Цвет, оттенки и тени. Монохроматические, триадические, тетрадические и дополнительные цветовые схемы. Фреймы. Достоинства и недостатки применения фреймов на web-страницах. Тема 2.3 Графика и мультимедиа в web-среде. [4]
Графика на web-страницах. Видео и звук в Internet. Размещение видео и аудио информации на web-странице. Дополнительные возможности HTML 5 по работе с мультимедийной информацией.
Раздел 3. Разработка интерактивных web-страниц
Тема 3.1 Динамический HTML.[1-3]
Динамический HTML. Объекты, методы, свойства, события. Динамическое изменение стилевых свойств элементов. Тема 3.2 Скриптовые языки программирования на стороне клиента.[4]
JavaScript, JScript, VBScript. Области применения, поддержка браузерами, возможности и связь с другими языками. Семантика, синтаксис и основные конструкции языка JavaScript. Пользовательские скрипты и серверные приложения. Тема. 3.3 Работа с формами в HTML.[1-4]
Формы. Основные элементы форм. Динамическая обработка данных формы. Общий шлюзовой интерфейс (CGI). Методы передачи данных POST и GET. Обработка данных формы на сервере. Раздел 4 Информационная архитектура Тема 4.1 Планирование Web-сайта.[1-4]
Сайт на сервере. Базовая структура каталогов. Архитектура Web-сайта. Организационные вопросы планирования сайта. UML (Unified Modeling Language) - унифицированный язык моделирования. Основные элементы языка UML. Планирование сайта с помощью UML. Тема 4.2 Оптимизация сайта под поисковые системы.[4]
Файлы robots.txt и map.txt. Использование тега . Раздел 5. Системы управления веб-содержимым(СMS) Тема 5.1 Назначение и принципы функционирования CMS. [6]
Понятие системы управления web-содержимым (CMS). Назначение и основные функции. Сравнительный анализ CMS. Open Source и пропроиетарные CMS. Выбор CMS. Тема 5.2 Построение сайтов на базе CMS.[6]
CMS Joomla. Инсталляция, настройка и конфигурация администрирования Joomla. Разработка web-сайта с помощью Joomla. 5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
№ в УП
| Наименование обеспечиваемых дисциплин
| №№ разделов дисциплины (из табл. 5.1), необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплины
| Б.3.В.ОД.5
| Web-программирование
| 1.3
| 2.1
| 2.2
| 3.1
| 3.2
| 4.2
| 5.2
|
|
| Б.3.В.ОД.10
| SQL
| 2.1
| 3.1
| 3.2
| 4.1
|
|
|
|
|
| Б.3.Б.10
| Методы и средства проектирования информационных систем и технологий
| 1.3
| 2.1
| 2.2
| 3.1
| 3.2
| 4.2
| 5.2
|
|
| Б.3.В.ОД.7
| Корпоративные ИС
| 1.3
| 2.1
| 2.2
| 3.1
| 3.2
| 4.2
| 5.2
|
|
| 6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ раздела
(темы) дисциплины
| Наименование лабораторных работ или деловых игр
| Тема 1.1 Web-стандарты и технологии.
| Разработка статистического web-сайта средствами HTML и CSS.[1-2]
| Тема 1.2 Каскадные таблицы стилей.
| Тема 2.1 Структура web-страницы.
| Редактирование статистического web-сайта с использованием блочной верстки. [1-2]
| Тема 2.2 Верстка web-страниц.
| Тема 2.3 Графика и мультимедиа в web-среде.
| Добавление на web-сайт выпадающего меню с использованием CSS3.[2]
| Тема 2.3 Графика и мультимедиа в web-среде.
| Добавление на web-сайт аудио и видеоинформации с использованием динамического HTML.[1-2]
| Тема 3.1 Динамический HTML
| Тема 5.2 Построение сайтов на базе CMS
| Разработка сайта с помощью CMS Joomla.[2]
| 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ 8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА) НЕ ПРЕДУСМОТРЕН 9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Самостоятельное изучение литературных источников.
9.1 Расчетно-графическая работа, рефераты, контрольные работы
Не предусмотрено
№ раздела
(темы) дисциплины
| Наименование РГР, реферата
|
|
|
10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1 Обязательная литература
Htmlbook.ru — Режим доступа: http://www.htmlbook.ru/, свободный. — Электрон. дан. — [б. м.] — Загл. с домашней страницы Интернета. — Корректируется часто. — Яз. рус.(ЭБ)
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Web-технологии и стандарты» ч.1 [электронный ресурс]/ Новосибирск : Изд-во ФГОУ ВПО НГАВТ, 2010. (ЭБ)
10.2 Рекомендуемая литература Основная
HTML 4.01 Specification — Режим доступа: http://www.w3.org/TR/1999/REC-html401-19991224/, свободный. — Электрон. дан. — [б. м.] — Загл. с домашней страницы Интернета. — Корректируется часто. — Яз. англ.(ЭБ)
Cascading Style Sheets Level 2 Revision 1 (CSS 2.1) Specification — Режим доступа: http://www.w3.org/TR/2011/REC-CSS2-20110607/, свободный. — Электрон. дан. — [б. м.] — Загл. с домашней страницы Интернета. — Корректируется часто. — Яз. англ.(ЭБ)
Document Object Model (DOM) Level 2 HTML Specification— Режим доступа: http://www.w3.org/TR/2003/REC-DOM-Level-2-HTML-20030109/, свободный. — Электрон. дан. — [б. м.] — Загл. с домашней страницы Интернета. — Корректируется часто. — Яз. англ.(ЭБ)
Дополнительная
Joomla! — Режим доступа: http://www.joomla.org/, свободный. — Электрон. дан. — [б. м.] — Загл. с домашней страницы Интернета. — Корректируется часто. — Яз. англ.(ЭБ)
10.3 Информационные средства обеспечения дисциплины а) Обязательные информационные средства Серверы
Apache (версия не ниже 2.0) © Apache Software Foundation. Распространяется под свободной лицензией Apache Public Licenses (http://www.apache.org/licenses/LICENSE-2.0) – 9,9 Мб (http://apache.mirrors.tds.net//httpd/httpd-2.2.21-win32-src.zip).
Браузеры
Internet Explorer(версия не ниже 8.0) © Microsoft Corporation. All Rights Reserved. (http://www.microsoft.com/).
Opera (версия не ниже 11.0) © Opera Software ASA. All Rights Reserved– 9,9 Мб (http://www.opera.com/).
Mozilla Firefox (версия не ниже 6.0) © Mozilla Corporation Распространяется под лицензией GNU GPL (http://www.fsf.org/licenses/gpl.html) – 13,6 Мб (http://www.mozilla.org)
Google Chrome (версия не ниже 6.0) © Google. All Rights Reserved. (http://www.fsf.org/licenses/gpl.html) – 591Кб (http://www.google.ru/chrome).
Среды разработки
NetBeans IDE (версия не ниже 7.0) © Oracle, NetBeans Community. Распространяется под лицензией CDDL (http://www.sun.com/cddl/cddl.html) –245 Мб (http://netbeans.org/).
б) Рекомендуемые информационные средства
Joomla (версия не ниже 1.5) Open Source Matters. Распространяется под лицензией GNU GPL (http://www.fsf.org/licenses/gpl.html) –7,9 Мб (http://www.joomla.org/download.html)
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Терминальный класс, оснащенный выходом в локальную сеть и сеть Internet. На каждом компьютере терминального класса установлено необходимое ПО.
2. Лекционная аудитория, оснащенная настенным экраном и мультимедийным проектором. 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
При чтении лекций и проведении лабораторных работ всегда в конце дается название новой темы, поэтому рекомендуется краткая самостоятельная подготовка к каждой лекции по указанной литературе, подготовка к лабораторным работам (в соответствии с методическими указаниями, выставленными на ПК в компьютерном классе) и с использованием учебных мультимедийных курсов.
В библиотеке академии и на кафедре имеются методические указания по всем видам учебных занятий и самостоятельной работы. 13. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме зачета по системе «зачет» или «незачет».
Зачет проходит по билетам.
|